nove_ali (nove_ali) wrote in letidor,
nove_ali
nove_ali
letidor

Category:

Дислексия, наш опыт преодоления

Итак, почти три года назад у меня появился ребенок 11 лет, который не умел читать. Точнее умел, но очень плохо. Слоговое чтение, все слова длиннее 6 букв прочитывались от середины к началу, затем оставшийся кусок: наракдаш, ромикскоп и т.п. Слова с буквами из конца алфавита (ф, х, ч, ш, щ, ю, ъ,) прочитывались с 3-4 попытки. Незнакомые слова заменялись знакомыми, коих было, по моим оценкам не более 300 в активном словаре. Причем парня не волновало совершенно подходит слово по смыслу или нет.

Например, "Вопрос крепкий с высокой стеной и башкой, уркуженный навалом и ртом" (Во-первых -- крепость с высокими стенами и башнями, окруженная валом и рвом".)
Для нас было очень важно понять есть ли у ребенка дислексия или нет. Одни психологи говорили, что нет, другие — что есть.
Сразу заняться чтением у нас не получилось: итальянский язык, школа, адаптация к семье.
А летом ему было уже 12... Валера выучился читать и писать по-итальянски (но все проблемы с чтением были перенесены и на итальянский язык). И тут я ему предложила "помочь" мне в обучении чтению и письму Даши (младшая сестренка), которая к тому времени закончила первый класс и свободно читала по-итальянски. Был написан Букварь с маленькими текстами про Дашу и Валеру. При составлении я пользовалась итальянской методикой: чтению обучают одновременно с письмом.
Например, буква А: изображен аист, арбуз, и рядом крупно написаны эти слова, картинку нужно раскрасить, а слово написать печатными буквами и курсивом. К тому времени, когда мы добрались до середины алфавита дети уже запомнили все буквы.
Примерно на полпути я присоединила и прописи: для Валеры это было чрезвычайно важно, он писал так небрежно, что не мог сам прочитать написанное.
Алфавит выучили, писать научились... проблемы с чтением остались без изменения. (Почти без изменения. Всё же Валерий начал узнавать немного больше слов. Всё это время я детям очень много читала вслух, и мы постоянно разговаривали, сочиняли сказки, играли в различные игры со словами (но об этом в другой раз).
Я стала читать специальную литературу. И тут меня поджидало жестокое разочарование: я узнала о классификации проблем, о статистике, о том как эти сложности проявляются на письме, как влияют на характер ребенка, и пр. и пр. О том, как всё это преодолеть -- на удивление мало информации.
Насобирав по крохам, я решила попробовать.
1) На доске писала сначала короткие слова, потом всё длиннее и сложнее, закрывала их, потом показывала на секунду детям и просила повторить. Результат оказался удивительный, сын вообще не ошибался, выполняя задание.
2) Прочитывали текст медленно, разбирая все незнакомые слова, обсуждали, потом я просила прочитать еще раз: довольно неплохой результат, при повторном чтении ошибок было гораздо меньше, но... второй раз читать то же самое неинтересно, и ребенок стал воспринимать это как наказание. А сохранить хорошее взаимопонимание с ребенком и не привить отторжение от занятий было чрезвычайно важно. Поэтому совместное неторопливое чтение осталось, а вот повторно перечитывать я больше не просила.
3) В пособие М. А. Ильина «Учимся читать быстро» нашла несколько упражнений, которые почти сразу дали хороший результат.
Ребенку дается цепочка слов, от односложного до 4-5 сложного и обратно, например: кот, груша, пиджак, капуста, колпак, кроссворд, пружина, камин, завод, лист. Ребенок читает первые три слова, затем повторяет из туда и обратно: «кот, груша, пиджак — пиджак, груша, кот». И так добавляя по одному слову до конца строки. Если ребенок ошибается, то нужно начинать сначала.
На этом упражнении я окончательно поняла, как несправедлив диагноз, поставленный ребенку в детдоме. Он блестяще выполнял это задание: то есть и память, и способность сосредоточиться, не просто хорошие — прекрасные.
4) Упражнение по чтению очень короткого текста с ускорением нам не подошло. Раз сделав ошибку, ребенок повторял её на большей скорости.
5) Следующие два упражнения были на удивление полезны: чтение текста вверх ногами. И тут снова удивительный результат. Ребёнок не ошибался, пропало возвратное чтение длинных слов. Элемент игры снял стресс, и мы оба получали удовольствие.
6) Проанализировав, придумала следующую игру: рисовать буквы, стараясь спрятать их в многочисленных украшениях и завитушках (этот метод используется широко в вальдорфских школах). Валера хорошо рисует, и знакомство со старинными фолиантами в музеях, рассматривание буквиц, средневековых миниатюр и маргиналий его очень порадовало. А когда увидел готический шрифт, пришел в восторг.
7) Удержание взгляда на одной точке в течение 3-4 минут. Это упражнение сын выполнял легко, а вот для 7-летней дочери оно оказалось очень трудным и очень полезным. До того как мы так тренировались, ей было трудно удержать взгляд на нужной строке, не помогая пальцем, после нескольких дней тренировок, она перестала водить пальцем по строчкам.
8) У обоих детей почти отсутствовала произвольная память: то есть запоминали они хорошо, но только то, что хочется, а вот даже малюсенькое стихотворение, которое необходимо выучить к уроку, превращалось в семейный кошмар. Сначала я пыталась им подсунуть стихи Фета, Тютчева с описанием природы, но для них «и под снежной бахромою, неподвижною, немою» — это было непосильно сложно. Нам на помощь пришёл И.А. Крылов. Детям очень понравились басни, и они решили делать маленькие представления, а для этого нужно помнить текст.
9) Самое сложное решение, принесшее отличный результат. При обучении очень важен принцип нагрузки — танцуя вполноги танцевать не научишься. Я стала просить сына читать вслух час. Это было очень трудно. При таком долгом чтении я исправляла только те ошибки, которые приводили к неправильному пониманию текста, если же вместо «мальчишка» он читал «мальчик», то не исправляла: узнал слово и хорошо.
10) Нам пришла на помощь болезнь. Температура была небольшой, ребенок скучал отчаянно, но вставать я ему не разрешила. «Лежи, болей, отдыхай!». Через 2 часа он меня позвал и долго упрашивал дать ему хотя бы книжку. Согласились мы не сразу. С этого момента начал читать сам.
Конечно, работа еще не закончена но ребенок учится, читает, получает удовольствие от книг. Буду рада, если мой рассказ кому-нибудь пригодится.

Tags: Здоровье, Игры дома, Личный опыт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments