letidor_school (familyr_school) wrote in letidor,
letidor_school
familyr_school
letidor

Category:

Отправляем детей учиться: США или Великобритания? Часть I

schoolsBRITorUSA

текст: Нина Колташева

Какую бы страну вы не выбрали для продолжения образования своих детей, к поступлению необходимо готовиться заранее: минимум за год, если речь идет о школе обычной и за два, если в планах школа престижная. Нина Колташова, директор одного из самых опытных образовательных агентств в России, попробует разобраться в причинах популярности среднего образования именно этих двух стран – США и Великобритании – среди наших соотечественников.

Школы-пансионы Великобритании последние два года наблюдают стремительное увеличение  числа учеников из России. Также заметно увеличился и спрос на получение среднего образования в США.

Великобритания

По статистике, Британия заслужено лидирует в предпочтениях российских родителей и объяснение этому простое – географическая близость к России по сравнению с Америкой, развитая инфраструктура для обучения и адаптации юных учеников из других стран, ну и сама репутация британского образования, конечно, которая поддерживается на уровне государственной власти уже несколько сотен лет. 
 
При этом самым значимым изменением последнего времени можно считать существенное уменьшение возраста юных россиян, отправляющихся в британские альма-матер: все больше родителей отправляют детей в prep — schools  - начальные школы Соединенного Королевства, и даже в  детские садики  - pre-prep schools, а это главный индикатор доверия.

Однако все больший интерес  проявляют  российские родители и к  частным школам США и этот интерес взаимен. Ведь, к сожалению, практически невозможно поступить в топовые университеты США после окончания российской средней школы и единственно надежным вариантом остается путь через американскую  школу, где ребенок должен проучиться как минимум два года
Причины того, что российские родители предпочитают зарубежные школы-пансионы российскому среднему образованию (несмотря на все последствия и риски такого решения: долгие разлуки с ребенком, стресс пребывания в чужой стране, значительная нагрузка на семейный бюджет и т.д.) самые разные, но в целом причины можно свести к двум: падение качества российского образования и непризнание российских  дипломов о среднем образовании вузами за рубежом. 

Что это значит?

Это значит, во-первых, что  российские школы в целом - и государственные, и частные - не отвечают тем высоким требованиям, которые предъявляют взыскательные родители к качеству образования своих детей. Во-вторых, для поступления в  зарубежные ВУЗы после окончания российской школы  еще как минимум год придется поучиться на подготовительных программах  (Foundation – в Великобритании или  Pathway - в США),  и только потом студент может быть зачислен на программу бакалавриата. Однако, такие программы есть далеко не во всех ВУЗах и путь  к зарубежному высшему образованию через британскую или американскую школу остается самым надежным
Очевидно, что  выбирая  школу-пансион для своего ребенка в США или Великобритании, родители выбирают не только, и не столько школу, сколько отдают предпочтение системе образования (высшего в том числе) и воспитания одной из этих стран, ее ценностям и школьным традициям. Ответственность велика, поэтому к такому выбору необходимо подойти во всеоружии.

Британское – значит лучшее

Получать образование в Великобритании считается престижным уже не одно столетие - не зря именно британская модель легла в основу образовательных систем наиболее развитых стран мира. Она укоренилась и с успехом применяется в США, Канаде, Ирландии, Австралии и Новой Зеландии. Но британское образование — это, прежде всего, стройная система, все звенья которой органично связаны между собой. И одно из основных звеньев в этой системе - среднее образование, то есть школы.

Как и во многих других странах мира, в Великобритании есть и государственные, и частные средние школы. Школьникам из-за рубежа доступны главным образом последние, если только их родители не работают постоянно в стране. Но и сами британцы чрезвычайно высоко оценивают возможность отдать ребенка именно в частную школу - и прежде всего из соображений высочайшего качества образования.

О высокой репутации частного среднего образования говорят цифры: частные школы составляют всего 10% от общего количества, но вот их выпускники ежегодно получают 30% мест в лучших британских университетах.

Структура британского образования

Структурно обучение в британской частной школе делится на ряд этапов. Подготовительная школа - первая ступень британского образования для детей в возрасте от 7 до 13 лет. Во многих школах-пансионах Британии существует так называемый Junior boarding и детей принимают с 5 лет. У каждого ребенка есть персональный наставник, который следит за учебой и  бытом малыша, и официальный опекун, который заботится о подопечных во время каникул.

По окончании подготовительной школы ученики  сдают экзамены и переходят в среднюю школу, где с 14 до 16 лет осваивают программу GCSE и затем сдают экзамены и переводятся на курс предуниверситетской подготовки (A-level). Он рассчитан на два года занятий. После первого года проводятся экзамены AS-level, после второго — A2-level. Чтобы выпускник школы добился зачисления в выбранный университет, сумма баллов, полученных им по результатам экзаменов A-level, должна быть не ниже требуемой университетом и конкретным факультетом.  В последние годы в секторе среднего образования активно набирает обороты еще одна модель, известная как International Baccalaureate (IB), на которую уже перешло более двухсот а британских частных школ.


A-levels или IB?


В рамках A-level старшеклассники изучают четыре обязательных предмета в течение первого года и три из них выбирают обязательными предметами на второй год. По каждому из предметов сдают экзамены, оцениваемые по буквенной шкале (A, B, C, D по нисходящей). В рамках IB таких предметов обычно шесть, результаты экзаменов выражаются в баллах (высший балл равен 6, плюс можно получить дополнительных 3 балла «за особые  заслуги», что в идеале дает 45 баллов).

Программа IB по сравнению с традиционной выглядит более гибкой, но она более сложная, рассчитана на ребят с сильной академической базой и хорошей мотивацией. Если старшеклассник испытывает сомнения по поводу выбора предметов, ему также имеет смысл решить вопрос в пользу IB. 
 
И, наоборот: ученик, твердо уверенный в будущем призвании и не желающий распылять силы, может смело выбирать программу A-level
Модернизированный характер IB проявляется и еще в одной важной черте. В его обязательную программу входит совершенно новый предмет, именуемый «Творчество, активность, служение». В его рамках старшеклассники не только занимаются спортом и художественным творчеством, что оказывает огромное влияние на развитие личных способностей, но и принимают участие в разнообразных акциях по оказанию помощи тем, кто в ней нуждается - инвалидам, пожилым людям, детям-сиротам. Это способствует лучшему ознакомлению с реалиями современного мира и формированию четкой гражданской позиции, то есть дает бесценный жизненный опыт.

Российские дети, как правило, учатся не в Лондоне, поскольку большинство пансионов расположено за пределами мегаполиса, но все больше  россиян поступают  в дневные школы и это связано с приобретением недвижимости родителями.

А что говорят родители?

Как отмечают российские школьники, окончившие британские частные школы, учиться здесь не то чтобы легко, но в первую очередь -  интересно, а вот родители отмечают и другие особенности британских школ-пансионов:

Светлана, мама  ученика школы Taunton School:

Rugby

Мой ребенок, да и я сама, в полном восторге от школы. Особенно нравится отношение учителей к детям. Преподаватели считают успех или неудачу ребенка своими собственными и стараются совместно с детьми достичь хороших результатов - в этом, на мой взгляд,  главное отличие британской школы от российской. Поначалу меня пугало, что мой ребенок уедет учиться за рубеж, ведь мы привыкли к советской системе образования. Мне казалось, что там при углубленном изучении всего 5-ти предметов произойдет сужение кругозора, развитие интеллекта будет однобоким. С этими сомнениями нам помогли справиться в ITEC, там дают хорошие грамотные консультации и оказывают психологическую поддержку родителям.

Мы как-то сразу поняли, что наши опасения напрасны: несмотря на то, что число изучаемых предметов ограничено, при этом дети изучают именно то, к чему у них есть способности, что в дальнейшем помогает им получить интересную профессию и достичь больших успехов в любимом деле. Наш Саша, например, отлично сдал вступительный тест по биологии и чуть хуже по химии и физике. В  результате он изучает биологию и неизменно получает отличные оценки.

7493368504_3af6f36634_o

Обучение в зарубежной школе помогает ребенку повзрослеть, обрести большую самостоятельность. Но Саша еще до отъезда в школу весьма ответственно отнесся к ее выбору, так как понимал: лучше учиться в той школе, которая нравится именно ему. Он сам сравнивал несколько школ по различным критериям и выбрал именно Тонтон. Нам оставалось только получить дополнительную консультацию у специалистов компании ITEC, которые с радостью подтвердили выбор ребенка.

Лариса – мама ученика Wellesley House:

shutterstock_44536441
 
Школа знакомит ребенка с другим форматом образования, в котором учитель и ученик решают общую задачу, находятся в партнерских отношениях, стимулирующих самостоятельность и целеустремленность. В Москве мне сложно было представить, что ребенок будет заниматься плаваньем по утрам 4 раза в неделю, а в британской школе он плавает, да еще и играет в гольф. В школе стараются развивать творческие способности: Вася впервые принял участие в постановке мюзикла. Мы были на премьере и получили большое удовольствие, а так же заметили, что в школе помимо англичан учатся дети из Китая, Франции, Испании, что дает возможность мультикультурного общения, а значит, ребенок приобретает друзей по всему миру.
Екатерина, мама ученицы Caterham School:
 В школе Caterham ребенка учат думать и грамотно пользоваться своими собственными знаниями. Так, например, если дети изучают историю, то факты они учат по историческим документам, фильмам, литературным произведениям, и выводы они делают самостоятельно. Не на основании слов преподавателей или текстов учебника, а на основе лично полученной и осмысленной ими информации. Такая система обучения прививает интерес к учебе и усердие. В британской школе не стыдно быть отличником: наоборот, чем лучше ты работаешь, тем больше тебя уважают. Главное для меня - это преподавательский состав. Дети увлечены предметами, так как им нравятся учителя. В школе большинство преподавателей среднего возраста: они не только обладают солидным профессиональным и педагогическим опытом, но и умеют найти с учениками общий язык. Тем самым они прививают детям более вдумчивый, серьезный подход к жизни. Катя, например, стала интересоваться общественной жизнью, экономией энергоресурсов, проблемами экологии. В какое время ни позвонишь — она всегда чем-то занята: уроки, спорт, театр.  У нее насыщенная и интересная жизнь.

К тому же, нам повезло, что однажды, посетив выставку «Лучшие школы Великобритании», мы познакомились со специалистами из ITEC, кторые и подсказали, как при выборе школы правильно оценивать такие параметры, как рейтинги и академические результаты. Кроме этого, мы много общались с преподавателями, читали массу информации о каждой школе, поэтому наш выбор полностью осознан и оправдан. У нас большие планы на будущее: окончить школу и продолжить обучение в университете — думаем поступать в Кембридж или Оксфорд.

Вадим — отец ученицы Malvern St. Jame’s:

4540633777_b3612bf851_z
Я - сторонник либеральной концепции жизни, и мое представление о стандартах и качественных параметрах образования соответствует этой концепции. Ребенок должен сам формировать свой свободный мир. Из хаоса понятий и чувств должен построить свою систему ценностей, развивая и поддерживая семейную линию.

Школа - модератор на этом пути. С такими требованиями в нашей семье мы и подходим к образовательному институту для нашего ребенка. Нетрудно догадаться, что в Москве я не обнаружил подобного продукта. В наших школах присутствуют две крайности. Что касается государственных школ, то главная и давняя беда - уравниловка - вряд ли исчезнет в обозримом будущем
Избыточность количества человек в классе делает вообще абсурдными какие-либо воспитательные потуги. А агрессия как человеческий порок в школе - просто норма жизни.
 
 Российские частные школы - это исключительная визуализация правильных образовательных процессов и та самая пресловутая «гламурность» со всеми вытекающими последствиями, когда соревнование личностей подменяется соревнованием родительских кошельков.
 
В Великобритании мы нашли колледж (для девочек), который на данном этапе соответствует моим требованиям. Этот колледж для женщин, которые хотят быть значимыми в жизни. Во-первых, мне близка «идеологическая платформа» школы. Во-вторых, язык. И это тот язык (уровень владения языком), который дает входной билет в большое пространство жизни. Далее, школа, по моим наблюдениям, формирует правильные волевые установки - все делать самому.

В школе присутствует понимание соревновательности не как действий или мероприятий, а как категории жизни в целом. Настя уехала в сентябре, и мы уже чувствуем изменения. Я далек от идеализации английской школы, не считаю нужным переоценивать роль школы и учителей вообще. Школа – лишь модератор знаний и волевых установок. Но как важно найти правильного модератора!

 

Олег — отец ученика, поступившего в школу Harrow:


2799994912_d06b7d9f47_b
 
Отправив ребенка в 10 лет на месяц в летнюю школу Харроу (Лондон), по возвращении мы его не узнали: исчез языковой барьер, что не происходило в московской спецшколе в течение 5 лет занятий языком. Благодаря экскурсиям, он начал интересоваться английской историей и культурой. Ему очень понравилось постоянно заниматься спортом и играми в коллективе. Школа Харроу с богатой историей стала нашей мечтой. Чтобы туда поступить, нам рекомендовали пойти учиться на 2 года в prep-school.

В силу семейных проблем (развод родителей) обучение в системе Boarding school, которая в Великобритании существует исторически, с моей точки зрения, стало оптимальным решением проблемы воспитания ребенка в неполной семье. В Boarding school для ребенка стираются различия между детьми из полных и неполных семей, так как все дети растут без родителей в одном детском коллективе. В школе обучаются и дети нынешних владельцев - г-на О’Малли и его жены Кэти. Их дети ночью спят не дома, а в тех же комнатах, что и остальные ученики, едят ту же самую пищу, что и все, что, конечно, говорит о заинтересованности школы в создании условий для учеников.
 
 Я уверен, что сын получит хорошее знание английского языка, литературы и европейской культуры, разностороннее физическое развитие. В Москве он успевал ходить только на занятия по шахматам и на футбол. Сейчас он занимается еще сквошем, и гольфом.
Он будет адаптирован к работе в международной языковой и культурной среде для будущей работы в международном бизнесе и получит возможность продолжения обучения в престижной школе и ведущих мировых университетах.

Елена — мама ученика Wycliffe College:

Wyckliff1

Мой сын закончил экстерном российскую школу, и мы имели в запасе год на эксперимент под названием «английская школа». Нас пугали проблемами с языком, строгостью английской системы образования. Безусловнo, добавлялся и собственный страх. 

 Притом, что сын был абсолютно самостоятельным, чудовищно сложно было решиться на это. Все сомнения разрешились, когда мы съездили в школу.

 Интернет и проспекты не дают реального представления. Заочно мы, к примеру, выбрали совсем другую школу, а когда ее увидели, пришли в ужас. На мой взгляд, очень важно подготовить ребенка к обучению за рубежом. Поездка снимет ненужные страхи и переживания. 
 
Дети - мечтатели, они придумают себе жизнь «ТАМ» заранее и уедут безболезненно и с радостью. Строгий режим вызывал некоторое возмущение у свободолюбивого ребенка. Первый год были и нарушения и штрафы. Тем не менее, он понимал, что это лучше, чем безответственность и вседозволенность в нашей школе.
Он приобрел бесценный опыт учиться самостоятельно, уметь уважать взрослых и соблюдать определенные нормы поведения. У него есть убеждение, что нельзя договориться и сдать экзамен нечестно. Там нет выбора, там надо работать, если хочешь потом зарабатывать. 

 Я не испытываю проблем в общении с руководством школы, а ITEC, компания, которая помогла нам все устроить, экономит мое время и нервы и в спорных случаях быстро все решает. Иногда очень не хочется лезть в дебри английской воспитательной системы и разбираться, кто там на самом деле прав, а кто виноват - для меня всегда прав мой сын.


Про школы-пансионы США читайте во второй части.

Гранты для школьников: учеба за рубежом

Илья Колмановский: О детях и будущем образования

Школы в Австралии

Павел Лукша: "Образование – это выстрел в будущее"

Tags: Школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments