Вдогонку вчерашнему.
Многие зудят, дескать, зачем дитя всему этому учить, если ему с этим нечего будет делать…
Докладываю на личном примере своего сынишки(а хвастаться можно бесконечно).
Чтение и письмо. Разумеется, он читает всё, что видит. Вывески, рекламу, названия. Его трудно обмануть. Засёк дедушку с бутылкой пивка:
-Нельзя, дедушка, пиво пить!
-Так это я лимонад! - отшучивается дедушка.
-Неправда! Написано же, что пиво!
Воспитательница в садике подозвала его четырёхлетнего к себе, показала картинки. По программе проверяла, может ли он птицу отличить от рыбы.
-Так, посмотри, кто это?
-Это птица сокол!
-О! Ты как узнал?
-Так, Ираида Павловна, тут же написано: «Сокол»!
-Э-э-э… понятно, свободен!
Когда пошёл на подготовительные курсы в школу, стали ему там давать задачки: «найди лишнюю фигуру и раскрась». Он от нечего делать полтетрадки порешил. Это другие дети пока не могут задание прочесть, а ему пара пустяков.
Ну, это фантики. А как ребёнок в быту применит математику?
Вот мы играли как-то раз в квадрат слов (балда). У меня, тридцатилетнего, конечно, словарный запас больше. Поэтому я выигрывал с отрывом в 26 очков. Я и сказал сыну, что для победы ему необходимо составить слово из 27 букв и что это маловероятно, но теоретически возможно. Он сразу поправил меня. Нет, папа, невозможно. На поле 5х5 получается 25 клеток. Составить слово длиннее, чем 25 букв нельзя.
Сын может легко сосчитать массив предметов, не прибегая к ручному пересчёту. Например, не доставая шахматную доску определить, сколько шахмат и шашек выставляется на доске. А вы знаете? Может по километровым столбикам предсказать, какой путь нам ещё остался. Может сам, достигая успехов, например, в подтягиваниях, условиться делать на зарядке в апреле по 15 подтягиваний, в мае по 16 и так далее.
5,5 лет. Изучая рецепт врача высчитал в уме, сколько всего капель в уши ему достанется: 3 раза, 7 дней, 2 уха, 1 капля. Получается 42!
5,5 лет. Сосчитал столбиком, сколько будет 15 х 15. 225! И тут же объявил: «А 14 х 16 будет 224!!!» Как так? Как узнал? Детским языком объясняет: вот если 15 на 15, это 225. А если перемножить 15-1 и 15+1, то будет на 1 меньше, чем 225, то есть 224!!! И я понял, что то, что он усёк в 5,5 лет, сам я приметил только в 30, когда рисовал для него таблицу Пифагора.
Помните байку про математика Гаусса в детстве? Как он сосчитал сумму всех чисел от 1 до 100 раньше, чем учитель произнёс задание. Если он в пять лет умело применяет математику в жизни, да ещё и сам находит математические закономерности, так зачем его искусственно ограничивать?:)
Вот он сидит сейчас, облокотившись на мой стол и горько плачет оттого, что не даётся пример 27 х 69. И не прогонишь спать! Хочу, папа, досчитать!!!
Кстати, сыну уже шесть лет, и я узнал, что в его садике больше половины детей не знают, когда у них дни рождения. Сам он знает у всей родни и сам «ведёт летоисчисление». А ещё все телефоны выучил наизусть и адреса.
И это я ещё не написал про спортивные навыки. Их любой ребёнок каждый день применяет. Потому что шило у них там:)
В общем, уверенно заявляю, что знания человеку всегда могут пригодиться. И в четыре года, и в сто четыре.