текст: Дмитрий Скирюк
Когда я был совсем малышом, у меня было два любимых развлечения: плескаться в воде и собирать камешки. С водой дела обстояли неплохо – можно было наполнить водой старый таз и забавляться сколько угодно; после игры вода использовалась по назначению, а таз возвращался на гвоздик в ванной.
С камнями дело обстояло хуже: они занимали место. Зачем они мне нужны, я внятно объяснить не мог. Круглые, плоские, гладкие, разных цветов, они меня гипнотизировали. Мне казалось, что перекладывая камни, я вношу в свой детский мир порядок, некую систему. Фактически я играл, только правила не мог изобрести. Я всё время перепрятывал их из банки в банку, из коробки в коробку, пока родители не находили и не выбрасывали мою заначку, поелику «и так дома хлама полно».
Думаю, в любой семье подобное случается, и каждый родитель с содроганием может вспомнить, как их отпрыски на отдыхе тащили с пляжа эти камушки горстями и ведёрками. И что же с ними делать, с этими сокровищами – то бишь с камнями и с детьми? Я вам подскажу.
Каждый из нас хоть раз задавался вопросом, какую же настольную игру человек придумал первой: карты? кости? шахматы? Играть в уме непросто, для тактического моделирования человеку требуется инвентарь, картинка, ну а что предоставляет нам природа? Воду, веточки и камни. И поскольку вода для игры как-то малопригодна, остаются камни. В середине прошлого века наука, похоже, окончательно выяснила, что древнейшей настольной игрой в мире является манкала.
Строго говоря, игры с таким названием не существует: манкала (искажённое арабское naqala – «Перемещение») – это большая семья игр с перекладыванием камешков, её история по самым строгим предположениям насчитывает пять тысяч лет, а многие учёные дают ей и все семь. Кто первым додумался набрать камешков и насыпать их в лунки, история умалчивает, но произошло это в колыбели цивилизации, на востоке Африки. Выбитые в камнях ряды лунок найдены в древнем городе Алеппо в Сирии, в храмах Мемфиса, Фив и Луксора в Египте и вдоль караванных путей в южной Африке, в пустыне Калахари. Даже в пирамиде Хеопса археологи нашли такую доску.
Манкала издревле была популярна у кочевых народов – не надо возить собой доску и фишки: достаточно выкопать в земле дюжину лунок, взять горсть кофейных зёрен – и можно играть. Сегодня почти у всех народов Африки и Азии существуют подобные игры. Число лунок, их рядов и камней варьируется, но основные принципы схожи: надо перекладывать камни так, чтоб занять лунку, дающую право отобрать камни у соперника, и в итоге скопить у себя больше камешков.
Помимо чисто развлекательного момента, подобные игры содержат «генетическую память» человечества о переходе от охоты и собирательства к земледелию. Движение по кругу символизирует цикличность года и смену сезонов, раскладывание камешков – одновременно посев зерна и сбор урожая, а пустые лунки – голод и недород. Здесь же прячутся древние гадательные ритуалы и самые первые счётные доски.
Поскольку подобных игр немало, не буду загружать вас лишней информацией и расскажу о самой популярной в Европе разновидности манкалы. Американец Уильям Чемпион, который в 1893 году организовал промышленный выпуск игры, назвал её «Калах» по названию пустыне Калахари, где, по его утверждению игра сохранилась в первоначальном виде.
На самом деле он взял за основу малазийскую манкалу «чонгкак», у которой много вариантов досок (от 5 до 9 лунок на одной стороне). Уильям Чемпион выбрал ту, которая с шестью, и немного упростил правила. В Германии детский вариант этой игры известен под названием «Apfelklau» («Укради яблоко»).
Правила игры
Набор для игры в калах представляет собой доску с двумя рядами лунок по 6 в каждом и 72 камешка. Справа и слева находятся большие лунки, «амбары» – их тоже называют «калах». В каждую лунку (кроме амбаров) кладётся по 6 камешков (если ребенок у вас еще маленький и не вытерпит долгой игры, можно начать с четырех камней в каждой лунке). Играют двое (правда, существуют наборы для игры вчетвером, но сейчас речь не о них).
Один из играющих берёт все камни из любой лунки в своём ряду и раскладывает их слева направо против часовой стрелки, по одному в каждую из следующих лунок – сначала в свои, а потом и в лунки соперника. Чужой калах пропускается, а в свой наоборот – кладётся один камешек. Если последний камень попадает в калах, игрок делает ещё один ход. В середине или в конце игры такая возможность обычно выпадает несколько раз подряд.
Если последний камень попадает в пустую лунку в своём ряду, а противоположная лунка противника не пуста, то все камни из этой полной лунки становятся добычей – их переносят в свой калах (и срубивший их свой камень тоже). Если в конце игры все лунки одного игрока окажутся пустыми, соперник переносит все оставшиеся в лунках камни в свой калах (так поступить он должен даже не в свой ход).
После этого проводится подсчёт. Всего камней 72. Выигрывает тот, в чьём калахе их больше 36. При счёте 36:36 засчитывается ничья.
Если как следует вникнуть в правила калаха, обнаружится дисбаланс. Когда первый игрок делает ход камнями из самой первой (левой) лунки, то последний камень попадает в калах; игрок сразу получает дополнительный ход и этим лишает второго игрока такой возможности. Для уравнивания шансов существует так называемое «правило пирога»: после первого хода второй игрок имеет право развернуть доску, то есть «забрать» этот первый ход себе. В таких условиях первому игроку невыгодно делать выигрышный ход: второй игрок его обязательно себе присвоит. В результате первому игроку приходится делать не сильный, не слабый, а самый сбалансированный ход. Думаю, вам это правило не понадобится – пусть ваш ребёнок просто ходит первым. Но вот если играют двое детей, оно, пожалуй, пригодится.
Особенно приятно то, что в манкале нет шахматных строгостей типа «тронул – ходи». Камни бывают неправильной формы, выпадают из пальцев, образуют в лунках неудобные горки. Потому считается хорошим тоном что-то поправить, разровнять камни в лунках, чтобы игроки могли без труда их подсчитать. Допустимо даже вынуть все камни из лунки, пересчитать их – и сложить обратно, ведь порой возникают ситуации, когда в лунках скапливается по 15-20 камней: воспринять такое количество «на глаз» просто невозможно.
«Да ну, ерунда какая! – презрительно фыркнут некоторые сейчас. – Что может быть интересного в перекладывании камешков!». А между тем учёные не зря называют манкалу «африканскими шахматами» и относятся к ней серьёзно и уважительно, ведь в этой древнейшей игре нет никакого элемента везения, всё зависит только от внимания и интеллекта. В истории игр человечество нескоро вернётся к подобному подходу.
Когда я иду в гости к друзьям и приношу с собой доску и камни, то вижу, как их презрение и скепсис быстро сменяются радостным недоумением. Манкала завораживает и на неискушённого наблюдателя производит впечатление чистого шаманства. Она интересна и начинающим, и мастерам. Правила можно усвоить за пять минут, но сама игра далеко не так проста, как может показаться: у неё особая, трудноуловимая тактика, основанная на точном подсчёте. Всё решают нюансы, каждый ход полностью меняет ситуацию на доске. В частности, по этой причине манкалу в наши дни рекомендуют педагоги и воспитатели для развития у детей внимательности, счётных навыков и мелкой моторики.
Играя в манкалу, ребёнок очень быстро учится вычитать и складывать. Сперва, конечно, он будет мешкать и копаться, считать вслух, отсчитывать лунки пальцем, но не удивляйтесь и не хмурьтесь: вы и сами поначалу будете вести себя так же. Однако вскоре вы с удивлением обнаружите, что сильно улучшили свои счётные навыки и можете мгновенно сосчитать рассыпанные вещи (например, монетки, если их не очень много), без труда проделываете в уме сразу несколько довольно сложных операций на сложение и вычитание – и неплохо помните результаты. Уж в магазине-то вас точно теперь не обсчитают.
Сделаем свой калах?
Что ж, подведём итог. Камней, как я догадываюсь, у нас переизбыток? Отлично. Выбирайте для калаха камни не большие и не маленькие, и лучше круглые, нежели плоские (маленькие и плоские трудно подцепить и вытащить, а большие выпадают из горсти и быстро заполняют лунку). Лучший способ проверить камень на пригодность – покатать его в ладони: хороший камень что называется «сам просится в руку».
Если нет камней, сгодится что-нибудь другое: бусины, кусочки ластика, декоративные стеклянные «капли», шарики из глины, «пластики» и скомканной фольги. Если камешков достаточно, дело за малым: нужна доска. Очень не советую сразу бежать на улицу копать ямки: в Азии и Африке почва сухая и глинистая, и лунки получаются вполне приемлемые, а вот с нашим чернозёмом только перемажешься так, что камни от пальцев не отличишь. Песок не держит форму, на снегу зимой недолго и замёрзнуть… Про асфальт, пожалуй, умолчим.
Конечно, ничто не располагает к игре так, как ощущение гладких камешков в ладони, их шорох, звук падения в лунку (о, да! особенно в свой калах). В странах Азии и Африки традиции изготовления манкалы очень древние: доски там делают из ценных пород дерева, украшают росписью, резьбой, рельефными фигурами, бережно хранят и передают по наследству.
Но искусством резьбы по дереву владеет далеко не каждый, а доступная древесина в наших широтах занозистая, колкая и режется с трудом. Поэтому я советую искать другие варианты.
Можно вылепить доску из гончарной глины или отвердевающего пластика, можно склеить её из картона (например, из упаковок от яиц), главное, чтобы лунки были не слишком глубокие. Лучше всего, конечно, приобрести готовый фабричный калах, однако такая покупка пробьёт ощутимую брешь в семейном бюджете, так что повремените с этим до того момента, когда болезнь перейдёт в хроническую стадию и игра проникнет в плоть и кровь.
А пока – крадёмся на кухню, отвлекаем маму… и утаскиваем полиэтиленовые крышечки для майонезных банок в количестве 12 штук, и ещё две побольше, от компота (маме мы заблаговременно покупаем новые в количестве, достаточном для подавления возникшей турбулентности). Далее берём дощечку и привинчиваем к ней наши трофеи по шесть в два ряда, плюс два компота (тьфу! – калаха) по бокам. Привинчиваем саморезами, поскольку полиэтилен ничем не клеится. А потом садимся и начинаем постигать тысячелетнее искусство игры в калах.
И не спешите забрасывать доску на пыльную полку, если игра вам наскучит! В мире существует много других разновидностей манкалы, калах просто самая известная, но отнюдь не самая красивая из них. Множество игр этого семейства дожили до наших дней, один только перечень займёт целую страницу. В Европе манкала почему-то не прижилась, а вот на чёрном континенте и на Ближнем Востоке, в Китае, в Индии, на Филиппинах, на Цейлоне в неё издревле играют все, от мала до велика, и о некоторых играх я вам непременно расскажу, так что доска вам ещё пригодится. А на юге у вас будет хороший стимул не ругать ребёнка, а помочь ему собрать самые красивые и удобные камни, пока море играет с берегом в свою бесконечную манкалу.
Да, кстати, забыл сказать: с водой у меня тоже всё сложилось хорошо – по профессии я гидробиолог.
Приятной игры!