спасая свою жизнь, чтобы усвоить, что молоко берется не из супермаркетов,
что безопасность обеспечивается не полицейскими, что "новости" - это вовсе
не что-то такое, что всегда происходит с другими людьми.»(с)Р.Э.Хайнлайн
Задумался я тут о том, что есть безопасность ребенка.
Натолкнуло меня на эти раздумья рассуждение нашей подруги о том, как ей было тяжело ходить в непрерывном полуприседе за своим сыном, когда ему был год и он учился ходить – страшно же. Что упадет, расшибется.. и надо было следить за тем, что бы он не навернулся с кровати. И со стула. И еще откуда-нибудь.
А еще она рассказала, как недавно ее сын, в парке, врезался - на прокатной электрической машинке – в группу мамочек, гуляющих с детьми. И очень активно обижалась на своего сына, как это он так не понимает, что не надо давить тапком педаль в пол, и смотреть, при этом, через плечо назад. Ну, неправильно это.
К чему я это?
Наверное, к вынесенной в эпиграф фразе одного из моих любимых, одно время, писателей.
Есть еще один хороший афоризм: «воспитание – это процесс обучения ребенка обходиться без помощи родителей»(с)не помню – к нему же. К сожалению, изрядная часть известных мне родителей поступает строго наоборот – всячески старается сделать так, что бы их ребенок не мог обходиться без их помощи. Мотивы, в общем, ясны, но я сегодня не о том.
Так что, на мой взгляд, стоит сделать, для реального обеспечения безопасности ребенка?
1.Безусловных запретов должно быть немного; запрет должен быть обоснован, и не быть «плавающим» В общем, тут все объясняется старой притчей о пастушке и волках.
2. Навыки безопасной жизни – это такие же навыки, суть привычки, как любые другие, и их надо выстраивать. По возможности, ребенка надо учить безопасным действиям, с момента первых самостоятельных попыток передвигаться. Да, пока он маленький, и медленно двигается – родителям проще за ним следить, нежели учить; но дети растут быстро. Например, младшего сына мы обучили самостоятельно слезать с дивана (то есть: не нырять с края матраца, как полз, башкой вниз, а поворачиваться, спускать ноги на пол, и далее – по желанию) с момента, как он стал уверенно стоять с опорой. К креслу он этот навык применил уже сам.
3. Падения, удары, прижатые пальцы – это, конечно, неприятно, причем для родителей не меньше, чем для ребенка. Но все это – опыт; опыт же невозможно передать напрямую, возможно только его приобретение облегчить. Скажем, неприятен ли слабый ожог пальца? Конечно. Но все относительно: стоит только сравнить с ожоговым отделением. Оберегая ребенка от всех опасностей и возможных ударов, мы можем вести, и ведем, как правило, его к более серьезным травмам – в будущем. Тут наглядный пример я сам: обе брови у меня перебиты, со швами. Одна - качели (я к ним подошел, на полном их ходу); вторая - здоровенная труба, которую я пытался перевалить через забор. Родители меня оберегали, к качелям и вообще к кинетическим аттракционам не подпускали – пока я не пошел в школу, где и понял все веселье, которое способна доставить гравитация вкупе с центробежной силой.
Пару вариантов, как этого можно было бы избежать, малой кровью, я продумывал (и применил) – и, таки, дети без шрамов, хотя я над ними не трясусь.
4. Исследование мира – это нормально. Повреждения будут, и они – тоже нормальны, никто и никогда ничего сразу хорошо не делает. Нет вины ребенка в царапинах и шишках, если он учится на них. Но обучение надо фиксировать – не вы должны говорить ребенку, что он сделал неправильно, а спрашивать его – и только если он не может проанализировать неудачу, помочь ему в этом анализе. Но вывод – лучше – если он сделает сам.
5. Давайте ребенку себя учить. Один из лучших, известных мне, способов обучить ребенка безопасности на дорогах – поиграть с ним в игру «я забыл правила безопасности на улицах, теперь ты меня ведешь». Таким е образом можно придумывать и другие способы, которыми ваш ребенок может вас «обучить» безопасно выполнять то или иное действие – но тут важно, что бы вы были серьезны, и «учились» всерьез (разумеется, подстраховывая учителя 8))
Разумеется, это не все возможные варианты обучения ребенка безопасности; разумеется - это не Универсальная Всеобщая Истина. Я лишь попробовал слегка обобщить свой опыт – он работает, но не факт, что он сработает с кем угодно другим (я не про детей, с детьми – без психологических нарушений – он работает со всеми).
Минус этих способов в том, что надо заранее и навсегда решить, что ребенок – самостоятелен, мир – подлежит исследованию, а повреждения кожи и одежды – будут. Это тяжело; для некоторых – невозможно.
Да, и еще одно, напоследокв тексте статьи нигде ни явно, ни неявно, ни между строк нет совета не следить за ребенком совсем, оставляя его самостоятельно набивать шишки.
Камменты с обсуждением такого восприятия текста я просто проигнорирую.