Текст: Виктория Виноградова
Организация домашней развивающей среды от рождения до шести лет с учетом развития ребенка. Среда, которая учит ребенка самостоятельности.
Когда в доме появляется ребенок, все жилое пространство начинает постепенно видоизменяться и подстраиваться под потребности нового жителя. И даже, если вы обустроили отдельную детскую комнату со всем необходимым, рано или поздно ребенок обозначит свое присутствие в каждом уголке дома. И по мере взросления вашего малыша вы будете приспосабливать пространство под него, делать безопасным и удобным – тем самым, создавая домашнюю развивающую среду. Помимо комфорта и безопасности домашняя среда является тем местом, где ребенок учится и получает опыт, и очень важно, чтобы она соответствовала возрастным потребностям ребенка, помогала решать задачи развития.
Источник фото http://www.howwemontessori.com/how-we-montessori/page/4
Какие самые важные аспекты организации домашней развивающей среды? Для начала лучше выделить три возрастные группы – от рождения до полутора лет, от 1,5 до 3 лет и от 3 до 6. Но сначала пару слов о том, какое значение имеет правильно организованная среда.
Разум ребенка, пришедшего в наш мир, чист как лист бумаги, но при этом он обладает удивительной способностью – впитывать в себя словно губка огромное количество информации из окружающей среды. Несомненно, все, что окружает малыша в первые годы его жизни, оказывает колоссальное влияние на формирование его личности, мышления, характера, привычек. На нас взрослых возложена огромная ответственность за формирование этого нового разума. Что ребенок видит, слышит, чувствует, какие правила установлены в доме, по каким культурным традициям живет общество той страны, в которой он родился – все это окружающая среда, которая обязательно окажет влияние на формирование будущей личности. И если на такие факторы, как традиции общества, менталитет, климатические условия мы не в силах повлиять, то правильно выстроить домашнюю среду для ребенка мы вполне способны. Правильной я называю ту среду, которая соответствует возрасту ребенка, учитывает его потребности в развитии, стимулирует процесс познания, дает свободу выбора и делает ребенка самостоятельным.
По сути, нам просто следует заглянуть в каждое помещение нашего дома и подумать над тем, как мы можем приспособить это пространство для нашего ребенка, так чтобы он как можно быстрее научился совершать обыденные действия самостоятельно. Обычно трёхлетний ребёнок уже вполне способен сам выбрать одежду и одеться, налить себе воды и помочь накрыть на стол, подмести пол и убрать на место свои игрушки, без посторонней помощи провести все гигиенические процедуры утром и перед сном. И если малыш не делает этого, то, скорее всего у него нет такой возможности – мама все делает гораздо быстрее, а еще, потому что дом не приспособлен для самостоятельных действий маленького человека.
Но какую же радость испытывают дети, когда они могут самостоятельно дотянуться до крана и помыть руки, сами выбирают, что сегодня надеть или получают возможность помочь маме на кухне. Домашние дела – это замечательные развивающие упражнения для ребенка, а также отличная школа самообслуживания и самостоятельности. А чем больше ребенок совершает самостоятельных действий, тем более уверенным он чувствует себя и тем сильнее становится его желание пробовать, исследовать и изучать.
От рождения до полутора лет
Период от состояния малоподвижного крохи до уже пытающегося изъясняться маленького человечка – самый удивительный и волшебный. За всего лишь каких-то полтора года ребенок решает массу задач своего развития и в первую очередь это, конечно же, задачи крупной и мелкой моторики. Другими словами, ребенок учится сидеть, ползать, ходить, бегать, а также развивает и укрепляет моторику рук.Это то самое время, когда ребенок еще не нуждается в специальных детских предметах (мебели, игрушках), он перемещается по дому сначала на маминых или папиных руках, а потом самостоятельно учится осознавать себя в существующем пространстве. Ему интересно все, потому что любой предмет, любой звук, любой опыт оказываются чем-то новым и неизведанным. Для детей этого возраста нет особой необходимости выстраивать специальное детское пространство. Дом – это целый мир, удивительный и волнующий. И самыми главными требованиями к домашней среде в этом возрасте являются свет, тепло, спокойная обстановка и порядок. Именно такое окружение будет способствовать гармоничному развитию малыша.
В этот период важно, чтобы ничего не ограничивало движений ребенка. Поэтому, самым безопасным и удобным для маневров местом является не манеж, а пол. Чистый пол и мягкий коврик – это, наверное, самые важные вещи в комнате ползающих малышей. К этому можно добавить пару низких полок, с которых малыш может брать простые игрушки и прикрепленное к стене зеркало на уровне глаз ребенка, с помощью которого малыш сможет изучать себя и свои движения.
Источник фото http://www.howwemontessori.com/how-we-montessori/page/4
Когда малыш начнет делать попытки ходить, хорошей опорой ему послужат предметы обычной мебели. И желательно никаких ходунков или еще каких-либо приспособлений - чем более естественной будет среда вокруг ребенка, тем быстрее он научится ориентироваться в ней.
У малышей до полутора лет совсем нет необходимости в большом количестве игрушек. Ограничивайтесь 3-5, лучше периодически меняйте их, тем самым вызывайте интерес к новым или хорошо забытым старым. Да простят меня производители игрушек для малышей, но дети практически не нуждаются ни в каких специальных игрушках в этом возрасте. Гораздо больший интерес у них вызывают предметы обихода – кухонная утварь, коробки, банки, технические приспособления – в этом им стоит предоставить максимум возможной свободы.
Маленький ребенок неустанно исследует дом – открывает ящики и двери, изучает содержимое шкафов и полок. Конечно, заботясь о безопасности ребенка, стоит ставить защитные крепления на выдвижные ящики или свинчивать ручки, но не забывайте все же оставить пару ящиков для свободного доступа, складывайте в них безопасные предметы или игрушки.
Довольно большое значение имеет оформление стен. Дети очень внимательны к любым изменениям в пространстве и их заинтересуют крупные картинки на стенах, а вам они сослужат хорошую службу, чтобы отвлечь внимание ребенка, когда вы будете, например, переодевать его.
Фото – Виктория Виноградова
От полутора до трех лет
Наступает время большой самостоятельности, а дело еще закончится кризисом трех лет, когда желание «я сам» будет просто зашкаливать. К тому же наступил тот период, когда малыш уже готов освоить процесс пользования горшком (что, на самом деле, своевременно именно в этом возрасте, а никак не раньше). Поэтому большое значение сейчас стоит уделить ванной комнате: у горшка свое место; в доступе корзина для белья, куда малыш сможет бросать грязные вещи; низко висит полотенце; имеется подставка, чтобы ребенок мог самостоятельно доставать до раковины и мыть руки; в доступе жидкое мыло с удобным дозатором, зубная щетка, туалетная бумага.Огромное значение для развития самостоятельности имеет правильная организация спального места ребёнка. Очень удобно организовать низкую кровать для того чтобы ребенок мог самостоятельно укладываться в свою постель и покидать ее. На деле это просто большой матрас, лежащий на полу. Помимо прочего такой вариант спального места является самым безопасным.
Самое же излюбленное место всех детей в этом возрасте – это, конечно, кухня. Здесь у ребенка тоже должно появиться свое место – это может быть и высокий стул, но лучше отдельные столик и стульчик, который ребенок сможет самостоятельно накрыть и убрать. Замечательно, если вам удастся организовать на кухне небольшой уголок, где будут находиться детская посуда, салфетки, вода, а также перекус, который может быть доступен ребенку в течение дня.
Еще одним знаковым моментом этого возрастного этапа является развитие у детей чувства порядка. В этот период дети маниакально пытаются расставлять все предметы по местам, сортируют, раскладывают. Чтобы поддержать это стремление ребенка, прежде всего, поддерживайте порядок в доме сами, а также постарайтесь организовать игровое пространство так, чтобы каждая игрушка, каждое развивающее пособие имело свое место, тогда и порядок в комнате вы сможете навести без особых сложностей.
Игрушек и развивающих материалов появляется все больше, и для них необходимы полки или удобные ящики для хранения. Полки должны быть такими, чтобы ребенок мог без труда достать игрушку и убрать ее на место.
Фото – Виктория Виноградов
Здорово, если вам удастся организовать доступное ребенку пространство для хранения и выбора одежды. Тогда малыш сможет сам выбирать, что ему надеть, научится раскладывать свои вещи, а также одеваться самостоятельно.
От трех до шести
Это тот возраст, когда у ребенка должно быть все, что есть у взрослых, только в миниатюре. Дети, по крайней мере, в этом полностью убеждены. Более того, детям интересны практически все виды домашней деятельности и они могут стать вам хорошими помощниками, главное только предоставить им свободу делать это. Обязательно привлекайте ребенка к приготовлению еды и стола к трапезе. Для этого обязательно обзаведитесь безопасным ножом, теркой и другой кухонной утварью.Источник фото http://www.howwemontessori.com/how-we-montessori/in-the-kitchen
Всегда в доступе должны быть удобные ребенку совок и щетка, с помощью которых малыш сможет привести в порядок кухню, если вдруг что-то рассыплется.
Вообще хорошо, если ребенок всегда будет знать, где в доме находятся салфетки или тряпки, чтобы вытереть пролитое или грязное при необходимости.
Ребенок взрослеет, начинают формироваться его увлечения. Хорошо, если в доме найдется место, где ребенок сможет побыть один – его личное пространство. Небольшое уютное место, оборудованное удобным креслом, рядом может стоять полка с книгами или детскими журналами, прекрасно, если поблизости будет находиться аквариум. Наблюдение за рыбами очень успокаивает.
Источник фото http://www.howwemontessori.com/how-we-montessori/2011/07/claytons-family.htm
В комнате ребенка всегда найдется место простейшему проигрывателю дисков, а также полочке для их хранения. Так ребёнок сможет самостоятельно включать для себя музыку или аудио сказки. Выбирая игрушки и развивающие материалы для ребенка, старайтесь уделять большое внимание их качеству. Не стоит наполнять дом большим количеством интерактивных игрушек, лучше приобретать хорошие конструкторы, паззлы, головоломки – то, что прослужит вашему ребенку долго. Обязательно должны быть предметы для ролевых игр, а также просто коробки, пластиковые бутылки, отрезы тканей, которым ребенок найдет применение, руководствуясь своей фантазией
В доступе всегда должны быть книги, а также материалы для творчества. Большое значение в этом возрасте имеют иллюстрированные энциклопедии, которые рано или поздно начнут привлекать внимание ребенка.
И, конечно, необходимо, чтобы все это хранилось на открытых и доступных ребёнку полках и ящиках, которые легко содержать в порядке.
Это основные рекомендации по организации домашней среды от рождения до шести лет. Соблюдая эти принципы, вы сможете сделать дом удобным и комфортным для вашего малыша, а он, в свою очередь, довольно скоро удивит вас своей самостоятельностью, новыми навыками и живым интересом к познанию мира.
Читайте также:
Сделай сам: учим самостоятельности
Светлана Бурдо: "То, что ребенок может, он должен делать сам"
Если ребенок не хочет: игра вместо давления
Николай Андреев: Как увлечь детей наукой
Мария Сурыгина: "Это не ребёнок непослушный, это ваши методы не работают"