letidor_psy (familyr_psy) wrote in letidor,
letidor_psy
familyr_psy
letidor

Categories:

Монтессори-педагогика по-корейски



Текст: Евгения Рогачева

С системой Монтессори я познакомилась случайно. Слово было диковинное, но очень благозвучное. Мария Монтессори знала свое дело. Даже сейчас, спустя сто лет, ее идеи способны увлечь не только ребенка, но и, наверное, любого родителя. Свободное воспитание, беспрепятственное развитие способностей, заложенных в ребенке. Кто не желал бы этого для своего чада? Я, разумеется, увлеклась и стала исследовать возможности получить такое образование в Корее, где я живу и воспитываю двоих детей.


Вершиной моего счастья было случайное объявление о том, что совсем недалеко от нас ведется набор в Монтессори садик с многообещающим названием «Art Montessori». Прекрасно, подумала я, тут мои дети и начнут свой путь свободного развития. Но все оказалось не так просто. Не легко приживаться Монтессори-росткам на азиатской почве. Кроме великолепных педагогических идей итальянского педагога и ее развитой системы, есть еще традиции воспитания и образования конкретной страны. Их никто не отменял и удалить их из сознания педагогов, родителей и даже учеников невозможно.



Сложно представить себе что-либо более противоположное традиционной корейской системе воспитания, чем методика Монтессори. Садик, где дети сами выбирают себе занятия, сами готовят и убирают, никто никого никуда не зовет и не собирает в строй, должен казаться корейским родителям каким-то странным Зазеркальем. Что уж говорить, о Монтессори-школах, с открытыми дверями и классами, где учатся дети с разницей в возрасте 3-4 года. У корейцев такая диковинная школа может просто вызывать шок. И тем не менее, в Корее уже много лет существует образовательный центр Монтессори, который занимается распространением методических монтессори-пособий, издает собственную газету со звучным названием «I Love Montessori», проводит семинары и конференции. Более того, по системе Монтессори в Южной Корее успешно работают десятки детских садов и несколько школ. Находятся они не только в крупных городах, но и на периферии. В чем же загадка? И что такое монтессори-образование по-корейски?



Чтобы представить себе всю глубину различий, скажем пару слов о том, что такое традиционное образование в Корее. Основано оно на полном величайших гуманистических мыслей Конфуцианстве. Но с течением веков и не без содействия государственной машины в Корее, как и в Китае, откуда заимствовались основные образцы, образование превратилось в жесткую, авторитарную систему, где ученик находится в полном и беспрекословном повиновении у учителя. «Следование образцам» стало главным приоритетом. Почитание, уважение и никаких индивидуальных порывов. Главное занять свое место в обществе. Корейские дети обладают поразительной работоспособностью. Но как часто она направлялась не в то русло! Одинаково одетые дети, бесконечно что-то зубрящие из-под палки учителя и строем передвигающиеся по территории школы. Конечно, это не образ современной корейской школы! Но это традиция. И так образование выглядело в течение многих веков.



К слову, традиционные школы существуют и сейчас, но сегодня это скорее культурные центры, где дети и учителя одевают национальную одежду и изучают старинные ремесла, каллиграфию и другие традиционные предметы. Палок там давно уже нет. Хотя телесные наказания были в большом ходу во всех корейских школах еще лет 10 назад. Учитель мог отлупить ученика линейкой по ладоням или оттаскать за ухо и никто не возмущался. Это было в порядке вещей. Корея очень бурно развивающаяся и быстро меняющаяся страна. Но традиционные ценности и представление об образовании здесь не просто древние реликты, а вполне живое мировоззрение. В нашем корейском садике, при всех его неоспоримых достоинствах, о которых я уже писала, дети с двух лет учатся ходить строем. Даже в туалет. Только не думайте, что это какой-то концлагерь. Все вполне логично. Дети маленькие. Поели, нужно сходить в туалет во избежание дальнейших неприятностей. Но форма, в которой это все проводится примечательна – строем.



По системе Монтессори все должно происходить совершенно иначе. Однако, Монтессори садики, в которых я была, а я специально посетила несколько и о многих читала, не поразили меня какими-то существенными отличиями от обычных корейских детских садов. Единственное, что однозначно присутствует везде – это дидактические монтессори-пособия. Не у всех в полном комплекте, но тем не менее. В остальном все выглядит вполне обычно. Представить себе в корейских садах монтессори-ситуацию, при которой часть детей собралась с учителем на какие-то занятия, а часть занимается чем она хочет, очень сложно. У меня создалось впечатление, что такое поведение для корейцев находится за рамками представлений о нормальном. Есть коллектив и этот коллектив чем-то занят под руководством старшего. Если ребенок к этим занятиям не присоединяется, это как минимум странно.

Кроме того, корейские родители никогда (за очень редким исключением) не отправят детей в садик, где нет дополнительных занятий по английскому языку, физкультуре, музыке. Проводят эти занятия приходящие педагоги. О системе Монтессори они, как правило, имеют весьма смутное представление. Поэтому, как минимум, раз в день малыши собираются на вполне обычное занятие со вполне обычным педагогом. Вот разве что разница в возрасте здесь никого не смущает. Большие и маленькие (2-3 года разницы) часто объединяются в одну группу. Это обычная практика в садиках для малышей до 4 лет.

И еще одна особенность. В названии чуть ли не каждого монтессори-садика в Корее встречается слово Art, которым тут в основном обозначают все связанное с изобразительным искусством. Считается, что система итальянского педагога предназначена больше для развития именно художественных способностей. Мол любит ваш малыш делать что-то руками, лепить, рисовать и прочее, отправляйте его в монтессори-группу. Причем, мнение это бытует не только среди родителей, но и среди педагогов. Вроде как для развития, скажем, математических способностей свобода не нужна. А вот творческим личностям пригодится. Мнение, с которым можно было бы поспорить. Ведь метод Монтессори – это система развития личности в целом. Ее цель – выявить в ребенке все его изначальные способности, а не какие-то заранее заданные родителями.



Вообще детские сады Монтессори в Корее не отличаются связанностью. Многие, судя по всему, довольно произвольно добавляют это слово в свои названия. Большинство не поддерживают никакой особой связи с основными Монтессори организациями Кореи: Образовательным центром Монтессори и Институтом Монтессори, который готовит Монтессори педагогов по лицензии AMI (Association Montessori Internationale).

Для многих частных педагогов и родителей тот же сайт Центра Монтессори, это некий журнал дающий общее представление о системе и магазин, где можно приобрести интересные дидактические пособия. Благо, интернет-магазин с пособиями находится на сайте Центра. Впрочем, справедливости ради, надо сказать, что так дело обстоит не во всех образовательных учреждениях Монтессори в Корее. Есть, к примеру, заведение для дошкольников в Сеуле под названием KONIS (Kids of The Nations International School), которое работает в полном соответствии с методикой Монтессори. Или школа Bethel Montessori School, работающая по системе Монтессори уже более 20 лет. Но и тут есть свои особенности. В первую очередь, это иностранные школы, где часть преподавателей и учеников – иностранцы. И во-вторых, это христианские школы, тесно связанные с протестантской Церковью. Образование здесь вполне религиозное, ведутся библейские курсы и т.д. Таких школ довольно много. И хотя они работают по методу Монтессори, воспринимают их прежде всего, как религиозные христианские образовательные учреждения.

Пришел монтессори-метод в Корею из Америки. За океаном, к слову, система эта очень развита. В Штатах более 4 тысяч Монтессори школ. Что не мало, даже для такой большой страны. Система Монтессори попала в США еще при жизни ее основательницы, в начале XX века. Но первоначально метод был принят очень скептически и практически не получил развития. Возрождение системы Монтессори в Америке началось в 60-е годы. Сегодня Организация Монтессори в США (American Montessori Society) одна из самых крупных в мире. Педагоги из корейского монтессори Центра регулярно посещают их семинары и конференции в Нью-Йорке.

Здесь также Монтессори школы нередко связаны с протестантскими Церквями и вообще с религиозным христианским воспитанием.
Сложно сказать, можно ли до конца примирить корейскую систему воспитания, основанную на Конфуцианстве, и метод Монтессори. Но перекликающиеся идеи у них точно есть. «Учитель растет вместе с учеником», «Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца», - говорил Конфуций. Думаю, Мария Монтессори согласилась бы с любым из этих изречений.

Материалы по теме:

Система Монтессори: опыт педагога

Один день в детском саду Монтессори

Ловкие пальчики: развиваем мелкую моторику

Источник: Letidor.ru


Tags: Психология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments