letidor_school (familyr_school) wrote in letidor,
letidor_school
familyr_school
letidor

Categories:

Сергей Пархоменко: "Я противник принудительного подхода к обучению"

600x-

Текст: Римма Малова

Психолог, педагог и бизнес-тренер Сергей Пархоменко организовал для своего сына и еще нескольких дошкольников домашний кружок, о котором он рассказывает в своем блоге http://tromentano.livejournal.com/. В небольшой группе он занимается с детьми математикой, логикой, физикой, моделированием, развитием речи, рисованием и многими другими интересными вещами. Своими взглядами на обучение Сергей поделился с читателями «Летидора».


- Как у вас возникла идея создания домашнего кружка? С чего всё началось?

- Началось с того, что сыну исполнилось четыре, и мне стало интересно с ним заниматься, чему-то учить его. Какой-то целостный подход к занятиям сложился не сразу - но изначально я старался находить игры и пособия, которые вызывали бы у ребёнка искренний интерес. Это было не так просто, ведь большинство методик и пособий, которые я видел, были не слишком увлекательны, поэтому пришлось искать и выбирать более основательно, вникать в тему, что-то самому придумывать.

Что касается основных принципов обучения, то здесь очень по душе пришелся Монтессори-подход, с которым я познакомился на практике, потому что Никита ходит в Монтессори-группу детского сада. Этот подход заметно отличается от общепринятого в нашей системе образования тем, что фокусируется на личности ребёнка и на его выборе, а не на том, что кто-то чему-то непременно решил его научить, хочет он того или нет.

600x-

Идея собрать кружок появилась после книги Звонкина «Малыши и математика», тоже где-то три года назад. С несколькими детьми можно строить занятия совсем по-другому, чем с одним: и веселее, и партнёры для игр есть. Решили с женой, что, действительно, можно и попробовать - нашему сыну Никите тогда было четыре, пригласили ещё одну знакомую девочку на наши занятия.

Тот кружок существовал полгода, а потом был период, когда не было возможности его проводить. Год назад возобновили кружок, уже с большей компанией – сейчас в нем уже четверо детей.

- В чем заключается ваша методика обучения?

- Ну, если постараться коротко и по-простому, то мы с детьми играем во что-то, мастерим какие-нибудь штуки, проводим эксперименты, и в процессе они научаются чему-то новому. Есть огромное количество всяких нюансов в том, как я делаю те или иные вещи, тут мне помогает и мое психологическое образование, и почти десятилетний опыт ведения бизнес-тренингов. Но суть именно в том, что я предлагаю детям сугубо практические интересные дела, а в процессе естественным образом появляются знания, навыки, представления о чём-то. Эффективность такого подхода на порядок выше, чем стандартного подхода «слушай, что тебе сказали», «делай, что велели» и «потому что надо».

- Вы пользуетесь какой-то педагогической литературой, составляя план занятий?

- Что касается пособий и литературы, то я, честно, не смогу перечислить, на что я опираюсь. У меня сложился некий свой подход, из разнородных кусочков, но при этом довольно целостный. В силу своего образования и профессии, я читал и изучал такое количество всяких материалов, что «найти концы» проблематично.

Если вот меня спросить, что бы я порекомендовал почитать для вхождения в тему, кроме уже упомянутого Звонкина и методики Монтессори, и я бы, безусловно, порекомендовал «Общаться с ребёнком. Как?» Ю.Б. Гиппенрейтер. Это книга про более широкий контекст - про воспитание, отношения, общение.

А что касается плана - тут всё предельно просто: у меня нет сколь-нибудь жёсткого плана… Мы пробуем разные вещи, какие-то «идут», вызывают интерес и получаются, мы развиваем эту тему. Какие-то «не идут», тогда я их откладываю, или ищу другую форму.

- Расскажите тогда, как происходят ваши занятия.

- Обычно мы в кружке занимаемся математическими и логическими играми, физическими и химическими экспериментами, играми с буквами и словами, изготовлением каких-то интересных поделок в необычных техниках. Занятия проходят у нас дома, раз или два в неделю.

600x-

Из необычных дополнительных материалов очень часто используем какие-то бытовые вещи, часто какие-то из них используем «не по назначению». К примеру, у меня несколько коробок забиты всякими «нужными» вещами, типа крышечек, формочек, остатков материалов для ремонта и пр. Как правило, они оказываются намного интереснее для детей и богаче по возможностям, чем стандартные методические материалы. Есть у нас, разумеется, и различные современные пособия, вроде палочек Кюизера, блоков Дьенеша, магнитной азбуки и т.п., но используем их довольно редко.

Игры мы часто делаем сами, на занятии. Для этого нужно измерять, чертить, писать буквы и числа, вырезать и делать прочие полезные вещи. И детям очень нравится, когда то, что они делали, «работает». При этом и в покупные игры тоже играем, конечно.

Вообще я ощущаю определённый дефицит хороших обучающих игр: на рынке есть увлекательные игры развлекающего плана, а вот большинство обучающих игр удручают и в плане дизайна, и в плане методической проработки. Поэтому у нас возник в итоге собственный проект по разработке и изданию игр — «Банда умников», пару месяцев назад выпустили первые четыре игры про математику. Очень нравится родителям сама идея: дети просто играют, а обучение происходит «само собой».

- А сейчас вы уже видите результаты ваших домашних занятий с детьми?

- Дети растут, развиваются, занимаются далеко не только в нашем кружке и воспитываются «прогрессивными» родителями - выделить тут именно влияние нашего кружка довольно сложно. Про достижения тоже не так просто сказать, и здесь мне важны не только успехи в овладении формальными знаниями и навыками.

Вот, например, дети сами между собой обсудили и договорились о том, в каком порядке будут пробовать сами провести опыт. А ещё недавно это было неразрешимой проблемой, и требовало моего вмешательства. Вот Маруся, которая полгода назад до слёз боялась проиграть в любую игру, переживая по этому поводу ещё до первого хода, теперь играет увлечённо и весело. Дети стали строить гипотезы, почему в опыте получается тот или иной результат, рассуждают.

Больше всего я могу, конечно, наблюдать за своим сыном Никитой, и иногда он очень удивляет. Например, на занятиях я делаю большой акцент на формировании целостной концепции числа. Мы полностью исключили такие вещи, как выучивание состава чисел наизусть, «счёт по линеечке», автоматизация счёта с помощью однотипных заданий в рабочей тетради и пр. Я делаю ставку именно на постоянное практическое использование чисел, счёта и арифметики в разных играх, опытах, делах, поделках.

600x-

И сейчас Никита иной раз удивляет нас и окружающих тем, как умеет посчитать или прикинуть какие-то вещи. Мы вот ехали кататься на лыжах, а Никита спросил «долго ли ещё ехать?». Я сказал, что нам осталось проехать 30 км, а скорость у нас такая, что за каждый час мы проезжаем 75 км. Никита задумался, и сообщил, что ехать нам около 20 минут. Формально он не имеет опыта решения задач такого типа, не знает формулы, не умеет составлять пропорции, не умеет умножать и делить двузначные числа. Но он смог как-то вообразить эти исходные данные, и каким-то образом прикинул результат. И это у него получилось не случайно – в разных подобных ситуациях он достаточно достоверно умудряется предположить ответ, не владея пока в достаточной степени формальным математическим аппаратом.


- Какой подход к обучению ребенка вы считаете наиболее оптимальным?

- Я противник «принудительного» подхода к обучению, когда ребенок не может сам решать, чему ему в тот или иной период учиться интересно, а чему нет, как ему заниматься нравится, а как не нравится. Это, само собой, негативно сказывается на учебной мотивации, отношении к учёбе. И эффективность такого процесса на порядок ниже, чем когда ребёнок чему-то учится увлечённо.

Например, играем мы в игру, где надо выполнять арифметические действия - так дети считают в полной концентрации и на полной скорости, ищут комбинации, загибают пальцы, бегут за счётами. За 10 минут игры они могут выполнить столько операций, как за пару уроков математики в обычной школе!

Второй момент, который мне очень не нравится - ориентация на механическое, бездумное воспроизведение. Я когда объясняю это взрослым, часто в качестве примера спрашиваю что-то вроде: «Вот вы в школе тригонометрию изучали - а знаете, зачем она в принципе может практически применяться? А почему если от числа отнять отрицательное число - то оно увеличивается? А откуда в России взялось крепостное право, что это вообще такое?».

Чаще всего отвечают «Не знаю, где-то для инженеров, наверное. Потому что минус на минус даёт плюс, потому что правило такое. Не знаю, но отменили его, по-моему, где-то в 19 веке».

То есть самая суть, сам смысл этих тем - пропущен, и это общий подход почти во всей программе! Не ставится задача научить понимать причинно-следственные связи, видеть картину целостно, понимать смысл тех или иных действий - просто надо выучить наизусть, и всё! Потом, в ВУЗе, студенты учат наизусть определения, переписывают дословно в свои курсовые и дипломные работы чужие слова - и уже даже не пытаются понимать их смысл!

600x-

- И напоследок - какой бы вы дали совет тем родителям, которые хотели бы самостоятельно обучать ребенка дома?

- Избавляться от стереотипов! Учиться новому и заниматься с детьми можно совсем не так, как мы привыкли к этому. Можно это делать с интересом и с удовольствием. Для этого не всегда нужны учебники и рабочие тетради. Освоить пиратский шифр и написать несколько записок домашним может быть намного полезнее, чем просидеть это же время, уныло глядя в прописи. А измерить, записать и сравнить рост всех гостей — продуктивнее, чем выполнять задания по измерению отрезков, нарисованных в учебнике.

Читайте также:

Николай Андреев: Как увлечь детей наукой

Музей "ЛабиринтУм": посольство физики и химии в Петербурге

Научные забавы: 5 книг для пытливого юного ума

Шоу-физика: детям это нравится

Tags: Игры дома, Отдых, Пападром
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments