letidor_psy (familyr_psy) wrote in letidor,
letidor_psy
familyr_psy
letidor

Category:

Детская агрессивность: в фокусе ругательства



текст: Мария Баулина, www.psiho-sovet.ru

Агрессивность является универсальным качеством человека, позволяющим защищать свои физические и психологические границы, активно познавать мир, конкурировать с другими. Многих родителей беспокоят детские проявления агрессии, однако человек – часть природы, а ее основной закон гласит: «Выживает сильнейший!».

По способу выражения агрессию можно разделить на вербальную (словесную) и невербальную (физическую). Эти два вида связаны между собой как сообщающиеся сосуды: запрещая ребенку драться, мы провоцируем его на более частое употребление ругательств, а ругая за некрасивые выражения – заставляем чаще распускать руки. 

Агрессивное поведение ребенка следует контролировать, корректировать - но не подавлять. Если эмоция возникает, значит, она естественна, и надо лишь найти приемлемый для всех способ ее выражения.


Сегодня не так просто встретить человека, который говорил бы исключительно на литературном русском языке. Грубые выражения прочно вошли в обиход, а нецензурные перестали подвергаться цензуре. Если уж взрослые не пренебрегают употреблением ругательств, стоит ли требовать высокого слога от ребенка?

Пожалуй, самая большая проблема – объяснить детям, почему нужно избегать грубых выражений. Это ведь просто слова, набор звуков, - полагает ребенок. Кроме того, необходимо найти способы снижения привлекательности ругательств, которые легко «прилипают» и очень неохотно уходят из лексикона.


2-3 года

Малыши повторяют «плохие слова» механически, поскольку не замечают или не понимают их специфическую эмоциональную и смысловую нагрузку. Ребенка привлекают перемены, происходящие со взрослыми, когда он произносит новые словечки. Почему-то мама вздрагивает, папа хмурится, а бабушка шумно всплескивает руками, - ради этого эффекта стоит говорить их снова и снова! Чтобы избежать закрепления ругательств в речи, взрослым нужно постараться контролировать свои эмоции.

1. Услышав ругательство из уст малыша, не выдавайте своего испуга или возмущения. Резко переключите его внимание на какой-то интересный объект.

2. Если малыш не поддается на вашу хитрость и продолжает повторять «плохое слово», лукаво наблюдая за вашей реакцией, перейдите из обороны в нападение и спокойно поинтересуйтесь: «Не понимаю, о чем ты говоришь?» Скорее всего, ребенок не сможет объяснить смысл своей реплики. Тогда изобразите удивление и скажите: «Ты же не попугайчик, чтобы повторять непонятные слова, правда?» Малышу ничего не останется, как согласиться с вами.

3. Не тратьте свое красноречие и время на объяснение того, почему те или иные слова нельзя говорить. Остановитесь на том, что эти слова считаются обидными и некрасивыми. Для пущей убедительности, подтверждающей второй факт, можете изобразить, как некрасиво искривляется рот ребенка, когда он произносит ругательства. Детская внушаемость сыграет вам на руку.

4. Воспользуйтесь тем, что речь малыша недостаточно разборчива, и переиначьте произносимые им ругательства в похожие по звучанию «культурные» слова. Пусть ребенок думает, что ослышался, проходя мимо грузчика, которому на ногу упал ящик с консервами.

5. Если «пряники» не действуют, примените «кнут». Пусть штрафом за употребление брани станет лишение конфет или запрет на просмотр мультиков.


От 4 до 6 лет

В этом возрасте ребенок уже способен понять, что слова, так же, как и действия, могут быть неприличными. К сожалению, слушая речь окружающих, трудно принять это мнение за аксиому. Если мама и папа время от времени не повторяют ребенку, что ненормативная лексика занимает особую нишу в языке, у него может сформироваться убеждение, будто нецензурная брань несет функцию связок между словами в предложении.

Важно, чтобы ребенок видел положительный пример родителей и их негативное отношение к «плохим словам». Расскажите ему, что мат – язык людей недалеких, а то и вовсе опустившихся. Их лексикон ограничен несколькими словами, которые они комбинируют между собой, превращают в разные части речи, чтобы выражать мысли. Культурному и умному человеку нетрудно заменить нецензурное выражение приличными синонимами. 

1. Расширяйте словарный запас ребенка, в том числе и за счет эпитетов, выражающих отрицательные эмоции. Пусть он знает, что «плохой» - это еще и «гадкий», «отвратительный», «мерзкий», «ужасный» и т.д. 

2. Помогите ребенку подобрать замену нецензурным выражениям, которые он сможет употреблять в минуты сильного волнения, удивления или испытывая боль. Для этого подойдут слова из других областей сленга: например, «ешки-матрешки» или «елы-палы».

3. Если вы заметили, что ребенок навострил уши, услышав от кого-то крепкое словцо, не делайте вид, будто этот эпизод не имеет никакого значения. Уловив удобный момент, выразите сожаление о том, что такой приятный человек ведет себя некрасиво.

4. Подкрепите свои слова литературными примерами. Например, прочитайте дошкольнику сказку Шарля Перро «Подарки феи», где волшебница наказала одну из сестер за грубость, сделав так, чтобы каждое произнесенное слово превращалось в змею или жабу.


От 7 до 12 лет

Прекрасно зная о правилах хорошего тона, многие школьники бравируют своим знанием нецензурных выражений. Дети активно интересуются значением тех или иных слов и стараются употреблять их в правильном контексте. Умение «забористо» ругаться становится одним из средств самовыражения, признаком взрослости, символом смелости и независимости. Некоторые школьники ругаются из-за стремления к разнообразию: всегда говорить правильно - это так скучно!

1. Помогите ребенку научиться защищать себя во время конфликта без использования мата. Это непросто, если обидчики не стесняются в выражениях. Не имея возможности дать симметричный ответ, школьник оказывается в невыгодном положении. Предложите ему использовать неожиданный ход, сделав нецензурную брань оппонента предметом насмешек, например: «Ну что, кроме пяти матерных слов, больше сказать нечего?»

2. Предложите школьнику заменить нецензурные выражения более мягким сленгом. Его употребление поможет сохранить статус «крутого» и удержаться в рамках приличий.  

3. Если ребенок спрашивает о значении или происхождении тех или иных слов, не уходите от ответа. Возможно, школьник исключит из своего лексикона некоторые выражения, поняв, что в них заложен сексуальный подтекст, который не актуален для проблем в его возрасте.

4. Поскольку грубые выражения активно употребляются в фильмах, телепередачах, в журналах и на просторах Интернета, стоит уделить особое внимание тому, что смотрит и читает ребенок. Постарайтесь выбирать для школьника те издания, сайты и кинопродукцию, которые в наименьшей степени засорены грубым жаргоном. 

5. Старайтесь как можно дольше не допускать ребенка к общению в социальных сетях. Аргумент «туда все ходят» не должен смущать взрослого, здравомыслящего человека, не так ли? Из-за возможности анонимности и безнаказанности стиль общения в Интернете более грубый, чем «в реале», что часто превращает даже обсуждение погоды в поток брани.

6. Не стоит идти на поводу у ребенка, полагая, что раз уж он освоил «язык улицы», то можно позволить использовать его в критических ситуациях. Детям трудно контролировать себя из-за присущей им эмоциональной неустойчивости, поэтому без внешнего контроля они будут постоянно расширять установленные границы. 


Старше двенадцати

В переходном возрасте употребление ненормативной лексики и других ругательств часто превращается в одну из форм протеста и демонстрации независимости. То есть нежелание следовать правилам, придуманным взрослыми, распространяется не только на поступки, но и на речь. Поэтому, с одной стороны, имеет смысл философски относиться к засорению речи подростка, как к временному явлению – так же, как к розовым шнуркам в кедах или увлечению творчеством очередной безголосой «звезды». Своим осуждением или запретами вы лишь усилите противостояние с ребенком. Лучше применить правило, воспетое пиратами в старом фильме про доктора Айболита: нормальные герои всегда идут в обход. 

1. Попросите подростка не употреблять некрасивые выражения в определенных ситуациях: например, в разговоре с вами, при младшей сестре, в гостях и т.д. Подобные ограничения позволят стимулировать развитие литературной речи и научат ребенка контролировать себя.

2. Продемонстрируйте подростку, что, кроме грубого жаргона, в русском языке существует множество других средств, позволяющих сделать речь яркой, язвительной или смешной. Предложите ему почитать произведения М. Зощенко, Д. Хармса, М. Булгакова.

3. Попробуйте сыграть на стремлении подростка выделяться среди сверстников. Например, присоединившись к течению, которое иронично называют «грамма-наци», он будет выглядеть гораздо ярче толпы безграмотных матерщинников. 

4. Контролируйте собственную речь. Иногда взрослые употребляют крепкие выражения в сердцах или ради того, чтобы придать шутке остроту, полагая, что ребенок «уже совсем большой» и понимает, что услышанное не стоит повторять. К сожалению, подростки не часто утруждают себя анализом поведения родителей и легко перенимают их манеры. Кроме того, выражаясь при ребенке, вы лишаете себя возможности поправлять его речь, ссылаясь на собственный пример.  
Tags: Психология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments