letidor_papa (familyr_papa) wrote in letidor,
letidor_papa
familyr_papa
letidor

Category:

Ксения Несютина: "Я с детства любила математику"



Текст: Елена Найданова

Автор блога ideas4parents.ru Ксения Несютина по профессии инженер. Возможно, поэтому ее ресурс детально структурирован по рубрикам - «Воспитание», «Творчество», «Лего» - и  в нём большое внимание уделено математике. В интервью «Летидору» Ксения рассказала, откуда такой интерес к точным наукам, и как ей удается совмещать работу, материнство и ведение блога.  А также предложила нашим читателям подборку игр для развития измерительных навыков у детей.


- Я с детства любила математику, логические игры, алгоритмические задачки и вопросы на смекалку. И образование получила техническое – инженер-программист. Я закончила Московский институт электронной техники. Еще со второго курса начала работать разработчиком программного обеспечения и по сей день продолжаю. А увлечение математикой осталось – только теперь уже в играх с детьми.

А вообще у нас все увлечения семейные: путешествия, конструкторы Lego, оригами, велосипед и ролики. Моя семья – любимый муж и два сына. Младшему – Марку – в мае будет 2 года, а старшему – Глебу – в июле – 5 лет.

Помню, когда узнала о том, что у нас будет второй ребенок, очень хотелось девочку. Мы к тому времени устали каждый день на ночь, вместо сказок, читать энциклопедии – любимые книги старшего сына. И надеялись, что с появлением девочки в нашем мире – поездов, троллейбусов и трамваев, наконец, появится другая жизнь с лошадками, принцессами и щенками. (Собственно, мы надеемся, что когда-нибудь наши мечты сбудутся.) А пока мы радуемся, что издательства не скучают и в книжном магазине появляются новые книги про транспорт, технику и разные механизмы. Правда сейчас уже Глеб читает или скорее рассказывает по картинкам для Марка о всех премудростях современной инженерии.

Но, несмотря на то, что у детей много общих интересов, они все равно совершенно разные. Марк более дружелюбный, общительный, улыбчивый, очень любит музыку и вообще чувствителен к звукам. Глеб же серьезен, вдумчив, очень привязан к родителям и вообще предпочитает общение со взрослыми общению с детьми. А еще, как мне кажется, он – выраженный интроверт. Сейчас главные увлечения и Глеба, и Марка – рисование и строительство из Lego. Оба эти занятия объединены общей темой – транспорт. А еще я очень рада, что дети любят двигаться – много прыгают, лазают, плавают, катаются на велосипеде и роликах.

Мой блог появился в декабре 2011 года, то есть сейчас ему чуть больше года. Идея его создания возникла, когда я почувствовала, что если подруги или просто мамы около песочницы о чем-то меня спрашивали или рассказывали о наболевшем, я могла выдать часовую лекцию почти по любому вопросу, связанному с жизнью ребенка: играм, воспитанию, активному отдыху. А еще, прочитав интересную книгу и найдя интересное место в Москве для взрослых и детей, мне приходилось рассказывать об этом многим родителям, постоянно повторяясь. Тогда-то я и поняла, что можно просто создать свое место в интернете и давать людям ссылку на нужную информацию. Сейчас, когда я чувствую неудержимое желание кому-то что-то рассказать, я останавливаю себя и просто дома пишу статью.

Меня часто спрашивают, как мне удается совмещать работу, быт, материнство и ведение блога. Расскажу по порядку о своем расписании: я встаю в 6 утра и еду к 8 часам на работу в офис. В это время супруг Антон и ребята дома. Они встают около 8 часов – завтракают, делают зарядку, играют. Потом Антон одевает детей, если погода на улице хорошая и они здоровы и бодры, и «передает» их няне, которая гуляет с ними. Мой рабочий день длится 4 часа – с 8 до 12.00. Так что я как раз прихожу к обеду. А дальше у нас впереди почти весь день, мы успеваем и поиграть, и почитать, и приготовить ужин, иногда ездим на прогулку в Измайловский парк.

Чтобы успеть позаниматься всеми «интересными» делами, я каждый день пишу небольшой список – все дела, которые я бы хотела успеть – почитать определенную английскую книжку или энциклопедию с детьми; предложить поиграть в конкретную игру; порисовать; послушать музыку; посмотреть презентацию. Часто дети придумывают свои игры – в такие моменты я их не трогаю, а стараюсь заняться своими делами. Когда же вижу, что они заскучали, я предлагаю что-то из своего списка, и дети часто с удовольствием принимают новую деятельность. А время на себя – это время в метро, когда я еду на работу и назад. За поездку я успеваю написать статью в блог или почитать».


«Плохой строитель»

Это не столько игра, сколько история на размышления для ребенка, которая поможет подвести его к пониманию необходимости единой шкалы измерения.

«Жил был мастер строитель, у которого был подмастерье. Один человек дал им задание — построить дом, чтобы он в его двери проходил, но потолок не был слишком высок. Строитель измерил гражданина ладошками и записал — 20 ладошек.  Строить же дом начал его помощник. Написано 20 ладошек, он и отмерил стену в 20 своих ладошек. Но когда дом был готов и пришел хозяин, он мог пролезть в дверь, только присев на корточки. Что случилось? Ведь измерено было верно — 20 ладошек и построено тоже верно — тоже 20 ладошек».
Если ребенок не догадался сразу, постройте вместе башенку из лего или из кубиков в 1-2 взрослые ладошки и в 1-2 детские ладошки. Одинаковы ли они по размеру? А почему разные?

Если ребенок еще не устал, можно рассказать про единицы измерения, которые одинаковы для всех, а называются сантиметры. Правда, если рука и ладонь у всех всегда с собой — линейку надо носить в кармане. Ведь именно с помощью линейки можно измерить сколько сантиметров в каком-то объекте.

Затем можно потренироваться в рисовании под линейку отрезков заданной длины. Для этого стоит показать ребенку шкалу (лучше, чтобы на ней был ноль), цифры и как измерять длину. Чтобы было веселее, можно не просто откладывать отрезки, а строить дорогу или рельсы нужной длины.


«Вагончики из полотенец»

Для игры вам понадобятся платочки, полотенца, наволочки или просто небольшие куски ткани. Все это добро связываем в длинную веревку и цепляем сзади к одежде. Антураж у игры может быть любой. У нас Глеб был локомотивом, а это были его вагончики. Надо стремиться, во-первых, чтобы игра была веселая, просто бегать и следить за своим «хвостом». Во-вторых, иногда можно обращать внимание ребенка, что хвост повторяет его движения и как бы остается там где ребенка уже нет. То есть описывает «маршрут» или траекторию.

Глеба лазал по шведской лестнице и когда залезал на верх я говорила, что часть хвоста, пока еще внизу, а он же уже вверху.
Кроме того, можно задавать простые вопросы, например, сколько платков (у нас вагончиков) от тебя, до стула; от тебя до пола; от тебя до коридора. Это помогает детям понять принцип измерения. И начать измерять расстояния в платках — хоть и не точно, зато очень интересно.

Измеряем палочками Кюизенера

Измерять палочками Кюизенера можно все что угодно. Все, что укладывается в смысл игры и имеет размер, желательно разный. Это могут быть – домики зверей, дорожки, даже длина волос у кукол или их рост. У нас такой вещью оказался транспорт на стоянке. Придумывать антураж и смысл нужно исходя из предпочтений ребенка. У нас пришел милиционер и решил померить длину каждого транспорта на стоянке.

Я выбрала все фиолетовые палочки, так что самая маленькая машинка была длинной в одну палочку, а самый длинный автобус в 8 палочек. Еще был транспорт длинной 4, 6 и 2 палочки. Ребенку постарше можно дать все палочки, и считать не две фиолетовые палочки, а палочка длинной 6 и еще одна палочка длинной 6, итого 12 единичек. Но пока, для нас это сложно и непонятно. Еще можно на карточках написать цифры и разложить их около каждой игрушки.

Более сложный вариант: сделать на парковке места (например, нарисовать на большом месте клетки) определенной длинны (или длинны и ширины) и заранее промерять транспорт и место, затем соотносить – этот автобус длинной 5 палочек, а это место длинной 8 палочек. Поместится автобус на это парковочное место? Потом ставим и проверяем.

Сколько стаканов в банке?

Есть множество способов играть с разными чашечками и бутылочками и каждый раз можно делать акцент на разном. Можно экспериментировать со свойствами воды, показать, что такое литр, пол литра, но начать лучше просто со сравнения и счета сколько маленьких баночек воды поместится в большой.

Итак, возьмите большую банку, например на литр и стакан. Набираем воду стаканом из тазика, выливаем в банку и считаем. На банке выливая каждый стакан можно делать отметку и потом еще раз пересчитать их. В конце спросите, может ли вся вода из банки поместится в одном стакане.

Играть, как всегда, надо весело и непринужденно! Чашек и мисок можно брать побольше. Если ребенок не любит просто эксперименты, то обыграйте ситуацию. Пусть приходят звери и покупают — один стакан воды, 5 стаканов, 3 стакана. А ребенок продает и разливает каждому в бутылку или банку!


Измеряется ли длина?

Спросите ребенка, может ли измениться длина предмета. Если он скажет — «нет», то покажите резинку. Попробуйте измерить её длину с помощью верёвки в обычном состоянии, и когда ее растянули. Можно придумывать предметы у которых меняется длинна или какой-то размер и которые всегда остаются одинаковыми. Чтобы было интереснее, можно кидать мячик ребенку, а он пускай ловит его только если предмет меняет размер. Найдите в доме как можно больше всяких предметов, меняющих размер — резинки, эспандер, цветок в горшке (можно наблюдать несколько дней за побегами).

Спросите у ребенка, меняется ли его рост или постоянный. Измерите его около стены или ростомера и сравните через время. Можно вместе порадоваться, что рост изменился!


Измеряем с помощью веревок

Возьмите несколько веревок и несколько игрушек. У нас в цене машинки, так что мы взяли несколько машинок отличающихся по размеру — длинный автобус, короткий грузовичок, средний паровозик. Теперь можно прикладывать веревки от начала игрушки до конца и отрезать нужную длину. У вас получится три разных по длине шнурка. Их можно посравнивать, можно каждому сделать бирку с надписью какой предмет такой длинны.

На первый раз можно закончить, а можно продолжить. В другом конце комнаты построить гараж и с помощью этих веревок проверять, какой транспорт поместится, а какой нет. Веревки можно посравнивать с другими предметами в комнате — короче или длиннее.


Измеряем длину листиков растений

Сейчас весна, а значит, самое время для этой игры. Однажды утром спросите ребенка, как он думает, может ли длина чего-то измениться. Может ли что-то уменьшиться или наоборот увеличиться. Можно рассмотреть разные предметы: резинку, нитку, трикотажную кофту, леденец, орех.

А теперь начните наблюдать за какой-нибудь веточкой, которую видно из окна. Сначала, как на ней появились почки, потом как начали расти листики. Листики можно начать измерять, например, атласной ленточкой – ставить на ней отметки. Еще один вариант: фотографировать листик каждый день, и через неделю сделать презентацию.

Конечно, играть в эту игру можно в любое время года, например, посадив лук на окне и измеряя каждый день длину перышек. Но, согласитесь, весной это гораздо легче организовать.

Материалы по теме:

ТРИЗ: инструкция для родителей

Николай Андреев: Как увлечь детей наукой

Сергей Пархоменко: "Я противник принудительного подхода к обучению"

Женя Кац: "Интерес к математике больше зависит от учителя, а не от учебников"

Скотт Лэйдлоу: "Самая большая ошибка – отвечать на незаданные вопросы"

Tags: Игры дома, Игры на воздухе
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments