letidor_psy (familyr_psy) wrote in letidor,
letidor_psy
familyr_psy
letidor

Category:

"Какая скука!", или Другой взгляд на детское безделье



Екатерина Чинарова

"Мааааам, паааап, мне скуууучно!" - кому из родителей не доводилось слышать нытье и жалобы детей, которым нечем заняться. Первая реакция, как правило, конечно, раздражение. "В конце концов, займись уж чем-нибудь! Поиграй!". Но вот просыпается голос совести, возникает стойкое чувство вины перед "заброшенным" ребенком вечно работающих родителей. Хочется что-то срочно сделать, чтобы исправить невыносимое положение малыша. И вы чешете затылок в поисках ответа "чем бы таким занять отпрыска".

Не торопитесь. Скука - вовсе не враг, она нужна нашим детям как воздух, чем раньше они столкнутся с ней, тем лучше будут приспособлены к этой неизменной спутнице нашей жизни. Когда - то я тоже бросалась занимать время своего сына чем-то полезным и интересным. А теперь убеждена: детям просто необходимо скучать.


Нескучный сад

А почему дети вообще скучают? Казалось бы, бегай, прыгай, играй - столько всего вокруг неизвестного, непознанного, неизведанного. Все мы были детьми и прекрасно помним: скука - как тень, с нами с самого рождения. Тихий час - пытка для тех, кто уже не хочет спать. "Было очень скучно, я не мог заснуть до последних десяти минут" - вспоминает садик мой десятилетний ребенок. "Что же ты делал? - спрашиваю. "Ковырялся пальцем в стенке и ... носу".

Дети скучают по разным причинам. К примеру, скучно, когда они привыкли к структурированным занятиям (балет, рисование, музыка, дзюдо) и в свободные моменты испытывают своего рода "отходняк". Таким детям прививки скуки прямо необходимы.

Второй вариант - дети, родители которых невероятно заняты и им не хватает родительского внимания, опеки и просто общения. Их нытье "скучно" - просьба о любви, и скуку таких детей желательно развеять совместными занятиями: сходить в парк, почитать, соорудить что-то вместе.

И, наконец, "электронные дети", у которых готовые развлечения в виде айпедов, айподов и приставок всегда под рукой. Цифровые устройства с доступом к Интернету созданы как раз для того, чтобы мы никогда нигде ни при каких обстоятельствах не скучали. Но и эти супермощные таблетки от скуки помогают не всегда.


Анатомия скуки

Философы склонны считать скуку современным явлением. Люди, конечно, скучали всегда, но массовый масшаб скука обрела лишь в новое время. Так, до 1852 года в английском языке не было слова "boredom" - скука. Я не поленилась и заглянула в словарь в поисках точного определения: "Скука - пассивное эмоциональное состояние, характеризующееся снижением активности, отсутствием интереса к окружающему миру, людям".

Психологически скука - это то, что возникает, когда мы устаем от ничегонеделания и чувствуем, что должны быть продуктивными. Что-то свербит в душе от того, что мы непроизводительны, скука - это сигнал тревоги.

Психоаналитик Отто Феничел (Otto Fenichel) сформулировал это иначе: скука появляется, когда нам нельзя делать то, что мы хотим делать или должны делать то, что мы делать не хотим".

Когда человеку скучно, в коре головного мозга преобладают процессы торможения. Скука - своего рода перезагрузка мозга, дверь в медитацию, отдых от вечной болтовни и суеты.


Лекарство от скуки

Со скукой все борются по-разному. Так как скука связана с жаждой переживаний, основной рецепт - это, собственно, переживания. На удовлетворение этого переживательного голода направлена вся индустрия развлечений. Все в нашем мире давно уже оценивается по шкале "скучный" - "интересный".

Поэт Иосиф Бродский предлагает совсем другой способ. Вместо того чтобы скуку развеивать, прогонять, можно предаться скуке, когда она вас одолевает, погрузиться в нее, дойти до самого дна. Ведь скука говорит на языке времени, ей предстоит преподать нашим детям наиболее ценный урок - урок бесконечности времени и нашей незначительности на этом фоне.

Я также согласна с Бертраном Расселом, считавшим, что поколение, которое не может выносить скуку - поколение карликов. Нашим детям, на мой взгляд, стоит научиться понимать, что такое свободное время и что с ним можно делать. Как его занять, как проводить, как распределять, как выбирать подходящие занятия. Если они не научатся это делать в детстве, то когда?

Неструктурированное время - зачастую единственный способ исследовать внутренний мир в наш век скоростей и мгновенных сообщений. Неструктурированное время - начало творчества. Окунитесь в свое детство: дверь подъезда захлопывается и вот вы стоите посреди пустого двора в оцепенении. Зной, жужжание мух, даже солнцу скучно светить. Вы тыкаете асфальт носком ботинка, присматриваетесь к кирпичам старого дома, заглядываете в углы, бродите неприкаянно. И вдруг среди этой вязкой пустоты, вакуума возникают идеи "А пойду-ка я покатаюсь на велике", "Нарву помидоров", "Построю шалаш". Эти вязкие минуты - часы - своего рода вызов растущему человеку. Толчок к поиску своего призвания, к исследованию своих склонностей и талантов, занятий, которые захватывают целиком, по-настоящему, без компромиссов.

Только в молчании скуки зачастую можно начать думать и воспринимать мир целостно, правополушарно, интровертно. Скука может стать лупой, линзой, с помощью этого инструмента вдруг разглядишь узор на обоях, пылинки, которые кружатся по комнате, услышишь тиканье часов.

Так что когда в следующий раз услышите детское "СКУУУУУЧНО!", смело отправляйте детей в путешествие по стране Скучандии, на растерзание скуке. Пусть они хоть немного - среди всех этих коньков, рисований и балетов, х-боксов и айпедов - поплюют в потолок, попинают балду и послоняются без дела. Ведь если верить Хайдегеру, испытывать скуку - значит быть человеком.



Tags: Психология, Школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments