letidor_papa (familyr_papa) wrote in letidor,
letidor_papa
familyr_papa
letidor

Categories:

Сиджа: загадочная игра из Египта



текст: Дмитрий Скирюк


Люди любят советовать друг другу что-то, чего сами не пробовали. Не важно, что: лекарства, кулинарные рецепты, игры. Слышали они когда-то, будто это хорошо, вот и повторяют друг за дружкой, даже не пытаясь хоть разок принять настойку, приготовить блюдо или сыграть в игру. Советовать так все умные, а как дойдёт до дела – оказывается, все только слышали звон, а на деле никто подробностей не знает. Так и тут.

Игра, о которой я сегодня хочу рассказать, очень стара, возможно, одна из старейших в мире. Если поискать, вы без труда найдёте информацию о ней в Сети, но чаще всего это просто выжимка из правил, copy/paste, перепечатка; мало кто действительно пробовал в неё играть (по крайней мере, в нашем отечестве). Из этих коротких отрывков невозможно выяснить, зачем в неё играют, чем она плоха и хороша, и почему так долго прожила на свете, хотя многие её ровесницы забыты.


Называется она «Сиджа» («Seega» или «Ceega», также «Soja»). В странах северной Европы её называют «Erämaashakki», «Ökenschack» и «Ørkensjakk».

Родом Сиджа из Египта, корни её уходят в эпоху Птолемеев, хотя на деле никто не знает, насколько она стара. Сегодня в странах северной Африки в изобилии встречаются высеченные в камне поля для этой игры в виде лунок, расположенных квадратом, и эти поля очень древние. Конечно, Египет в те годы уже не был великим царством фараонов, то была эллинская провинция, часть империи Александра Македонского, но провинция богатая и просвещённая, со своей академией и самой большой в мире Александрийской библиотекой. Там же, скорее всего, и появился прототип современных шашек.

Эта игра – настоящая загадка. Предок её неизвестен, с потомками тоже не всё ясно, как итог: сегодня она стоит особняком. Строго говоря, Сиджа – некий переходный вариант между манкалой, Мельницей и «зажимными» шашками. И даже доски для неё заядлые любители частенько делают с полями в виде лунок, а играют камешками. В ней нет кубика и другого генератора случайных чисел.

Доска всегда несимметрична: на ней должно быть центральное поле. Классикой считается 7х7 клеток, мы возьмём 5х5: правила у них одинаковые, а в малом варианте потребуется 24 фишки – это как раз один шашечный набор (кстати, фишки в Сидже традиционно зовутся «собаками»). Поле можно расчертить на листке бумаги, раскрашивать ничего не нужно: все его клетки одного цвета, и только центральную лучше сразу выделить крестиком.

Итак, начнём, пожалуй.

* Цвет фишек не имеет значения: кто будет ходить первым, решает жребий. Первые четыре фишки игроки ставят на торцевые клетки доски «крестом»: первый – справа и слева, на боковых вертикалях, второй – сверху и снизу, на верхней и нижней горизонталях, и только потом начинается фаза расстановки. Чем-то эта игра напоминает Мельницу. Игроки по очереди выставляют на доску ПО ДВЕ фишки куда угодно, кроме центрального квадрата, и делают так, пока вся доска не заполнится. Взятие фишек на этом этапе не производится.



* Игрок, который поставил свои фишки последним, делает первый ход – двигает фишку в центральный квадрат: он единственный остался свободным после завершения расстановки. Если это невозможно – вступает в силу ещё одно любопытное и необычное правило, о котором всегда следует помнить: если очередь ходить ваша, а все ваши фишки «заперты», вы имеете право УБРАТЬ с доски одну любую фишку противника – и сделать ход. Такая ситуация опять-таки возникает чаще, чем вы думаете.

* Фишки ходят по вертикалям и горизонталям, как ладьи в шахматах (правда, только на одну соседнюю клетку), а рубят, нападая с двух сторон, с образованием этакого «сэндвича». Фишка, угодившая в такой захват, снимается с доски. Одним ходом можно срубить и две, и даже три фишки, если повезёт. Вы удивитесь, насколько часто в игре вам выпадет такая возможность. И помните – диагоналей в Сидже нет! (в древности их ещё не придумали). Так что, по диагонали фишки НЕ ходят и НЕ зажимают. И друг через друга тоже не прыгают.

* Центральный квадрат во второй фазе игры – безопасное поле; фишку в нём нельзя срубить (однако она может участвовать в атаке). Сам по себе пустой центральный квадрат и края доски в зажимании не участвуют.

* Взятие обязательно. И хотя взятие осуществляется зажимом фишки с боков, проход фишки вплотную меж двух фишек противника безопасен.



* Допустимо только два взятия подряд, после этого ход переходит к сопернику. Серия взятий, как в шашках, в Сидже не разрешена.

* Выигрывает тот, у кого к концу игры на доске останется больше фишек. Подсчёт начинается, когда ходы больше не приводят к взятиям. Также автоматически проигрывает тот, у кого останется всего одна фишка – он уже не может захватить фишки соперника.

* Если фишек осталось поровну, объявляется ничья.



В античном Египте придумали много интересных игр, но далеко не все дожили до нашего времени. Сиджа, например, вышла из тени только в XVII веке: её сохранили для нас бедуинские племена Сахары и Судана. Сегодня она не слишком популярна, но и не забыта – это доказывает, что игра интересная. Традиционно много любителей Сиджи в Германии, Голландии и Скандинавии. Существуют доски большего размера – 7х7, 9х9, на которых и фишек, соответственно, тоже больше (24+24, 40+40), но почему-то вектор эволюции этой игры направлен в сторону уменьшения поля, вплоть до минимально возможного (такая программа для доски 3х3 написана для смартфонов).

Что же с ней не так? Да просто ближе к финалу Сиджа становится медлительной: неповоротливые фишки часто оказываются по разные стороны «баррикад» – зайти противнику в тыл уже невозможно, прыгать нельзя, и приходиться «прессовать» противника, маневрировать, а это долгий процесс. Если же один из игроков построит «стенку», за которой останется достаточно пространства, чтобы можно было ходить и не повторять ходы – игре конец, начинайте подсчитывать фишки. Это как-то обидно, согласитесь. В этом смысле игра на доске 7х7 динамичнее и веселее, но до неё ещё надо дорасти.

А чем же Сиджа хороша? Ну, во-первых, бывает – хочется сыграть, а под рукой ничего нет, кроме монет, медяшки против серебра. Однако партия в шашки вам не светит: доска 8х8 крупновата, закрашивать клетки муторно, прыжков много, а подцепить монетку сложно. Здесь же поле 5х5, а фишку убирают только при взятии.

Во-вторых, не надо ничего запоминать: Сиджа ни к чему не обязывает, строгой расстановки в ней нет, есть только подобие таковой. Нет и проверенных дебютов, поэтому вы всякий раз играете в другую, НОВУЮ игру – какие-то стратегические построения возможны только на этапе расстановки, но эти секреты вам раскроются нескоро, и процесс будет весьма увлекательным. И наконец, Сиджа, невзирая на медлительность, игра БЫСТРАЯ. То есть, конечно, вы можете обдумывать по часу каждый ход, но в целом партия короче шашечной. Вы сыграете много раз и не устанете.

О том, что Сиджа учит внимательности и умению воспринимать доску всю, целиком, я уже и не говорю: фишки ходят во всех направлениях, на доске нет своей и чужой половины, атака может последовать с любой стороны, но поле небольшое и прекрасно контролируется. И ещё: в Сидже можно быть суровым, бережливым, но нельзя – жестоким и жадным, ведь если противника загнать в угол, его фишки озвереют, сомнут оцепление и вырвутся на волю, злые и голодные, как собаки.

Здесь я позволю себе возвратиться к началу. Нередко взрослые делают серьёзную ошибку, предлагая своему детищу развлечение, о котором сами имеют довольно смутное понятие: так, слышали будто это хорошо, и всё. Как следствие, игра, которая вам безразлична, вряд ли заинтересует вашего ребёнка – тот теряется, если видит, что папа и мама тоже в ней «плюхаются». Не умея плавать, нельзя научить другого, так что не поленитесь, достаньте вечером, когда ребёнок спит, коробку с шашками, расчертите поле и попробуйте сыграть сами с собой раз десять, двадцать, тридцать.

Вникните в игру, пусть она оживёт. Испытайте на себе её ловушки, ощутите удивление неофита: «Ишь ты! Вот ведь!», подивитесь необычной тактике. Это касается не только Сиджи и других настольных игр. Любая игра – всего лишь инструмент, на деле мы всегда играем друг в друга. Поэтому самая нужная игра для вашего ребёнка – это вы.

Помните об этом – и будьте хорошей игрой.


Tags: Игры дома, Пападром
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments