-->

Сайт для всей семьи


Previous Entry Share Flag Next Entry
Дети и социализация: откуда берутся изгои в классе?
familyr_psy wrote in letidor


текст: Женя Кац
janemouse

Вы, наверное, помните фильм «Чучело», и знаете, как тяжело бывает в школе ребёнку, против которого ополчились одноклассники. К сожалению, подобная ситуация в школе – совсем не редкость, и родителям важно помнить, что от них зависит, как будут складываться отношения в классе у их детей.

Что может послужить причиной для насмешек и конфликтов? Да всё, что угодно! Маленький рост, очки, невнятное произношение, особенности причёски или походки, хорошие отметки. А всегда ли эти особенности приводят к возникновению насмешек и конфликтов? Вовсе нет!


Чем больше историй про разборки и травлю в классе я слышала, тем прочнее во мне росла уверенность в том, что в большой мере всё это зависит от взрослого – от учителя, воспитателя. Именно он задаёт тон отношений в классе, и если взрослый считает, что все в его классе должны общаться уважительно, то дети это прекрасно чувствуют. И точно так же, к сожалению, если учитель и сам считает, что один из учеников «немного не такой», то он не будет препятствовать возникновению дразнилок и обзывательств. Одного и того же ребёнка могут все одноклассники любить в первой школе, а потом невзлюбить, если он перейдёт в новую школу.

И наоборот: если конфликт в классе уже есть, то сменить школу часто бывает наиболее правильным решением.

Родители часто стараются отстраниться от рассказов ребёнка о подобных конфликтах. «Дети сами должны решать свои проблемы!» - считают они. Однако не всегда у детей достаточно сил и ресурса для того, чтобы справиться самим. Когда дети рассказывают вам о своих горестях и бедах, как минимум, выслушайте и посочувствуйте ребёнку. После этого попробуйте расспросить, есть ли в классе у ребёнка друзья. Возможно, вам стоит позвать в гости кого-то из одноклассников сына или дочки, погулять с ними вместе в парке, помочь им подружиться.

Если же дело дошло до травли и бойкота, то без вмешательства взрослых не обойтись. Вам надо будет поговорить и с учителем, и с другими родителями, объяснив им, что это уже не просто детские обиды. Важно понять, что вызывает конфликт, и как можно его погасить.

Сейчас очень многие родители изо всех сил стараются с самого раннего возраста своего ребёнка учить – математике, английскому, чтению, чему угодно. В детских садах дети заняты буквально с утра до вечера, у них расписана каждая минуточка. Что получается в итоге? Детям не остаётся времени на построение свободной игры, они не учатся взаимодействовать между собой, не учатся делиться, мириться, спорить и договариваться, согласовывать планы и вместе строить что-то. Вот что говорит в интервью "Новой газете" руководитель Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ Елена Смирнова:

"Сотрудники Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек посетили 9 московских детских садов, где наблюдали, как играют дети в привычных для них условиях. Воспитателей просили оставить детей в покое на полчаса, чтобы они имели возможность делать то, что хотят. Найти даже полчаса для свободной игры оказывалось крайне затруднительным...

Мы исследовали игру более 100 детей. Игра у наших дошкольников находится на самом примитивном уровне. Пяти-шестилетние дети играют так же, как трехлетние: возят машинки, кормят кукол, бесконечно одевают и причесывают их. Можно было еще наблюдать возню, беготню, гримасничанье. Повторюсь, так могут играть малыши двух-трех лет. Развернутой игровой деятельности у старших дошкольников в детских садах нет".


Это значит, что нужно учить детей в любом возрасте не только делать что-то самому, но и работать в команде. Вместе веселее строить запруды на ручье или шалаш под кустом, длинную дорогу через всю песочницу, или рыть колодец в песке на берегу. Эти «бессмысленные» с точки зрения многих родителей занятия дают ребёнку бесценный опыт сотрудничества. Дети очень ценят время, когда они могут поиграть вместе, и было бы здорово, если бы родители понимали, насколько это важно.

В школе дети проводят почти половину дня, поэтому очень важно сделать так, чтобы обстановка в классе была хорошая. Придумайте для одноклассников вашего ребёнка интересную прогулку, принесите в класс настольные игры, покажите фотографии из вашей летней поездки. Помогите детям подружиться!



Дети и социализация: откуда берутся изгои в классе?

User kukla_mia referenced to your post from Дети и социализация: откуда берутся изгои в классе? saying: [...] Оригинал взят у в Дети и социализация: откуда берутся изгои в классе? [...]

хочу возразить автору: у нас в классе был прекрасный классный руководитель, к которому мы ездим в гости до сих пор, интеллигентнейший человек, преподаватель русского языка и литературы, пушкинист, однако, в нашем классе были и травля и бойкоты и игра в "собачку" шапками и прятание портфелей... При чем занимались этими вещами занимались, в общем-то неплохие ребята (были, конечно, среди них и двоечники, но не все), однако, у них было какое-то сопротивление тем "вечным ценностям", которые прививались на уроках литературы...
а потом я ушла из этой школы, перейдя в математическую, и классный руководитель тоже ушел и тоже, как ни странно, в математическую, но в другую, к сожалению...

Я тоже не совсем согласна. У меня создалось ощущение, что в большом коллективе/классе все равно найдется не такой человек, который не сможет влится в коллектив до конца, каким бы хорошим коллектив не был.
У нас также был замечательный коллектив и классный руководитель в выпускных классах и все равно существовал изгой, не в полном смысле, но был...

Интересно, у нас на "Планеренке" совсем недавно была статья на эту же тему. "Белая ворона". http://kids.sp.kh.ua/2012/03/23/belaya-vorona/ Значит, тема достаточно актуальная.

Статья ни о чем. А редакции может стоит ставить тег "реклама"?

Рекламы тут никакой нет. А то, что дописано в конце про игротеки - это дописано именно "от редакции", а не от автора.

Что может послужить причиной для насмешек и конфликто

Давайте отделять мух от котлет. Причиной для насмешек, действительно могут стать, на первый взгляд самые незначительные вещи. Например, "отстойный" наряд. Тут родителям стОит постараться, чтобы ребёнок не выглядел чучелом. ...Или - веснушки. С веснушками ничего не поделаешь, но нет ничего страшного в том если раз-другой кто-то отпустит безобидную шуточку.

Другое дело - конфликты, издевательства и травля. Как правило поводом для этого служат вовсе не веснушки или очки. Причина банально проста. В каждом классе есть шантрапа. 2-3 человека объединяются вокруг некоего лидера и единственным смыслом жизни у этой публики является задирать и обижать слабых. Вот они то и организуют так называемую травлю. Жертвой выбирается кто-нибудь из самых слабых, у кого нет друзей способных заступиться за своего товарища. Новичок - идеальная мишень. (Что, собственно, мы и видим в фильме Чучело). Тех кто держаться вместе - не трогают. Но и они сами не заступаются за "изгоя", боясь конфликтовать с шайкой шпаны.

Другие одиночки, радуясь что выбор пал не на них, примыкают к компании и активно пытаются выслужиться перед хулиганом-авторитетом. А со стороны создаётся впечатление, будто-то бы весь класс ополчился на одного человека и началась травля.
Впрочем, издеваться над одним человеком скоро надоедает (да и прибыли никакой, ведь все деньги отобрали ещё на первой перемене) и шпана выбирает себе другую жертву. А предыдущий объект травли зачастую примыкает к, ещё час назад обижавшей его, компании с единственной мыслью: пусть над одноклассником издеваются как только угодно, только бы им не надоело и они опять не взялись бы за меня!

Женя, наверное, сочиняет свои статьи сидя дома и питаясь в основном околонаучной беллетристикой, которую пишут такие-же "знатоки" как и она. Может хватит наивно верить всему что напечатано на бумаге? Есть же собственная голова! Или вы думаете, что тетя, которую посадили в контору по экспертизе игр и игрушек, умнее вас???

Re: Что может послужить причиной для насмешек и конфлик

Вот с Вашим комментом полностью согласна ) Школа, как она есть.

Вечер добрый. Внесу и я свои пять копеек.
"О времена, о нравы!"
==
Сейчас в школах наметилось разделение детей на бедных и богатых. И каждая из этих группировок держится отдельно, обособленно, и стараются друг с другом не дружить и не общаться. Тот ребенок, который не может ответить "достойно" подвергается травле, порой очень жесткой травле. Дай Бог, чтобы у ребенка не сдали нервы и он не сломался, а научился давать отпор.
Все, что Вы пишите - характерно для 80-90 годов. Сейчас у подростков слишком много гонора, подкрепленного богатенькими родителями. Порой учитель не может найти общий язык в классе, ибо не может справиться с распущенностью и вседозволенностью некоторых учеников. Попробуй урезонить зарвавшегося ученика, если он тут же звонит по мобильнику своей мамочке и мамочка с криком приезжает на машине и устраивает скандал типа "за что я вам тут деньги плачу". И туда же и директор школы, нет, чтобы стать на сторону учителя, он прямым ходом или начинает уговаривать учителя продолжить вести урок/поставить удовлетворительную оценку круглому двоечнику, или становится на сторону орущей мамаши - не можете заинтересовать детей на уроке, знать вы плохой учитель. Вот такие ситуации сейчас в школе и сплошь и рядом. А психологи в школах занимаются чем угодно - вплоть до ведения уроков рисования, только не решением таких конфликтных ситуаций.

То, что вы описываете, характерно как раз скорее для частных школ,
в районной школе, где учились мои дети, такого не было.

К сожалению, это большая сложность некоторых частных школ - туда попадают те, с кем сложно было справиться учителям в обычной школе,
и в итоге весь класс получается из очень особых и зачастую избалованных детей.
Для успешной работы с такими особыми детьми нужно достаточное количество нормальных, уравновешенных, понимающих правила и границы, детей.

Лицом к детям: полемика

User ludfil referenced to your post from Лицом к детям: полемика saying: [...] Дети и социализация: откуда берутся изгои в классе? [...]

Дети и социализация: откуда берутся изгои в классе?

User vfcnthqjlf referenced to your post from Дети и социализация: откуда берутся изгои в классе? saying: [...] Оригинал взят у в Дети и социализация: откуда берутся изгои в классе? [...]

Детей надо прежде всего учить думать. Все эти изгои - типичнейшая "омега" в сообществе животных, и преодолевается такое только сознанием. Ну а если попал - да, менять школу.

В более лёгких случаях удается перетерпеть - но тяжело и рискованно.

> Все эти изгои - типичнейшая "омега" в сообществе животных,
> и преодолевается такое только сознанием.

Все эти "омеги" и "альфы" - типичнейшее заблуждение обезьян, выучивших несколько букв греческого алфавита. И преодолевается это только отказом от бессмысленного деления людей на три-четыре типа.


Edited at 2012-04-05 10:26 pm (UTC)

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
вот тут немного об одном новом фильме, в тему...(

"Певец Джастин Бибер и актриса Мэрил Стрип подписались под петицией в адрес создателей документального фильма «Садист» (Bully), который выйдет на экраны 30 марта.
Знаменитости требуют, чтобы рейтинг фильма, рассказывающего о школьном садизме, был снижен с R (детям до 17 лет просмотр только с взрослыми) до PG-13 (детям до 13 лет желателен просмотр вместе с взрослыми). Помимо Стрип и Бибера петицию подписали свыше 300 тысяч человек.
«Садист» состоит из интервью с юными школьниками, а также эпизодов наблюдения за поведением детей в элементари и мидл-скул.
Картина выйдет на экраны в ограниченном прокате. Дата выхода фильма на DVD и Blu Ray пока неизвестна. Предположительно это лето 2012 года."

Какой плохой перевод названия фильма.

(Deleted comment)
Может, я невнимательно читал комментарии, но не нашёл ни слова о виктимности. Если ребёнок по натуре не жертва и у него всё хорошо с самооценкой и любовью к себе, то ни очки, ни маленький рост не проблема. А если ещё и с чувством собственного достоинства хорошо, то первая же попытка травли, завершившаяся разбитым носом главного "травилы", решает проблему травли накорню.

Мне тоже кажется, что виктимность важна. Я это на себе в раннем детстве испытала. Опять же о причинах виктимности и низкой самооценки можно много говорить, в моем случае это был уход отца из семьи и последовавшее полное забвение.

Я тоже беспокоилась за своего ребенка, как он будет в социуме. Но он-то явно не жертва. И слава Богу! )

В статье есть здравая мысль о том, что детям в садике надо предоставить хотя бы полчаса на свободные игры, а также о пользе постройки запруд и т п (но это желательно под присмотром если не взрослых, то более старших детей, они для малышни более авторитетны). Однако всё остальное ни о чем.

Предоставленные сами себе дети - это первобытная стая в чистом виде. Вспомните "Повелителя мух". Поэтому чтобы управлять детским, а тем более подростковым коллективом, нужно знать, по каким законам ранжируется стая, кто будет вождь, кто советник, на кого делать ставку, а кого придется защищать. Изгой - это обычно звуковик (термин системно-векторной психологии Юрия Бурлана), он склонен замыкаться в себе, мнение коллектива его не интересует, он считает всех ниже себя, и сам по себе из скорлупы не выйдет. А может и перестрелять всех на фиг, что происходит в американских школах и что сделал Брейвик - тоже звуковик.

Виктимность - да, она есть, и в основном у представителей зрительного вектора, но в неразвитом состоянии, когда преобладают страхи.

Так что выводить деток погулять на весеннюю лужайку тоже надо умеючи - как бы потом не лечить раны и не искать их по лесопосадкам.

Вопрос не только в том, чтоб давать детям время на свободные игры,
но и в том, чтобы научить их - чем можно в это свободное время заняться.
К сожалению, помимо вариаций игры в "салки" сейчас дети знают довольно мало игр,
но очень радуются, если кто-то из взрослых помогает им расширить их "игровой репертуар".

Изгоями могут стать при неудачном стечении обстоятельств и вполне успешные дети - влияние коллектива тоже очень важно.
Я сама в 8 классе перешла в математическую школу, и у нас изгоев не было,
но половина детей до того, пока учились в районных школах, подвергались насмешкам и травле.
Знакомого мальчика в 9 лет лупили в школе за то, что читает на переменах.
В математическом кружке, в турклубе и во многих других местах этого же мальчика очень ценили.
Он совсем не жертва, хотя драться не любит.

(Deleted comment)
Практически подтвердили мою точку зрения.
Жму руку.

(Deleted comment)
А как должны играть 5-6-летние? Можно привести примеры развернутой игровой деятельности? Кроме совместного строительства.

О, первый вменяемый комментарий. Все остальные почему-то сосредоточились на обсуждении "хулиганов", "жертв" и прочей классификации детей. А статья-то была совсем не об этом.

По моим наблюдениям, 5-6 летние вполне могут играть в разнообразные командные игры. Взять хотя бы "казаков-разбойников", которые можно бесконечно разнообразить - и разными ролями, и разными заданиями (включая карты, стрелки, клады, коллективное преодоление препятствий и т.д.)

Более того, в старших группах детского сада дети уже играют в такие игры - самостоятельно их придумывая, и самостоятельно же разбиваясь на микро-группы по 2-3 человека. Это именно то, что в цитате сказано: "Можно было еще наблюдать возню, беготню".

Другое дело, что все эти игры "самопальные", а значит, взрослые их обычно не видят, не понимают - и не поддерживают. Поэтому происходят эти игры в распределенном, фоновом режиме (в промежутках между "централизованным воспитанием"). Именно поэтому такие игры не увидеть за полчаса наблюдения.

Но если дать им немного больше времени, да еще и подсказать более интересные "правила игры" - оказывается, что они очень здорово играют. Я не раз наблюдал это, когда забирал ребенка из садика. Мы выходим из сада одновременно с другими 3-4 родителями, наши дети просятся поиграть вместе на садиковой площадке... и вот в этот момент, если чуть-чуть подсказать им роли и правила, обычная беготня запросто превращается в более сложную коллективную игру.

А почему этим не занимаются воспитатели в детсаду - это отдельный вопрос.

Edited at 2012-04-06 09:14 am (UTC)

Как воспитатель подтверждаю, детям продыха нет.
Впрочем и воспитателям тоже, сейчас столько всего требуют делать, что на личную жизнь и увлечения почти не остаётся времени.
Дошло до того, что я начала вспоминать все вожатские игры на сплочения (!!!) и идти на хитрость, обходя планы на день.
А ещё, 27 малышей на одного взрослого, это конечно же много. Иногда за день не успеваешь с каждым пообщаться (это если не учитывать "здравствуйте" и общения на игровых занятиях). Результаты гораздо хуже по сравнению с тем, если б их было 10 или хотя бы 15. И какой получается итог? Ни "космонавтов" не подготовим, ни дадим детям отыграться как следует, получить свою социализацию.

Вот и я об этом же!
Планы и занятия направлены зачастую на развитие интеллекта,
а детям надо развивать не только голову, но и душу,
не только умение считать,
но и умение договариваться, дружить, делиться,
решать конфликты,
помогать, заботиться...