letidor_school (familyr_school) wrote in letidor,
letidor_school
familyr_school
letidor

Categories:

Воспитание невоспитуемых: метод музыканта Бороздина



текст: Ирина Кулагина

Как учить, чтобы ребенок воспринял полученную информацию, заинтересовался ею и стал ее применять – вопрос непростой. За обучение самых необучаемых детей берутся в новосибирском Детском оздоровительно-образовательном центре А.И. Бороздина и делают это с потрясающим результатом. Если бы по такой методике работали воспитатели в детсадах и педагоги в школах - детям точно было бы проще учиться, причем учиться хорошо и с интересом.


Меня встречает директор центра и практикующий педагог Надежда Трухачева, женщина, которая так и светиться добротой. Замечаю, что на ладошке у Надежды Степановны выведена красивая жирная цифра «5».

- Это мы с ребенком сейчас считали пальчики, - поясняет она. - И чтобы он не испугался, что на его руке я буду писать, я сначала посчитала и написала «5» на своей. Мы можем просто посчитать, я ему фломастером на каждом пальчике точку ставлю. Если я считаю, я обязательно надавливаю, важно тактильное воздействие. Это позволяет ребенку сконцентрировать внимание на том, что мы с ним вместе делаем.

Правило первое – прочь родительские страхи, ведь зачастую именно они мешают ребенку гармонично развиваться. Педагоги здесь ничего не боятся. Они разрешают ребенку изрисовать свои руки и даже чужие. Порой родителей останавливает перспектива "разрисовать все вокруг", даже если это будут пальчиковые краски или специальные фломастеры, которые отстирываются даже в теплой воде. Считается, что нужно рисовать в специальных альбомах или хотя бы на бумажке, но не на руках, одежде и обоях. Ведь ребенок маленький, не понимает - один раз разрешишь, так он и будет проказничать. Поэтому появляется правило: нужно сразу делать так, как положено. Но в этом центре такого закона нет.


Надежда Трухачева на занятии в классе.

Правило второе – тактильное воздействие. Имеется в виду не только «ручной труд» ребенка, развитие мелкой моторики, но и активное поощрение мамы - поглаживания, обнимания, поцелуи. Мы же любим своих детей и для укрепления уверенности ребенка в своих силах надо чаще проявлять эту любовь. И педагогам в центре Бороздина приходится быть настоящими мамами для своих воспитанников – это одно из направлений работы, чтобы ребенок не ощущал, что есть стена в общении.

«Детей нужно принимать, через сердце пропускать, иногда даже переходить через барьер пренебрежения. Мы сотрудничаем, мы вместе все делаем, одинаково. Это общее желание – работать, что-то выполнять, никто ни над кем не довлеет. Я должна так с ребенком провести занятие, чтобы он не понял, что я его чему- то обучаю», - добавляет добродушный директор.


Игрушки на уроках музыки - обычная вещь.

Еще одно правило – почаще отступайте от правил. «Ребенку сидеть за партой, сидеть вдвоем, слушать педагога, одновременно что-то делать - это очень сложно. В Центре мы занимаемся этим на втором уровне обучения в «квази школе». А на начальном этапе, чтобы ребенка мотивировать на работу, на усвоение материала, можно заниматься и за партой, и под партой, и сидя, и стоя, - рассказывает Надежда Трухачева. - Например, музыкальное занятие может включать в себя и рисование, и счет, и просто разговор о наблюдениях насущных. Если ребенку не интересно, можно перестроиться на другой материал, но всегда есть основное занятие».

Правило последнее – творческая свобода педагога. Мамам это условия легко выполнить: придумывать игры из подручных материалов и будничных процедур нас заставляет современный образ жизни, вечная спешка. Но отказаться от планов, методичек и системы оценок сможет не каждый педагог, ведь это повышает меру твоей личной ответственности за достижения ученика, идет в разрез с принципами классической школы.

Хотя юридически Центр Бороздина имеет муниципальное подчинение и статус учреждения дополнительного образования детей, обучение здесь строится вне сложившейся системы. Для отчета перед родителями и бюджетом два раза в год на учащегося пишется характеристика с описанием достижений и задачами на следующее полугодие.

На обучение берутся дети с 2 до 12 лет. Преподается три типа занятий: музыка, ИЗО и общее развитие, развитие когнитивной сферы. Так сложилось исторически, что на обучение в Центр принимаются дети с серьезными отклонениями в развитии (олигофрения, аутизм, синдром Дауна). Через совместное творчество, исцеляющую силу искусства и уважение к личности ученика детей с диагнозом «необучаемый» приводят к «общему знаменателю», даруя им и их родителям обычную жизнь.


Алексей Бороздин с учеником Гошей разучивает гаммы.

«У моего первого ученика в Центре - Вани Вишневского - было сенсорное нарушение, говорили, что он никогда не будет разговаривать и понимать речь других, - вспоминает Надежда Трухачева. - На занятии я обратила внимание – вот педагог ему рассказывает, а он смотрит и не понимает, чего от него хотят, потому что он не слышит, о чем идет речь. Но когда ему одели слуховые аппараты – случился скачок в развитии. Хотя, по мнению специалистов, слух у мальчика нужно было развивать естественным путем. У Вани трудоспособность была исключительная. Он понимал, что ему это надо. И сам себя мотивировал, говорил «надо заниматься», «надо учиться говорить»! И занимался он не стандартные 30 минут, а по часу. Выпустившись из нашего Центра, Ваня Вишневский поступил в гимназию, окончил ее с отличием. Теперь он студент первого курса Новосибирской архитектурно-художественной академии».

За двадцатилетнюю историю существования Центра Бороздина таких примеров накопилась масса. Основатель центра – Алексей Иванович Бороздин – стал живой легендой Новосибирска. По образованию он не педагог и не психолог, как может показаться, а – музыкант, виртуозно владеющий виолончелью. Отказавшись от музыкальной карьеры и концертов, он решил поселиться в новосибирском Академгородке. Педагогический талант проявился у него, когда он стал готовить детей знакомых к поступлению в музыкальную школу по классу виолончели. Слух о необыкновенном музыканте, который любых детей делает талантливыми, мгновенно разошелся по Академгородку. Стали поступать приглашения на обучение детей «с особыми образовательными потребностями», как теперь говорят в Центре.

В свои 75 Алексей Иванович молод и весел, по-прежнему проявляет себя и как музыкальный, и как коррекционный педагог. Он руководит Областным методическим центром абилитационной педагогики, работа которого направлена на передачу опыта новосибирского центра педагогам по всей стране. Последователи Центра Бороздина есть и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и практически в каждом регионе Зауралья от Уфы до Владивостока. Основная мысль его методики проста на словах, но трудна в исполнении - каждый ребенок способен к творчеству, нужно только, чтобы в это поверил он сам, его родители и педагоги.

Читайте также:
Система Монтессори: опыт педагога
Как обучать детей музыке: три методики
Ловкие пальчики: развиваем мелкую моторику



Tags: Люди, Психология, Школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments