letidor_school (familyr_school) wrote in letidor,
letidor_school
familyr_school
letidor

Category:

Опасные игры: когда они нужны

Екатерина Чинарова,
smartkids.ru


Пару месяцев назад в Интернете наткнулась на выступление Джевера Талли, учителя и автора пособия "50 опасных опытов для детей". Прочитав книгу, я решила, что тоже "не могу молчать", так как полностью согласна - нашим детям нужно больше риска, больше опасности. 

Нынешнее поколение детей растет в условиях, близких к тепличным, почти не имея возможности познавать мир самостоятельно. По крайней мере, в Америке, Австралии и большинстве западных стран, а также крупных городах России.

Взять, к примеру, каникулы. Как проводят их австралийские школьники? Неделя в лагере с плотной программой развлечений, футбольный или баскетбольный лагерь, неделя с бабушкой, которая опять же сопровождает ребенка на организованные мероприятия и уроки. Свободное время дети проводят в кино, в парках и на "деньрожденных" вечеринках друзей. 

А теперь вспомните, как проводили летние каникулы вы?

Порывшись в памяти, я нашла в ее закоулках все, что делала в лето 1988 года, когда мне было 10 лет от роду. 
Итак:

- Разжигала костер на пляже ночью, подкладывали палки, жарили хлеб;
- Весь день ныряла за мидиями, выкладывая их на матрас;
- Прыгала с моста (не с того страшного для взрослых мальчишек, а поменьше);
- Залезала на третий этаж недостроенного дома, где трогала стекловату (колется!);
- Прыгала с небольшого гаража;
- Играла "в ножички", вырезала ножом узоры на прутике;
- Ходила смотреть на свалку и заброшенный завод;
- Играла в карты, домино и шашки;
- Каталась на велосипеде по фонтану и бордюрам;
- Прыгала с тарзанки;
- Болталиась в округе, вызывая друзей поиграть в казаки-разбойники;
- Щелкала семечки;
- Рвала абрикосы, черешню, вишню и шелковицу;
- Стреляла из рогатки;
- Прожигала дощечки с помощью лупы;
- Обливалась из шланга;
- Закапывалась в песке и строила запруды;
- Ловила ящериц.

Конечно, мы делали еще много чего другого, например, ходили нарядными в кино, в парк культуры и отдыха, где катались на качелях - каруселях, читали много из заданного на лето, играли на пианино, чтобы "не забыть" и прыгали на скакалке. Однако очевидно, что нам разрешали быть детьми, исследующими мир самостоятельно. Нам разрешали брать риски и учиться на своих ошибках.

Хотя часто мы делали глупости, залезая за девятиэтажки и подходя к самому краю, но в основном все занятия, которые я перечислила, были скорее обыденностью, а не чем-то исключительным. Как и многие, я росла в полной семье, и родители любили и обожали меня и вовсе не желали мне смерти. Считали ли они, что мир безопасен и поэтому позволяли нам делать все что угодно?  Полагаю, что нет. Дело в культурных ожиданиях.

Кто определяет, что опасно для ребенка, а что безопасно? Если верить западным инструкциям по эксплуатации игрушек, любой предмет размером меньше теннисного шарика, смертельно опасен для ребенка младше 3 лет. Мой мальчик рос, имея доступ к ножницам, скрепкам, гвоздям и молоткам (конечно, под  присмотром). 

Да что молотки! Антрополог Барбара Рогофф рассказывает о традициях обращения с острыми режущими предметами в Демократической республике Конго. Годовалому младенцу доверяют острый мачете, чтобы тренировался резать кокосы. А в другом племени в Центральной Африке детям 8-10 месячного возраста дают поиграть с мини-копьями, чтобы оттачивать навыки бросания. В три года эти же дети умеют готовить на костре. Австралийские аборигены разрешают детям с десяти лет бродить вокруг в поисках еды самостоятельно.

Понятно, что в нашей компьютерно-интеллектуальной культуре младенцы ловко обращаются с мобильниками и планшетами, а также ручками и карандашами. Однако почему-то перочинные ножички, костры и деревья как артефакты практически исчезли из их жизни. А ведь риск - дело не только благородное, но и незаменимое в процессе развития и становления ребенка. Как же иначе человек научится преодолевать трудности, если он никогда с ними не встречается до самого подросткового возраста?

Ни я, ни другие сторонники «рисков» воспитания не призываем пугать детей, сбрасывать их с парашютов и силком ставить на серфинговую доску. Тем более, не советую показывать фильмы ужасов. Но вот придержать коней родительских страхов, пожалуй, иногда стоит. Мир вокруг нас опасен и жить вообще вредно, как шутят скептики. Но… сейчас изменилось само понятие «опасности». Опасными считаются даже те вещи, которые были частью нашей будничной жизни: домой пешком с ключом в кармане и на велике в магазин за молоком, тарзанки, деревья и дворовые игры.
Просмотрев список Джевера Талли (со ссылки на который началась эта статья), мы с сыном обнаружили, что вместе со мной, с папой, с друзьями и самостоятельно он попробовал: поиграть с огнем, обращаться с перочинным ножичком, кидать копье, лазать по деревьям, прыгать с небольшой высоты, кататься на серфинге,  залезать на крышу, высовывать руку из движущейся машины, выжигать с помощью лупы, разбирать электроприборы,  ночевать в спальнике на ветру, сооружать вигвамы и тарзанки.

Однажды во время визита в национальный парк группа мальчишек под предводительством моего сына «заблудилась». Так думали родители, которые бегали и искали их по всему лесу. Однако по версии пацанов, «они просто зашли в лес и вышли обратно». С сияющими улыбками и блестящими глазами.

Tags: Пападром, Школа
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Community