letidor_school (familyr_school) wrote in letidor,
letidor_school
familyr_school
letidor

Categories:

Играем в сказки



текст: Лена Чарлин, 
iz_antverpena

Кто сказал, что игра в сказки заканчивается вместе с ранним детством? Я прекрасно помню, как и, будучи подростками, мы играли в «Карлсона». После отбоя в трудовом лагере наша дружная компания не придумала развлечения лучше, чем шариковой ручкой нарисовать на простынях лица привидений и отправиться под окна соседнего корпуса пугать ребят из параллельного класса. По приезду домой мы, конечно, выслушали немало воспитательных слов от мам за испорченные простыни, но как же в ту ночь было весело! Мы убегали от проснувшихся друзей прямо по крапиве, стягивали простыни на бегу и хохотали.

Я вспоминаю тот летний день из своей школьной жизни, потому что мой сын как раз вошел в возраст, когда сюжеты из книг стали жить в его повседневных играх. И это он накидывает сейчас простынку на голову и говорит: «Я привидееение, дикое, но симпатишное». Четырехлетний Марик пока не догадывается нарисовать рожицу на простыне. Но чует мое сердце: дойдет и до этого.

Когда фантазия на исходе и уже не хочется по десятому кругу играть в доктора, магазин и детский сад, я обращаю свое внимание на полки с яркими рядами детских книг. Вот уж где таится по-настоящему неиссякаемый источник вдохновения и сюжетов для игр с детьми.



Откроем книгу

Этой весной мы записали Марика в библиотеку и увидели на стеллажах столько книг из собственного детства, о которых мы уже и подзабыли, увлекшись новинками, чаще всего зарубежными, которыми радуют нас современные издательства. Библиотечный «Цветик-семицветик» Катаева мы продляли трижды, пока, наконец, интерес к этому рассказу не стал у моего сына умеренным. Маленький принц просил нарисовать ему барашка, а Марик однажды обратился ко мне с просьбой:

– Нарисуй мне цветик-семицветик, пожалуйста.

Я нарисовала. Марик раскрасил цветок, затем мы его вырезали, и после этого сама собой напрашивалась игра в одноименную сказку. Мы адаптировали сюжет под свои реалии: вместо катаевской девочки Жени главным героем стал мальчик Марик, но в остальном сценарий был соблюден. С каким восторгом сын отрывал лепесток за лепестком, подбрасывал их в воздух, выкрикивал «Лети-лети лепесток!..», спасался от медведей с Северного полюса и игрушек, обрушившихся на него разноцветной волной, и велел, чтобы хороший мальчик Витя стал здоров. Эта игра создала эффект волшебства в привычной квартире – сказки, пришедшей в наш дом.



Это был не первый опыт оживления сказки. Еще когда сын научился разговаривать предложениями, мы начали играть в «Телефон» Чуковского. В этом стихотворении много ролей и мы этим пользовались: в поездке, поликлинике или на прогулке рассказывали «Телефон» на разные голоса. Или Марик забирался в домик на детской площадке, который сразу превращался в Теремок. Мы, родители, играли роль рассказчиков, а Марик озвучивал персонажей от мышки-норушки до медведя.

В обычной домашней обстановке без труда можно найти героев русских народных сказок – в ход идут мягкие и резиновые игрушки, фигурки из киндер-сюрпризов, даже вырезки из журналов. Для детей не так важна эстетическая совершенность образов – их не смутит, если медведь будет по размеру меньше зайца. Значение имеет само наличие персонажей, которых можно держать в руке, водить, кормить, укладывать спать.

Хорошее подспорье для представлений – наборы для кукольного театра. Пальчиковые игрушки или куклы, что надеваются на руку. А также картонный кукольный театр с декорациями к сказкам – моделью бревенчатой избы, столовой трех медведей, печкой, в которую можно посадить еду. Получается два занятия в одном – сюжетно-ролевая игра по сказке и конструктор, над которым нужно потрудиться.


Героев  - в жизнь

Игры с малышом, который еще не владеет большим словарным запасом, но уже любит читать, не обязательно предполагают театрализованное действо. В раннем возрасте можно воспользоваться тем, что дети любят делать: рисовать, клеить аппликации, лепить любимых героев. Мы так слепили из пластилина персонажей книг Арнольда Лобела Квака и Жаба. Второстепенных героев в этих историях практически нет, поэтому оставалось лишь внедрить Квака и Жаба в простые декорации вроде леса, домика или снежной горы, и игра была готова.



Игра в литературные произведения активизирует фантазию ребенка. И вот уже в следующий раз не родитель становится режиссером, а сам ребенок придумывает новые повороты сюжета с полюбившимися героями сказок. Так, когда Марик увлекся насекомыми и мы подарили ему набор пластиковых пчел, жуков и стрекоз, он тут же придумал игру в «Муху-Цокотуху», ведь теперь все персонажи знакомой сказки были у него перед глазами. А после прочтения «Баллады о маленьком буксире» Бродского, папа Марика передал ему по наследству еще свой старый деревянный конструктор для строительства кораблей, и сын развивал корабельную тему.


Примеры для подражаний

Воображение разыгрывается, как только для этого создается благодатная почва. Так после прочтения «Доктора Айболита» ребенок начинает играть в поликлинику, куда приходит лиса, которую укусила оса, и барбос, кого курица клюнула в нос. Айболитом выступает, конечно же, сам ребенок. В этом еще одна прелесть игры в сказку – в процессе дети проявляют свое отношение к героям. Положительное – к добрым, отрицательное – к плохим. Заметно, как они наделяют персонажей качествами, которые улавливают еще при чтении. И Бармалей у них разговаривает низким голосом, и детские брови сдвигаются так же, как у злого разбойника на картинке в книге. А Айболит всегда улыбается, ко всем добр и заботлив. Увлекшись книгой, а особенно героем, ребенок отождествляет себя с ним, на какое-то время может начать носить его имя и просить родителей тоже побыть персонажами. Это все совершенно нормальные явления, так проявляет себя полет детской фантазии.

Мальчишки читают «Детей капитала Гранта» и на импровизированных кораблях, сколоченных из старых досок, пересекают моря и океаны, плывут к неизведанным землям, чтобы найти капитана, чья просьба о помощи была обнаружена в бутылке внутри рыбы-молота. Дети всего мира влюбляются в бесстрашную, добрую и не желающую взрослеть Пеппи Длинныйчулок и воображают, что именно они живут на вилле «Курица», покупают сто кило леденцов для детей и умеют носить на руках лошадь. А для читателей, полюбивших «Хроники Нарнии», любой платяной шкаф будет представляться дверью в таинственную страну, которую нужно освободить от власти Белой Колдуньи.




Отражения в реальности

Часто в детских книгах можно почерпнуть идеи для повседневных ритуалов. Нам, например, понравилась традиция укладывания, которую предлагает папа зайчику Карлхену в книге «Карлхен, папа, мама и бабушка Никкель». Непоседа Карлхен, как и большинство детей, не любит укладываться спать, тогда его папа достает из кармана свисток и объявляет посадку на тапочковый поезд. Малыш Карлхен становится на папины ноги и, «чух-чух, чух-чух», вдвоем они объезжают комнаты, которые на время игры превращаются в станции Морковьбург (мама дает зайчику погрызть морковку перед сном), Мойбург (малыш чистит зубы) и, наконец, Спибург (Карлхен прыгает в кровать и желает всем спокойной ночи). Казалось бы, всего пять минут игры, а ассоциации с укладыванием остаются самые приятные и веселые.


Или интересна серия книг про бобра Кастора, в которых главный герой учит маленьких читателей печь пирог, столярничать, шить или выращивать фасоль. Какой любопытный ребенок удержится от того, чтобы попробовать то, что так хорошо получается у Кастора. Вот оно – бескрайнее поле для совместных дел детей и родителей, подкрепленное иллюстрациями из книги. Как это приятно – испечь точно такой же пирог, как у Кастора на картинке. Или вместе покрасить шкафчик, научившись при этом смешивать цвета.

Вне информационного пространства дети не смогут догадаться, как нужно играть в сюжетно-ролевые игры.




Лучшие подсказчики – это, конечно, родители, но и книги приходят на помощь, например, тематические энциклопедии. После прочтения энциклопедии «Пожарная команда» мой сын увлекся темой огня и пожаров, и проигрывал прочитанный сюжет о том, как из-за забытой на столе свечки начался пожар и как его тушили. В данном случае хороша и образовательная часть игры: на примере из книги ребенок узнает, как нужно быть осторожным с огнем.

Недавно в детском саду Марик участвовал в своем первом спектакле – их младшая группа ставила «Сказку о глупом мышонке» Маршака. Роль у сына была короткой, но сами приготовления – то, как мы мастерили ему костюм, репетиции в садике и разговоры на тему спектакля были долгоиграющей темой в нашей семье. Чтобы немного подбодрить мальчика, стесняющегося выступать, мы играли в «Сказку о глупом мышонке» и дома.


Мечтаем о будущем

В первые теплые дни весны мой сын мечтает о том, что летом он будет собирать землянику на даче, прямо как в рассказе «Дудочка и кувшинчик» с присказкой «одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвертая мерещится». Пока Марик тренируется на пластилиновых ягодах. А я думаю: еще несколько лет, и мы будем с ним не только инсценировать сказки, но и играть в литературные игры. Я скажу: «Старик», Марик ответит: «Хоттабыч». Он назовет: «Железный», я продолжу: «Дровосек». Мы будем составлять кроссворды на тему любимых книг, перечислять литературных персонажей на манер игры в города и продолжать друг за другом известные фразы из произведений. К тому времени цепочка из прочитанных нами книг станет еще длиннее. И я очень надеюсь, что конца этой цепочке не будет никогда.

Читайте также:
Игры-смешинки
Страна фантазёров
Развиваем артистизм
Тренируем творческое мышление
Своя сказка: как перестать читать чужие
Игры на пальцах: пособие для юных хакеров

Tags: Игры дома, Книги, Пападром
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments