letidor_psy (familyr_psy) wrote in letidor,
letidor_psy
familyr_psy
letidor

Category:

Детский сад: больше плюсов или минусов?

kindergarden

текст: Лена Чарлин

Получить путевку в детский сад – вовсе не значит этой путевке обрадоваться. В последнее время необходимость посещения дошкольного образовательного учреждения ставится под большой вопрос. И когда есть возможность выбора: частный или государственный детский сад, или может быть, ребенку будет лучше с бабушкой или няней, или мама готова до школы находиться дома – тогда родители начинают взвешивать все «за» и «против» детского сада.

Поговорим о минусах

Вспоминая выражение «Вам с какой новости начать, с хорошей или не очень?», начнем с той, что «не очень». Вернее, с минусов. Из вводных данных мы имеем среднестатистический муниципальный детский сад с численностью 25-35 человек в группе на двоих воспитателей.

Сложности адаптации. Судя по опыту, вероятность легкой или сложной адаптации к детскому саду – примерно 50/50. Есть дети, которые бегут в садик на всех парах. Нас с сыном ежедневно обгоняет один такой мальчик, который находится в группе с 8 утра до 7 вечера и, кажется, чувствует себя там, как дома. А есть ребенок, который ходит в эту группу и к этому (хорошему) воспитателю третий год, но хнычет каждое утро. Процесс привыкания у каждого занимает разное время и может проходить очень болезненно, а может в исключительных случаях – совершенно незаметно. В основном, родители морально готовятся к первому сценарию.

Частые заболевания. Еще один большой минус затяжной адаптации в том, что психологический дискомфорт, который испытывает ребенок, прямо влияет на количество его больничных.  Насморки, аденоиды, ветрянка, ОРВИ… Неделю ходим, две дома сидим – обычная практика первого года в детском саду. Редкие дети обходятся без больничных. Среди таких счастливчиков, в основном те, чьи родители не считают чихание и кашель чем-то катастрофическим и не отказываются от посещения детского сада при этих симптомах. Малыши переносят на ногах какие-то мелкие вирусы и отличаются стабильной посещаемостью.

По признанию нашей воспитательницы, дети, которые не уходят на летние каникулы, а исправно ходят в сад все три летних месяца, практически не болеют в течение года. Устойчивый иммунитет к вирусам у них развивается в первый же год посещения. У остальных, как правило, количество больничных сокращается на второй-третий год посещения садика.

Неожиданные изменения в поведении (например, агрессия). Новые особенности поведения ребенка проявляются уже в первые месяцы детсадовской жизни. Малыш сталкивается с системой воспитания, отличной от домашней, и реагирует на эти изменения, как умеет. Самоконтроля ему пока не хватает, и тогда в лексиконе могут неожиданно появиться фразы вроде «Положи на место, я сказал», «Сели все», «Слушаем тишину», высказанные в резкой, крикливой манере.

Если родители отреагируют спокойно, если они будут без лишних эмоций, но с пониманием относиться к вспышкам гнева и своим поведением дадут понять, что в семье так не говорят, ребенок постепенно успокоится и перестанет переносить манеры воспитателя на домашнее общение. Часто появляются первые замахивания на родителей как копирка с поведения новых товарищей, некоторые из которых приносят силовые способы взаимодействия с окружающими из своих домов.

Появляются также угрозы. Например, на детской площадке всегда миролюбивая девочка может неожиданно отреагировать на малыша, который тянется к ее лопатке: «Я тебя сейчас стукну!»

Нежелательный лексикон тоже не заставляет себя долго ждать. Дети приносят из садика словечки, физиологические открытия, интимные вопросы – это тоже немаловажная часть их общения со сверстниками.

Запугивания. К сожалению, нехватка квалифицированного персонала в наших детских садах, пренебрежение к современным методикам воспитания и большое количество детей в группах влияют на то, как воспитатели общаются с детьми. Часто действуют архаичные методы. Проще накричать, чем объяснить. Действеннее припугнуть наказанием или тем, что за непослушным ребенком придет страшное существо, а мама не придет. Проще не разбираться, кто прав, а кто виноват в перепалке, а наказать всех сразу. Удобнее пристыдить, чем показать, как исправить ошибку. Увы, непрофессиональное поведение воспитателей напрямую сказывается на нервной системе чувствительных детей. И если родители не вмешиваются, не решают проблему, а пускают все на самотек, дело может усугубиться нервными тиками, страхами и отчаянным нежеланием посещать детский сад, в котором действуют такие методы.

Проблемы с едой. Больное место родителей детей-малоежек. В большинстве случаев мы не подготовлены к тому, чтобы дети хорошо ели в детском саду. Много ли сейчас семей, домашний рацион которых повторяет стандартное меню детского сада: каша пшенная, суп молочный, салат из зеленого горошка и лука? Немудрено, что новая еда и форма ее подачи – это то, к чему детям придется привыкать. Правило «ем за компанию» со временем действительно начинает работать, но начальный стресс от новшеств никто не отменяет. Поэтому в сентябре и октябре нового детсадовского года по вечерам так часто слышен диалог:

– Ну, что ты ел сегодня?

– Хлеб ел!

– Опять хлеб? Каждый день хлеб. Ну, а творожная запеканка? Ты же дома ешь ее.

Дома-то он ест, только в домашней запеканке, которую мама нарезает треугольником, как торт, больше сахара, ванильный привкус, сметанная корочка и много изюма. А в садике на тарелке лежит квадратный, не великой сладости кусок, к которому нужно как-то привыкнуть.

Мало внимания каждому ребенку. Когда в группе 25 малышей, сложно говорить об индивидуальном подходе. Детский сад – это прежде всего коллективная деятельность. Свои лидеры здесь тоже появляются: кто-то физически развит сильнее других, кто-то быстрее всех отвечает на занятиях, кто-то так хорошо читает стихи, что на утренниках ему всегда достаются главные роли.

Но пристальное внимание талантам и способностям в детском саду все-таки не уделяется, потому что задача воспитателя – пройти программу со всеми детьми: и способными, и отстающими. Для него все дети примерно на одинаковом уровне, и многих отличительных особенностей воспитатель просто не замечает.

А если ребенок стеснительный, то о сложных ситуациях в общении с другими детьми, о какой-то ссоре или грубом поведении воспитатель может и не узнать.

Поэтому задача присматриваться к талантам ребенка, узнавать о том, как идут дела в группе, что ребенку нравится, а что его тревожит, все-таки является первостепенной в проявлениях родительской заботы. Как и задача – отмечать минусы, которые влияют на настроение ребенка в детском саду, и уметь своевременно на них реагировать.

Поговорим о плюсах

«А есть ли вообще в детском саду плюсы?» – этот вопрос задала мне подруга полтора года назад, когда оба наших сына находились на пике непростой адаптации. В тот момент я не смогла ответить. Но когда прошел острый период, появилась стабильность и положительный опыт, а сложности остались позади, в голове появилась ясность. И плюсы стали видны отчетливее.

Обучение хорошим манерам. В этом маленьком обществе существуют свои порядки: здороваться при встрече, благодарить помощника воспитателя за принесенный обед, прощаться, уходя домой, обращаться к взрослому на «вы». И даже если в семье детей не учат вежливости специально, садик прививает хорошие манеры, и со временем в доме начинают звучать «приятного аппетита», «спасибо» и «здравствуйте». В детском саду считается нормой – убрать за собой игрушки, перед тихим часом аккуратно сложить одежду на стульчик, вымыть руки после улицы. Об этом без устали напоминают воспитатели. Полезные ритуалы закрепляются ежедневно и со временем доводятся до автоматизма.

Постепенная раскованность. Далеко не всем детям просто выйти в центр музыкального зала и рассказать стихотворение. 2-3-леток даже не пытаются заставлять это делать, поэтому ношу театральных выступлений в младшей группе несут активисты, любители быть на переднем плане. Но, начиная с 4-5 лет, малыши смелеют, и может оказаться так, что тот, кто весь прошлогодний утренник просидел на коленях у мамы, сегодня выходит к Деду Морозу второй раз, потому что ему понравилась процедура чтения стихов и жаркие аплодисменты зрителей. Детей задействуют в сценках, танцах, пении и тем самым поощряют и развивают способность выступать на публике. А родительская похвала и улыбки из зрительного зала повышают самооценку.

Понимание правил и границ. В детском саду ребенок сталкивается с тем, что он должен выполнять указания воспитателя и действовать в рамках определенных правил. Некоторые дети в детсадовской среде впервые сталкиваются с понятием авторитета взрослого. Сложнее всего с этим смириться тем, у кого дома полная демократия. Воспитателям с такими детьми обычно довольно сложно: они непредсказуемы в своем поведении, часто гиперактивны, не слышат и не слушают взрослого.

Однако и таким детям детский сад показывает пример того, что не все на свете подчинено воле ребенка. Что существует дисциплина и беспрекословные табу: не драться, не убегать с игровой площадки, выполнять задания на занятиях. Есть режим: еды, сна, прогулок, игр и занятий. Все это организовывает ребенка и дает ощущение предсказуемости и уверенности, которое в детстве необходимо.

Навыки общения с равными себе. Пожалуй, главный плюс и задача детского сада – научить детей общаться с другими детьми как индивидуально, так и в коллективе. Ни поездки в гости, ни регулярные прогулки на площадке во дворе не сравнятся по степени насыщенности с общением в детском саду. Малыши учатся играть в ролевые игры не с мамой и папой, а с товарищами своего возраста. Они видят разных детей, учатся принимать их особенности, начинают дружить и понимать, кто им ближе по духу.

Учатся делиться игрушками. Ждать своей очереди. Помогать. Выступать вместе. Учатся слаженности действий. Именно такую командную слаженность я наблюдала совсем недавно, когда перед новогодним утренником детям, играющим в разных уголках комнаты, сказали построиться парами, и они, услышав воспитателя, подходили к ближайшему ребенку, брали его за руку и вставали в пары друг за другом. Построение заняло у них не больше минуты, настолько отрепетированным и привычным было для них это простое действие.

Подготовка к школе. Не все мамы и папы находят в себе педагогическую жилку и не каждый работающий родитель успевает научить детей необходимым азам. Детский сад действует по специально разработанной программе, развивающие занятия там проводятся ежедневно. Расписание таких занятий обычно можно увидеть на стенде при входе в группу. Среди них лепка, рисование, математика, развитие речи, музыка, физкультура, изучение окружающего мира. Даже если дома ребенок не проявляет интереса к какому-то виду деятельности, то в садике за компанию и просто потому, что так сказал воспитатель, он учится правильно держать карандаш, рисовать геометрические фигуры, вырезать по контуру, классифицировать окружающие предметы. Форма 20-минутных занятий развивает усидчивость, которая будет так нужна ребенку в школе. Ну а если при садике организованы еще и тематические кружки, то это не только удобно, но и полезно для развития и может повысить интерес ребенка к посещению детского сада.

Физическая активность. В группе малыши не сидят на месте, не смотрят мультфильмы в неподвижной позе, не играют за компьютером. У них есть ежедневная гимнастика перед завтраком, физкультура трижды в неделю, а еще лазание по лесенкам и висение на турниках на игровой площадке. Многие дети вводят в семейную традицию утреннюю зарядку, копируя то, что им показывают в садике. Многие же удивляют своих родителей тем, как умеют прыгать, крутить обруч и сбивать кегли, потому что научились этому на занятиях.

Ребенок учится самостоятельности. Прежде всего, он учится какое-то время обходиться без родителей и справляться с различными ситуациями сам. Во-вторых, в детском саду побуждают самому одеваться и обуваться, есть, ходить в туалет, убирать за собой игрушки, помнить о своих личных вещах, оставленных в шкафчике.

Конечно, этот процесс не обойдется без проблем. Дети толкают друг друга, отбирают игрушки, обзываются, шумно отстаивают свои интересы. Но в то же самое время они учатся делиться этими пресловутыми игрушками, постоять за себя, озвучивать просьбы, формулировать желания, чувствовать границы.

* * *
Итак, что же делать волнующимся родителям? Видеть плюсы и ни в коем случае не игнорировать минусы. Устанавливать хорошие отношения с воспитателями. Посильно участвовать в жизни заведения, в котором ребенок проводит большую часть дня. Реагировать на неадекватное поведение персонала детского сада. Быть внимательными к переживаниям ребенка и рассказам о том, что его тревожит. И идти по пути не сопротивления, а принятия детского сада, позитивного отношения к нему, если все-таки было принято решение, что ребенок готов его посещать. И пусть этот опыт будет только положительным!

Читайте также:

Мама, няня или садик?

Адаптация к детскому саду, или "Дайте жалобную книгу"

Операция "Детский сад": отправляем сына

Меню для частного детсада: СанПиНы или здравый смысл?

Сережа и Маша: можно против нельзя

Такие разные дети: курс на сближение

Tags: Детский сад, Психология, Школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 99 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →