letidor_style (familyr_style) wrote in letidor,
letidor_style
familyr_style
letidor

Categories:

Совместные закупки: краткий курс



Текст: Маша Форманюк

Часто незнакомые мамы спрашивают меня про интересные штуки, замеченные у моих детей: "а где вы это купили?". Мне обычно приходится мямлить: "эээ… в Интернете". Непонятно, как сходу объяснить первому встречному систему совместных закупок с "оргами", "рядами", "выкупами" и "стопами", работу сервисов почтовой пересылки и посредников за границей. Но мямлить мне не нравится, так что теперь я буду давать ссылку на этот краткий справочник по совместным покупкам в Интернете.


Что такое совместная закупка или совместная покупка?

Возможность купить вещи дешевле в интернет-магазинах или напрямую у поставщиков, объединившись с другими желающими через социальные сети, тематические сообщества и форумы. Цена снижается за счет того, что закупка происходит оптом (сразу большой партией) и без лишних посредников.

Как правило, совместная закупка - это не просто обмен денег на вещи, а целые экспертные сообщества, где вы можете делиться опытом и получать информацию о товарах, марках, магазинах, скидках и распродажах.

Плюсы совместных закупок

- цена ниже, чем в магазинах;
- организационные хлопоты берет на себя кто-то другой (особенно это имеет смысл с покупками в зарубежных интернет-магазинах);
- возможность покупать в магазинах, которые не работают с индивидуальными покупателями (или покупателями из России - в случае с иностранными магазинами);
- дополнительная информация, которой не дают в обычном магазине (впрочем, ее можно получить в закупочном сообществе и без участия в закупке);
 
Минусы совместных закупок

- как правило, ждать заказа придется дольше, чем при индивидуальной покупке;
- риск мошеничества, связанный с отсутствием юридического статуса;
- полученный товар может не подойти, а вернуть его нельзя.

Как это работает?

Коллективный заказ позволяет получить скидку за опт и сэкономить на доставке, разделив ее на всех участников закупки (особенно, если речь идет о покупках в иностранных магазинах).

У разных поставщиков/магазинов бывают разные условия для получения скидок или продажи по оптовой цене. У одних это определенная стоимость заказа - "минималка". Набрав любой товар у этого магазина/поставщика на нужную сумму, можно получить скидку.

У других - определенное количество наименований в оптовой упаковке, и выкупать товар можно только такими упаковками. Тут сложность в том, что обычно упаковка - это не просто 10 или 100 каких-то предметов, а именно одинаковых предметов ("зеленых резиновых сапог 23 размера" или "деревянных каталок-жуков"). Поэтому собрать такой заказ сложнее. Для удобства участники закупки записываются в "ряды" (количество мест в ряду равно количеству нужного товара в оптовой упаковке) - если все места в ряду заполнятся, заказ можно будет выкупить по оптовой цене, а если нет - то сапог и пластилина не получит никто.

Как все договариваются?

Обычно у каждой закупки есть организатор (или, сокращенно, "орг"). Организатором может быть представитель поставщика или кто-то из обычных пользователей, берущий на себя организационные хлопоты и контакты с поставщиком/магазином за вознаграждение (как правило, 5-15% от суммы заказа).

Обычно организатор объявляет условия закупки в соответствующем ЖЖ-сообществе (или в форуме,  или в группе "Вконтакте") . Условия включают:

1) цены;
2) конечная стоимость товара и ее слагаемые (доставка, орг-процент, курс валюты и т.д.);
3) порядок оплаты и реквизиты;
4) сроки каждого этапа закупки (сбор заказов, оплата, отгрузка товара, разбор покупок);
5) способы разбора заказов (почта, встреча, самовывоз, курьер), места для встреч;
6) меры для нарушителей сроков и обязательств;
7) контакты для связи с организатором (хорошо, если есть как минимум два варианта).

Если какой-то из этих моментов не обговорен - задавайте все уточняющие вопросы до того, как присоединиться к закупке.

В ходе закупки добросовестный организатор обычно регулярно оповещает ее участников о новостях до момента получения и раздачи заказов. 

Как регулируются отношения между оргом и участниками закупки?

На мой взгляд, самые безопасные и удобные закупки - в закрытых сообществах, с достаточно большим количеством постоянных участников и несколькими организаторами.

Во-первых, большое количество участников позволяет получить большие скидки, быстрее набрать "минималку", а в случае, если полученная вещь вам не подошла, быстрее ее "пристроить".

Во-вторых, в таких сообществах, как правило, существуют (в опубликованном виде) правила для организаторов и участников закупки и предпринимаются меры за их нарушение (недобросовестный организатор тут долго не продержится).

В-третьих, общение организатора и участников закупки в общих постах, а не индивидуально (по электронной почте или в личных сообщениях), экономит время на обсуждение деталей и обеспечивает прозрачность закупки.

В-четвертых, в сообществе можно не просто механически объединяться для закупок, но и делиться опытом и информацией - например, как правильно подобрать размер у какой-то конкретной марки, что будет интересно ребенку определенного возраста, а что - еще рано, и т.п.

Безопасность совместных закупок

Идея о том, чтобы отдавать деньги в Интернете незнакомым людям за получение каких-то товаров в будущем, может показаться небезопасной. Действительно, совместные закупки в социальных сетях юридически не защищены - тут все строится на доверии, кооперации, рекомендациях знакомых и вашем собственном опыте. Поэтому здесь не будет ссылок на сообщества, которыми пользуется автор этого текста - присоединиться к ним можно по личным рекомендациям или по приглашению орга.

Но если плюсы совместных закупок для вас перевешивают этот риск, то стоит помнить о простых правилах безопасности (работающих не только для закупок, но и вообще в Интернете):

1) Узнайте, сколько стоит нужная вам вещь в интернет-магазине для обычного покупателя - может быть, разница с ценами в закупке не столь велика и проще купить самостоятельно. В последнее время под видом "совместных закупок" часто действуют обычные реселлеры, у которых цена товара выходит такой же, как в магазине.
 
2) Убедитесь в том, что у вас есть личные данные (ФИО, контакты) организатора закупки;

3) Не оставляйте свои личные данные (ФИО, адрес, телефон, банковские реквизиты) и заказы в открытых (доступных любому пользователю в Интернете) постах или группах. Организаторы должны использовать непубличные и защищенные формы для сбора данных или обмениваться контактами в личных сообщениях;

4) Попросите своих друзей и знакомых порекомендовать вам закупки и организаторов, с которыми они сами имели положительный опыт кооперации;

5) Внимательно читайте правила сообщества и условия закупки, чтобы избежать неудобств, неожиданностей и штрафов;

6) Просмотрите сообщения о прошлых закупках данного организатора и отзывы участников в сообществе.

Альтернативы

Бум самоорганизующихся совместных закупок в социальных сетях привел к появлению сервисов груповых скидок - таких, как Groupon, KupiKupon.ru, Biglion.ru. Они используют похожий с совместными закупками принцип - скидка активируется, если в течение определенного времени наберется определенное количество желающих ею воспользоваться.

Однако здесь предложения выставляют сами продавцы, никаких посредников в виде "оргов" нет, а пользователи не знакомы друг с другом и являются по сути просто "галочкой" в ряду заказов. Так что с одной стороны это - легализованная альтернатива совместным закупкам. С другой стороны - выбор товаров и услуг ограничен тем, что сочли нужным "распродать" сами продавцы, а не тем, что хотелось бы купить именно вам. Подробнее о разнице совместных закупок и скидочных сервисов можно почитать здесь.

Другой вариант - стать "оргом" самому и организовывать закупки для узкого круга своих друзей и знакомых (который затем можно расширить за счет знакомых друзей и друзей знакомых). Это вполне реально, ведь став родителями, мы начинаем больше общаться с людьми, у которых дети того же возраста, что и наши - а значит, и покупательные "потребности" у нас схожие. А там, глядишь, из закупок понемногу вырастет и собственный "мамский" бизнес.


Читайте также:
Весенний обзор колясок
Непромокайки на весну: покупаем в Интернете

Деткая мода на весну: выбор в онлайн-магазинах
10 пар детской обуви, ради которой стоит освоить Amazon
Надеваем термобелье: инструкция для замерзающих


Tags: Вещи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments