letidor_psy (familyr_psy) wrote in letidor,
letidor_psy
familyr_psy
letidor

Categories:

Битвы супергероев



Текст: Тина Александрова

Как бороться с супергероями? В силах ли интеллигентный Крокодил Геннадий и стеснительный чебурашка побороть сверхспособности стремительных, уверенных в себе и необремененных интеллектом Пауков, Бетменов, Черепашек Ниндзя и прочих кумиров современных детей? И надо ли «старичкам» ввязываться в бой за владение умами и душами ребят?



Родителей часто беспокоит то, что сын или дочь чрезмерно увлечены новыми западными образами, пришедшими из «той» культуры, в основном из комиксов, в мультипликационный мир. И правда, вроде бы ничего плохого герои не делают, радеют за справедливость. 

Ну, вид имеют лихой и придурковатый, так еще и наш Петр 1 рекомендовал подчиненным поступать так, дабы разумением своим не смущать начальство. Ну и что, что гора мышц Супермена упакована в тугое метросексуальное трико, поверх которого надеты «красные труселя», а Бетмен скрывает истинное лицо под БДСМ-маской с ушками. Зато они за добро и мир во всем мире порвут любого зеленого злобного тролля и всех его приспешников. Но всего как-то «чересчур» в этих образах. Все слишком просто, контрастно, как в лубочном творчестве. Слишком много агрессии, нет тонкости чувств, нет трогательности, свойственной большинству русских мультфильмов советской эпохи. 

Так почему же современные дети чаще предпочитают западных «коллег» кота Леопольда и Чебурашки?  Качественный промоушн? «Родители» Бетменов, Суперменов и других человеков Пауков достаточно опытны в деле вывода в свет своих творений и являются высококлассными профессионалами маркетинга. Забыть о супергерое в современном мире ребенку просто не дадут. Рекламные ролики, товары с его изображением – футболки, шампуни, часы, многочисленные игрушки. Процесс запущен и «рука руку моет» : популярность мультфильма (фильма) стимулирует продажи с символикой героев, а затем тотальное присутствие повсюду товаров не дает забыть о фильме и поддерживает к нему интерес. 

Взрослым все ясно, налицо - стандартная работающая технология, при помощи которой можно продвинуть практически любой продукт. Были бы деньги на раскрутку. И, тем не менее, мы, немолодые люди с состоявшейся казалось бы психикой частенько ловимся на удочку удачного пиара. Что говорить о детях, воспринимающих все по-другому: они более чувствительны, доверчивы, к ним проще втереться в доверие. 

Те, кто постарше, помнят начало перестройки, когда в нашу жизнь ворвалась реклама жевательных резинок «Ригли» и «Сникерсо-Марсо-Баунтиевской» продукции? Минимум раз в час с центральных ТВ-каналов полуобнаженная дама соблазняла нас райским наслаждением с мякотью кокса. Мы, тогда шестнадцати-семнадцатилетние девчонки с мизерными доходами покупали раз в месяц с зарплаты "вскладчину" пару новых разрекламированных батончиков и устраивали себе «пир духа». 

Так и современные дети, напичканные рекламной информацией, получают некий импульс (вау-импульс, прямо по Пелевину), стимулирующий желание обладать: смотреть, играть, иметь у себя дома. В советское время мультфильмы выпускались и показывались на равных условиях, а уже потом дети пренебрегали одними героями и любили других, основываясь на своих личных предпочтениях, которые в свою очередь зависели от нравственных и духовных ценностей, привитых родителями и обществом. Сейчас кроме этой, естественной цепочки возникновения интереса к художественному произведению или фильму, появилась и другая, «навязывающая», идущая от рекламной кампании оного. 

Ну и как же нам, взрослым, поступать, зная все это? Разумеется, каждый решает для себя. Кто-то вообще не видит проблемы и лишь покрутит пальцем у виска. Мол, прекрасные мультики. Транформеры – вообще класс, про фей Винкс я и сама с удовольствием смотрю, где проблема? Другой придет в ужас, и в состоянии культурного шока запретит своему малышу даже левым полуприкрытым глазом смотреть на вражеского Супермена. 

На мой взгляд, запрещать что-либо, кроме как прыгать с моста вниз головой, засовывать пальцы в розетку и перебегать автостраду вне пешеходного перехода вообще не имеет смысла. Гораздо проще выразить свою точку зрения и обосновать ее. Ну, может быть, стараться, чтобы мультфильм, который вы считаете нежелательным для своего ребенка, реже попадался ему на глаза, чтобы всегда была возможность выбора между ним и тем, который вы считаете полезным и поучительным. 

Посмотрите «правильный» мультик вместе, в максимально ненавязчивой форме выразите свое к нему отношение, обоснуйте его. Опишите ребенку главного героя, его положительные качества, объясните почему он поступил так, а не иначе, и почему это на ваш взгляд хорошо. Пусть ребенок «включит соображалку», пусть научится от вас смотреть и не просто получать эмоции и забывать, а осмыслять увиденное, делать выводы, ставить собственные оценки. Нет смысла что-то запрещать малышу. Но можно помочь ему сформировать правильную систему ценностей, которая позволит в дальнейшем самому делать правильный выбор. Этот путь гораздо сложнее, дольше и медленнее. Иногда вам будет казаться, что у вас ничего не получается, что все без толку, но в конце концов воспитательные усилия будут вознаграждены. Нет ничего страшного в том, что ребенок захочет посмотреть, или даже на какое-то время увлечется каким-нибудь «кичевым» мультиком или фильмом. Большинство из них не представляют откровенного вреда. В конце концов, ребенок живет в социуме, и если в детском саду или школе все мальчишки только и твердят про Бен Тена и его волшебные часы, а ваш сынок слыхом не слыхивал про такого, то он вполне может заработать ярлык «чудака». Хорошо, если он обладает сильной харизмой и способен увлечь сверстников за своей собственной идеей. Но таких людей не так много. Действительно страшно – это когда подобные «идеи» заполняют пустоту ребенка внутри, делая его «фанатом» Винксов, Покемонов и прочих «продуктов». Когда ни для чего другого в голове не остается места, а избранный персонаж становится предметом слепого обожания и преклонения. Вот чтобы в душе не было пустоты, родители и должны развивать ребенка, «подсовывать» ему «правильные» книги и фильмы, беседовать о смысле жизни, помогать сформировать правильную систему ценностей. И, наконец, хочется предостеречь вас от «огульного охуливания» и навешивания ярлыков. Мол, «все иностранные (или американские) мультики – ничтожество и ерунда». А как же знаменитый «Шрек»? Или старые диснеевские сказки? 

Еще один распространенный родительский миф – «аниме – ужасный жанр, все подобные мультики напичканы агрессией, насилием и пустыми идеями». А как же Миядзаки, и сын, и отец? Их мультфильмы несут в себе свет и особую атмосферу детства, наполнены волшебством и добротой. 

Подводя итоги, выскажу свое личное мнение: нельзя ни ограждать ребенка от ненужных по вашему мнению книг, фильмов и мультиков, ни отпускать неподготовленного малыша на современное информационное Поле Чудес, где колдуют страшные Черные Пиарщики с секретными НЛП-технологиями. Следует стараться воспитывать вкус так, как вы себе это представляете, чтобы малыш вырастил в себе «культурный иммунитет», с которым не страшна любая безвкусица. 

И уж тем более ни за что нельзя ничего запрещать. Запретный плод сладок, позволю себе повторить банальность. Чрезмерной строгостью вы можете добиться от своего ребенка лицемерия. Желая угодить маме с папой, он будет говорить, что ему в высшей степени противны и неинтересны неугодные вам персонажи, но тайком будет искать возможность посмотреть «запрещенный» мультфильм и завидовать более свободным в выборе друзьям. 

То есть, проблема только внешне выглядит разрешенной. И вообще, пусть первым бросит камень тот, кто читает лишь Канта или Ницше, и смотрит исключительно фон Триера с Феллини. Давайте будем откровенными, ведь почти каждый для разрядки мозга любит полистать любовный романчик, почитать звездные сплетни, посмотреть безобидный детективный телесериал или зрелищную космическую оперу. И в конце скажу и вовсе крамольную вещь. Великого классика Моцарта современники порой поливали грязью и ругали за несерьезную, популярную, пустяковую музыку. Но время рассудило иначе.


Читайте также:

Смелые девчонки Миядзаки

Олег Акташев: "Дочке нужен был рюкзак"

Из чего же, из чего же сделаны девочки?

Словарик для родителей



Tags: Кино, Отдых, Школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments