Сэр Александр (wollsen) wrote in letidor,
Сэр Александр
wollsen
letidor

Categories:

Безопасная жизнедеятельность

«Каждый человек хотя бы раз в жизни должен как следует побегать,
спасая свою жизнь, чтобы усвоить, что молоко берется не из супермаркетов,
что безопасность обеспечивается не полицейскими, что "новости" - это вовсе
не что-то такое, что всегда происходит с другими людьми.»(с)Р.Э.Хайнлайн

Задумался я тут о том, что есть безопасность ребенка.
Натолкнуло меня на эти раздумья рассуждение нашей подруги о том, как ей было тяжело ходить в непрерывном полуприседе за своим сыном, когда ему был год и он учился ходить – страшно же. Что упадет, расшибется.. и надо было следить за тем, что бы он не навернулся с кровати. И со стула. И еще откуда-нибудь.

А еще она рассказала, как недавно ее сын, в парке, врезался - на прокатной электрической машинке – в группу мамочек, гуляющих с детьми. И очень активно обижалась на своего сына, как это он так не понимает, что не надо давить тапком педаль в пол, и смотреть, при этом, через плечо назад. Ну, неправильно это.

К чему я это?
Наверное, к вынесенной в эпиграф фразе одного из моих любимых, одно время, писателей.
Есть еще один хороший афоризм: «воспитание – это процесс обучения ребенка обходиться без помощи родителей»(с)не помню – к нему же. К сожалению, изрядная часть известных мне родителей поступает строго наоборот – всячески старается сделать так, что бы их ребенок не мог обходиться без их помощи. Мотивы, в общем, ясны, но я сегодня не о том.

Так что, на мой взгляд, стоит сделать, для реального обеспечения безопасности ребенка?

1.Безусловных запретов должно быть немного; запрет должен быть обоснован, и не быть «плавающим» В общем, тут все объясняется старой притчей о пастушке и волках.
2. Навыки безопасной жизни – это такие же навыки, суть привычки, как любые другие, и их надо выстраивать. По возможности, ребенка надо учить безопасным действиям, с момента первых самостоятельных попыток передвигаться. Да, пока он маленький, и медленно двигается – родителям проще за ним следить, нежели учить; но дети растут быстро. Например, младшего сына мы обучили самостоятельно слезать с дивана (то есть: не нырять с края матраца, как полз, башкой вниз, а поворачиваться, спускать ноги на пол, и далее – по желанию) с момента, как он стал уверенно стоять с опорой. К креслу он этот навык применил уже сам.

3. Падения, удары, прижатые пальцы – это, конечно, неприятно, причем для родителей не меньше, чем для ребенка. Но все это – опыт; опыт же невозможно передать напрямую, возможно только его приобретение облегчить. Скажем, неприятен ли слабый ожог пальца? Конечно. Но все относительно: стоит только сравнить с ожоговым отделением. Оберегая ребенка от всех опасностей и возможных ударов, мы можем вести, и ведем, как правило, его к более серьезным травмам – в будущем. Тут наглядный пример я сам: обе брови у меня перебиты, со швами. Одна - качели (я к ним подошел, на полном их ходу); вторая - здоровенная труба, которую я пытался перевалить через забор. Родители меня оберегали, к качелям и вообще к кинетическим аттракционам не подпускали – пока я не пошел в школу, где и понял все веселье, которое способна доставить гравитация вкупе с центробежной силой.
Пару вариантов, как этого можно было бы избежать, малой кровью, я продумывал (и применил) – и, таки, дети без шрамов, хотя я над ними не трясусь.

4. Исследование мира – это нормально. Повреждения будут, и они – тоже нормальны, никто и никогда ничего сразу хорошо не делает. Нет вины ребенка в царапинах и шишках, если он учится на них. Но обучение надо фиксировать – не вы должны говорить ребенку, что он сделал неправильно, а спрашивать его – и только если он не может проанализировать неудачу, помочь ему в этом анализе. Но вывод – лучше – если он сделает сам.

5. Давайте ребенку себя учить. Один из лучших, известных мне, способов обучить ребенка безопасности на дорогах – поиграть с ним в игру «я забыл правила безопасности на улицах, теперь ты меня ведешь». Таким е образом можно придумывать и другие способы, которыми ваш ребенок может вас «обучить» безопасно выполнять то или иное действие – но тут важно, что бы вы были серьезны, и «учились» всерьез (разумеется, подстраховывая учителя 8))

Разумеется, это не все возможные варианты обучения ребенка безопасности; разумеется - это не Универсальная Всеобщая Истина. Я лишь попробовал слегка обобщить свой опыт – он работает, но не факт, что он сработает с кем угодно другим (я не про детей, с детьми – без психологических нарушений – он работает со всеми).

Минус этих способов в том, что надо заранее и навсегда решить, что ребенок – самостоятелен, мир – подлежит исследованию, а повреждения кожи и одежды – будут. Это тяжело; для некоторых – невозможно.

Да, и еще одно, напоследокв тексте статьи нигде ни явно, ни неявно, ни между строк нет совета не следить за ребенком совсем, оставляя его самостоятельно набивать шишки.
Камменты с обсуждением такого восприятия текста я просто проигнорирую.
Tags: Пападром
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments