letidor_psy (familyr_psy) wrote in letidor,
letidor_psy
familyr_psy
letidor

Category:

Право на секрет: можно ли читать детские дневники?



Текст: Лена Чарлин

В вопросах соблюдения «прайваси» нет золотой середины. Одни родители решительно против вторжения в личную жизнь и вещи детей. Вторые заявляют, что не простят себе политику невмешательства, если из-за незнания пропустят опасный поворот в жизни ребенка. Потому считают своим долгом мониторить электронную почту, тайком читать сообщения в телефоне и обыскивать шкафы на предмет дневников, писем, любых подозрительных улик.



Источник фото

Толстая тетрадь в бело-синюю клетку с надписью «Дневник» всегда лежала в верхнем ящике моего письменного стола. Я не прятала ее как можно глубже, не маскировала под стопкой школьных тетрадей. И одна из главных вещей, за которые я благодарна родителям, это то, что мои детские дневники никогда не были ими тронуты. Конечно, я не могу быть уверенной в этом на 146%. Но что-то в наших отношениях дает мне понять, что так оно и есть. Негласное доверие позволяло не прятать то, чем ни с кем не хотелось делиться. 

Знаю и обратную историю. В пионерском лагере я подружилась с девочкой, которая отчаянно не хотела, чтобы ее мама приезжала в родительский день и вообще всячески избегала разговора о своих родителях. 

Однажды она рассказала, в чем дело. Моя подруга, по-детски влюбленная во взрослого человека, вела дневник, в котором записывала мысли и стихи о своих безответных чувствах. Мама, заметив неладное в настроении дочери и увидев, что она часто уединяется и пишет что-то, нашла ее дневник в шкафу, прочитала и по явным деталям и еще более явному имени угадала в образе героя друга семьи. И не придумала ничего лучше, чем устроить скандал. 

Четырнадцатилетняя, совершенно адекватная, просто впервые влюбленная девочка перестала вести дневник. Зато начала вести войну с родителями, растянувшуюся на несколько лет до тех пор, пока она не уехала учиться в другой город. На расстоянии мириться с промахами близких людей стало легче. 

В вопросах соблюдения «прайваси» нет золотой середины. Одни родители решительно против вторжения в личную жизнь и вещи детей. Вторые заявляют, что не простят себе политику невмешательства, если из-за незнания пропустят опасный поворот в жизни ребенка. Потому считают своим долгом мониторить электронную почту, тайком читать сообщения в телефоне и обыскивать шкафы на предмет дневников, писем, любых подозрительных улик. В свое оправдание тревожные взрослые говорят, что это защита, родительское крыло. 

Личное пространство

Ребенок строит свой личный мир по кирпичикам. В самом раннем возрасте «мое» – это игрушки, которыми не хочется делиться и которые малыш расставляет по дому так, как ему видится удобным, даже если гирлянда из ста машинок займет периметры всех домашних подоконников. Так в простой игре у детей складывается представление о комфортном мире. Позже могут появиться обескураживающие взрослых фразы «не мешайте мне», «хочу побыть один», «не входите в комнату» и самодельные таблички на двери вроде той, что была у мальчика Сэма из фильма «Реальная любовь» – «я же сказал, что не голоден». 

Маленькие дети еще не умеют читать и писать в дневник, но создают для себя другие убежища: прячутся в самодельный домик из одеял, в палатку, в гнездышко, устраивают штаб на дереве: место, где можно побыть наедине с собой. Заводят тайники, которые наполняют милыми сердцу сокровищами. Дошкольники еще с удовольствием демонстрируют родителям свои рисунки и поделки, но, становясь старше, начинают прикрывать рукой тетради и альбомы, чтобы никто не видел, какие мысли они записывают и что рисуют. 

Это естественный процесс отделения себя от других. Находясь в своем мире, ребенок исследует, что ему нравится: какую музыку слушать, что надевать, как принимать свое меняющееся тело. В 14 лет многое вокруг кажется зыбким, неясным, и подростку бывает необходим особенный кто-то, поверенный тайн, с которым можно делиться мыслями без оглядки. Трудно найти такого человека в среде и трудно озвучивать все проблемы маме и папе, поэтому на помощь часто приходит дневник как средство самотерапии, узнавания себя через письмо и проговаривание (в данном случае – прописывание) проблем. 

Что полезного в этой ситуации могут сделать родители?

Предоставить детям место и время для уединения. Да, не только место, но и время. Бывает, взрослые любят, чтобы дети не сидели без дела и стараются загружать их по максимуму. В результате у детей нет возможности просто посидеть, подумать, помечтать, ведь они всегда бегут: на хоккейную тренировку, по родительским делам, скорее делать школьные уроки, помочь отвезти бабушке банки для варенья. 

Позволить детям организовать личное пространство по их усмотрению, будь то своя комната или уголок в комнате общей. Право самому отвечать за порядок и обустройство детской – это первая тренировка самостоятельности и организации личного пространства, ведь когда-нибудь ребенку нужно будет строить свою жизнь отдельно от родительского дома. 

Не трогать детскую территорию без разрешения. С определенного возраста лучше доверить детям самостоятельное наведение порядка не в последнюю очередь из-за того, чтобы не было соблазна наткнуться на что-то интимное, секретное. 

Удерживать себя от соблазна контролировать каждый шаг. Родительская задача – не тотальный контроль, не способность предугадать все сценарии вероятных проблем, а умение заранее рассказать ребенку, что хорошо, а что плохо и как можно вести себя в опасных ситуациях. 

Научить детей уважать личное пространство других людей  – стучать, входя в комнату, держать комфортную дистанцию при разговоре, не задавать слишком личных вопросов. 

Не отзываться нелестно об увлечениях ребенка. Одна из частых родительских фраз: «Как можно слушать такую музыку?» А ведь ему нравится и для нас как родителей это деликатный и простой способ узнать что-то о душевном мире ребенка – послушать его любимую музыку, поговорить о нравящихся книгах и фильмах. 

Не отзываться насмешливо о содержимом детских сокровищниц – ярких коробок и ящичков, которые ребенок заполняет морскими камнями и ракушками, счастливыми автобусными билетами и засушенными цветами. Все это его мир, и он имеет значение. 

Если бьется тревога

Сам факт того, что родитель испытывает тягу к прочтению детских личных записей, свидетельствует о том, что в отношениях уже присутствует элемент тревожности и недоверия, раз взрослого что-то сильно волнует и не дает покоя до такой степени, что хочется узнать все, тайком пробравшись на личную территорию ребенка. Значит, проблема не в дневнике. 

Хотя зачастую родителями движет обыкновенное любопытство, большинство все же объясняет свое поведение страхом упустить что-то подозрительное в поведении. Но тревожные симптомы, которые, как правило, имеются в виду – пристрастие к наркотикам или общение с плохой компанией заметны не только и не столько по тому, как часто ребенок уединяется с дневником на коленках. Чаще всего это иные, вполне очевидные симптомы. И если есть подозрение, что ребенок занимается чем-то не тем, обыск личных вещей не исправит ситуацию. А вот стать «ящиком Пандоры» в случае, если родитель ошибается, может вполне. 

Если доверительные отношения утрачены, можно попробовать восстановить их с помощью маленьких шагов. Постепенно подбирать путь к доверию, другие способы налаживания эмоционального контакта между родителями и детьми, возможно, обратиться за помощью к психологу. Лучшим золотым ключиком всегда останется разговор. Хотя почему-то именно культура разговора у нас не развита, а детективные методы кажутся самыми рабочими. 

Простой вопрос: «Есть ли что-то, что ты хотел бы мне рассказать?»  и признание в том, что вы волнуетесь, могут стать началом диалога. И дети, и взрослые готовы говорить и делиться наболевшим, если знают, что их послушают и услышат. 

Если вы уже держите в руках тайную тетрадь своего ребенка и терзаетесь мыслью: читать или не читать, попробуйте вспомнить себя в его возрасте: что вас волновало, дорожили ли вы своими секретами, важным ли было уединение, возможность оставаться без присмотра. 

Задайте себе вопрос: «Хочу ли я, чтобы кто-то знал обо мне все?»  Четырехлетний сын недавно помог мне ответить на это вопрос. Я спросила, как он провел выходные у бабушки и чем интересным занимался, а ребенок пожал плечами и сказал, что лучше он расскажет, что вкусного они сегодня ели на обед. Я поняла: есть вещи, которые остаются с ним, а есть то, чем он хочет делиться. Все, как у взрослых. Просто в несколько ином масштабе. 

Может быть, если я буду об этом помнить, вопрос «читать или не читать детский дневник» никогда не окажется для меня дилеммой.



Читайте также:

Детские дневники: открытие тайны для самого себя
 
Привет в будущее
 
40 способов сохранить семейные воспоминания

Tags: Психология, Школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →