Чтоб в чужой монастырь со своим не лезть, тем более, что там меня никто не спрашивал, напишу сам у себя о моём видении дошкольного образования, а заодно и школьного.
Вот такая картинка. Ещё бывают другие похожие. Там дети сидят с нормальными головами, а злая училка им натурально делает головы квадратными, как у неё самой.
О чём эта иллюстрация? О том, что каждый ребёнок ярок, индивидуален, уникален, а бездушная система складывает несчастных детей в общее прокрустово ложе.
Но, товарищи, давайте посмотрим иначе.
Представьте себе, что у вас есть сотня разных мячиков: баскетбольные, теннисные, для регби.
Требуется сложить эти мячики в кучку, или в горку, а потом в стенку, словом, построить из них что-то. Вы же намаетесь! Два сложили, третий укатился… И чем больше у вас мячиков, тем больше будет масштаб бедствия.
Облегчим задачу. Вам выданы кирпичики. И вы сразу убедитесь, как дело-то хорошо пошло! Можно и стенку сложить, и целый дом. Их специально сделали для успешного взаимодействия. Кирпичики как бы сами подставляют друг другу удобные свои стороны, и всё получается ровно, складно и красиво.
А если попадётся бракованный кирпичик, то положим его среди товарищей, и брак не будет вредить общему делу.
А опытный каменщик этого бракованного кирпичика заранее приметит и найдёт для него такое местечко, где он будет всем полезен. Общую конструкцию и украсит, и укрепит.
И чем больше кирпичей, тем интересней получится большой дом.
А как же выделиться среди одинаковых, безликих кирпичей? Легко! Они могут быть такими разными и все полезными: особо прочный, противопожарный, морозостойкий, облицовочный, декоративный.
Вот и ваш ребёнок. Кем он будет среди кирпичиков? Ровному и гладкому место в кладке всегда найдётся. Кривому и нестандартному может, повезёт, а может, на части сломают, или вовсе выкинут.
Распространённые лозунги.
- «Детей учат всякой ненужной хрени. Это никогда не пригодиться!»
- Моему ребёнку нечего общаться со среднестатистическим быдлом.
Если я буду прятать ребёнка от «школьных идиотов», то ему придётся контактировать с одним идиотом – мной. Альтернатива сомнительная. Вроде бы, идиотов станет резко меньше, но зато их концентрация резко больше. А потом, во взрослой жизни ему только интеллигенты попадаться будут?
- Чему моего ребёнка научит нищая училка с несостоявшейся личной жизнью? (меня от такого определения коробит, но я именно так слышал).
- Да там вообще учат в корне неправильным вещам!
Так, или иначе, мы живём в системе. В этом монастыре свой устав. Кто-то так хорошо устроился, что снимает сливки. Может даже это нас бесит не на шутку.
Вот я атеист. Считаю религию высосанной из пальца сомнительной теорией. Буду выступать публично, писать книги, выпускать журнал «Безбожник». И что? Папа римский заплачет и будет рвать на себе чугунную свою мантию? Да хрен там. Хорошо, на костре не сожжёт. А я так и до старости доживу. Зря.
Мы знаем, что и один в поле воин (если он по-русски скроен). А трактор-то всё равно лучше. А целая станция механизации ещё лучше. А против лома нет приёма, если нет длиннее лома. А против системы есть… система. И если учительница в школе говорит, что земля блин, а отдельно взятый школьник считает, что земля шар, то их спор кончится двойкой. Школьник никогда не поступит в вуз. А другой школьник – хитрый – не стал спорить с педагогом. Получил пять, потом стал министром образования, поменял систему, и теперь учительница говорит, что земля шар.
Короче!
Я считаю, что садик, или школа – это прекрасный тренажёр жизни. Строго там не спрашивают, уютно, весело, времени свободного много. Можно эти десять лет (а с садиком 13-14) не просто зад просиживать. Образовательная программа сделана весьма мягко и нетребовательно, какой бы сложной она ни казалась ученикам. Она им потому и трудна, что у школьника на уме какой только ерунды нет, только не учёба. Портфелем в футбол поиграть, сбегать покурить, танцы плясать – дело молодое. Молодёжь субстанция инициативная. Только руля нету. А направить ребёнка на достижение целей, быть лучшим и т.д., это дело родителей, безусловно.
Изъяны образовательной системы.
Внимание, сейчас будет интересно! Роем большую яму для всего того, чего нас в школе-садике не устраивает. Сюда бросаем все изъяны образовательной системы: субъективизм педагогов, разношёрстность детского коллектива, недочёты образовательных программ, денежные поборы, пустые траты времени и ресурсов, глупые требования, грубость и хамство, и прочее, прочее, прочее.
Много накопилось? Ещё добавьте!
А теперь взвалим-ка этот груз да на родительские плечи! А ну, не ленись! А то, что это думали: родили, а дальше оно само вырастет?
Решать неизбежные проблемы, которые возникают в учёбе, во дворе, в семье ребёнка – есть обязанность родителей. Когда отцы и матери добросовестно возьмутся за воспитание своих детей, тогда все системные изъяны как корова языком слижет.
Семейное и школьное воспитание должны работать в одной упряжке и друг от друга не отставать. Тогда и будет от них толк.
Мы и сами свысока смотрели на садики, пока не стало вдруг отчётливо видно, что старший сын варится в собственном соку, а развития нет. С первым садиком нам не повезло, перевелись. Теперь гораздо лучше. Думаем, что лучшего нам и не надо. Через год в школу он мог бы пойти дичком, а пойдёт социально адаптированным ребёнком, здраво ощущающим своё положение в обществе.