letidor_papa (familyr_papa) wrote in letidor,
letidor_papa
familyr_papa
letidor

Что такое деньги: учимся в игре



текст: Дмитрий Пряник

У всех детей есть личные копилочки, у нашего Степки тоже. Только вот распоряжаться своими накоплениями он не очень умеет. То его одолевают приступы жадности, то – невероятной бездумной щедрости. Причем соотнести реальную стоимость товара и установленную цену (часто завышенную) он не может. Как научить ребенка реальной экономии и рачительному распределению средств? Конечно, только играючи!


Магазиномания

После праздников у Степки скопилась кругленькая сумма – 5 тысяч рублей. Он чувствует себя богачом. Теперь и двести рублей для него – копейки.

- Накуплю себе киндер-сюрпризов и чипсов, - мечтательно сказал он, когда мы шли в магазин.

Но я его предусмотрительно сначала повел к полкам с продуктами.

- Видишь, хлеб стоит 25 рублей, а молоко 55. Давай посчитаем 25+55 сколько это будет? Правильно, 80 рублей. Еще яйца – 60 рублей и масло 80. Считаем дальше, сколько у нас всего выходит? Чуть больше 200 рублей, если точно – 220. Что же у нас получается? За 220 рублей мы можем, например, купить 4 киндер-сюрприза - или продукты, чтобы приготовить ужин (омлет и бутерброды).

Конечно, я не стал отговаривать Степку, чтобы он покупал свои шоколадки. Но каждый раз обращал его внимание, на что еще более полезное можно потратить деньги.

Потом и дома, когда к нам приходила соседка Анечка, мы стали играть в магазин. На цветном принтере я распечатал фото различных продуктов, под каждым подписал цену. Также на принтере распечатал деньги и каждому покупателю выдал по 2 фото-тысяче. Анечка потратила 1500 рублей на красивую куклу, а Степка как рачительный хозяин ( видимо, мои магазинные уроки не прошли даром), купил сначала макароны, колбасу, молоко и только потом положил жвачку и киндер-сюрпризы.

В наш домашний магазин стали ходить все игрушки. Мишка оказался на редкость жадным и считал каждую копейку, зато Зайка-мот потратил сразу все деньги на сладости, а потом вынужден был ходить обедать к друзьям-черепашкам. Запасливый Тигренок накупил много продуктов впрок, а Анечкина кукла Маша растерялась и никак не могла сообразить чего же ей нужно.

Теперь Степка – мой главный помощник в магазине (не домашнем, а вполне реальном). Он с видом знатока обходит все полки, сравнивает цены и уже понимает, что 200 рублей – это тоже деньги.


Мелкое дельце

В коридоре у нас стоит шкатулка, в нее мы ссыпаем из карманов мелочь. И вот, вслед за первой шкатулкой, на полке появилась другая, а потом и третья. Мелочь то мы складывали, но вот сдать ее никак не могли.

- Пап, а чего у нас тут деньги лежат? Они никому не нужны что ли? – как-то спросил Степка. И я подумал, какой же пример мы подаем ребенку? Действительно, можно сказать, выбрасываем деньги в корзину.

- Молодец, сынок, что заметил! – похвалил его я. – Они тут неправильно лежат, их надо посчитать и обменять на более крупные.

В один из дней мы высыпали все богатство на стол и стали рассортировывать. Чтобы было не скучно, мы рассортировывали деньги на скорость.

- В одну кучку складываем по 10 копеек, в другую по 50, в третью по 1 рублю. Засекаю время, кто больше рассортирует за 10 минут? – дал я старт игре.

Степка обставил нас с мамой и мы вынуждены были признать полное поражение. А потом мы раскладывали рассортированные монетки по 10 штук и заворачивали их в бумажку.

- Нужно сделать вот такие конфетки, - показала мама (она раньше работала в банке, поэтому знает как нужно упаковывать деньги).

Мы со Степкой стали вертеть денежные конфетки, а мама их подписывать. И что же вы думаете? Оказывается, у нас валялось без дела аж 4 тысячи 570 рублей 20 копеек!

Мы сходили в ближайший Сбербанк и обменяли деньги на денежные купюры. Тысячу из них отдали Степке, как организатору дела.


Копилка добрых дел


Сегодня можно везде встретить социальную рекламу. Просят оказать помощь бездомным, старикам, больным деткам… И мы со Степкой решили принять участие хотя бы в одной акции.

По телевизору увидели просьбу одной старушки, записали реквизиты, на который она просила перечислить средства, пошли с сыном в банк и перечислили 500 рублей.

- Пап, а ведь если другие люди тоже по 500 рублей перечислят, это ого-го какая сумма получится! – вдохновенно рассуждал сын. И мы стали мечтать, как прекрасно теперь заживет старушка, ведь добрых людей на свете много.

Я считаю, что благотворительность – это отличный воспитательный момент. Если ребенок с детства приучится помогать незнакомым людям, он вырастет добрым порядочным человеком.

С тех пор у нас со Степкой появился свой ритуал. Мы выбрали один фонд помощи детям и каждый месяц перечисляем средства. Причем часть денег кладу я, часть – Степка. И не важно, что иногда это бывают совсем маленькие суммы, главное – участие и регулярность.

Я всегда подчеркиваю, какое важное дело мы делаем, но не даю сыну зазнаваться. Он, хоть и не говорит мне, но очень гордится собой. И в начале месяца всегда ведет меня в банк. Он уже знает на какие кнопки в банкомате нужно нажимать, чтобы выбрать нужную нам операцию. А я смотрю на него и радуюсь, хороший у меня парень растет!


Финансисты

Немало таких вещей, на которые приходится копить несколько месяцев. Например, мы не может позволить себе с одной зарплаты купить компьютер или хороший холодильник. Как-то я рассказал Степке, что если вещь дорогая, но необходимая, чтобы ее купить, нужно составить финансовый план. На листочке нарисовал как это выглядит:

- Что мы с тобой хотим? Новый ноутбук. Предположим, он стоит 20 тысяч рублей. Итак, в первый месяц мы откладываем 5 тысяч, во второй еще 5, в третий месяц еще. И вот на четвертый месяц 20 тысяч мы накопили. Давай проверим, сколько будет 5 умножить на 4? Видишь, рассчитали все верно.

Степку очень увлекли подсчеты. Он начал считать сколько времени ему понадобиться. Чтобы купить вертолет (оказалось, придется ждать слишком долго) и нового бионикла (это задача оказалась уже по силам).

- Пап, сегодня в магазине мама меряла сережки. Такие красивые! Но дорогие. Давай составим план и купим их ей, - предложил он.

Мы сели за стол, все рассчитали. Да, ждать приходится полгода, но тут уж ничего поделать нельзя.

- Больше денег мы откладывать не можем, нужно еще платить за квартиру, ходить в магазин, - объяснил я.

Наш финансовый план мы занесли в табличку, напротив каждого месяца написали цифру 2 (именно по 2 тысячи рублей договорились откладывать каждый месяц. Но цифру 2000 писать не стали, чтобы мама не догадалась). Купили специальную свинью-копилку (и теперь мы используем ее для долгосрочных накоплений) и стали туда ежемесячно откладывать деньги.

Каждый раз, когда мы клали купюру в копилку, Степка ставил напротив цифры «2» галочку.

И вот момент наступил, деньги собраны, мы пошли в магазин и купили заветные серьги. Мама была в полном восторге, она никак не ожидала от нас такого сюрприза.

- Ну надо же! Откуда же вы узнали? А деньги где взяли, это же так дорого! - говорила она.

- Не так-то и дорого, если составить финансовый план, - с видом знатока заявил Степка.

Читайте также:

Учим таблицу умножения: игры и пособия

Игры для детей: развиваем графическое мышление

Игры для детей: играем с монетами

Ищем сокровища


Tags: Игры дома, Пападром
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment