letidor_pravo (familyr_pravo) wrote in letidor,
letidor_pravo
familyr_pravo
letidor

Category:

Как учиться без школы



текст: Ирина Максимова
фото: из архива Алены Ковалевской

Родителей часто не устраивает то, как организовано обучение их детей в школе. Однако они вправе самостоятельно "организовать школу" для своего ребенка (п. 1 ст. 10 и п. 4 ст. 52 Закона РФ «Об образовании»). Согласно закону учебные программы могут осваиваться в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, форме семейного образования, самообразования, экстерната. Северчанка Алена Ковалевская для своих детей выбрала экстернат - домашнее обучение без учителей, одноклассников и парт.

Сейчас ее старшему сыну Александру 10 лет, первые два класса он посещал школу, после чего был переведен на домашнее обучение. Георгию — второму сыну — 7, интенсивный процесс обучения для него начался осенью 2011-го.

Алена — по первому образованию философ. Работала частным консультантом по грудному вскармливанию. Трудилась психологом в Северском перинатальном центре. В настоящее время является студенткой Томского базового медицинского колледжа (будущая специальность — акушер) и тренером «Центра сознательного родительства «Озеро», расположенного в городе Томске (ведет партнерский курс — по сути, готовит пап к участию в родах). В ближайшее время также начнет вести клуб беременных.

— Думаю, что и создание клуба семейного образования не за горами, — говорит Алена. — Потребность в нем уже стоит остро.

— Как пришло решение перевести своего ребенка на домашнее обучение?

— Во-первых, я заметила, что Сашик возвращался из школы как выжатый лимон — утомленный, с головной болью. Как потом выяснилось — во время консультации с медиками — это достаточно распространенная реакция ребенка на шум, гам, суету. Во-вторых… Мы же садик не посещали, жили какой-то своей жизнью, и за два года я так и не смогла перестроиться под новый график (улыбается).

Возможно, это такой родительский супер-мега-эгоизм, но когда ребенок уходит на пять часов в школу, потом приходит, и ты проходишь снова школьные задания вместе с ним, чтобы подготовить домашку... Понимаете, на это уходит слишком много времени. Нерационально много.

А когда нам удалось вырваться в путешествие, то по возвращении меня спросили: «Почему вы уехали без нашего разрешения?». Причем спросили довольно строго.  Я была, скажем так, удивлена. Я должна отчитываться. Такова система. Хотя класс у нас хороший, и учитель — хорошая. Честно говоря, на той базе, которую она заложила, мы «выезжаем» до сих пор.

— Алена, как вы решили вопрос об официальном переводе?

— Большинство школ в своих уставах имеют такой пункт, как обучение «в форме семейного образования, самообразования, экстерната». Прописать — прописали, а как реализовывается — не всегда знают. И когда я пришла со словами: «Давайте я переведу ребенка на семейное образование», мне ответили: «В такой форме мы не обучаем». Мой естественный ответ: «У вас эта форма обучения прописана в уставе». Это вызвало удивление со стороны руководства школы. Так начался период непонимания, пришлось перевести ребенка из северской школы в томскую (Северск и Томск — города-соседи, расстояние между ними около 20 км, — прим. автора).

Выбрали школу «Эврика-развитие», которая применяет инновационные образовательные методики. В частности, Татьяна Ковалева, один из членов попечительского совета. В настоящее время Татьяна находится в Москве, и одним из направлений, которым она занимается, является образование детей на домашнем обучении.

Однако в "Эврике-развитии" тоже не было ни Положения об экстернате для начальной школы, ни положения о семейном образовании. Я, конечно, предпочла бы последнее, однако понимаю, что сегодня в маленьком городе это практически невозможно.

Сейчас говорить о семейном образовании рано. Настоящий опыт подобного обучения есть только в США. Они уже 20 лет назад ввели подобную практику, через которую прошло около миллиона учеников. В Америке действует Национальный исследовательский институт домашнего образования, издается специализированный журнал. В нашей стране только начали отмечать постепенный рост желающих перевестись на данную форму обучения, особенно среди жителей мегаполисов.

Поэтому неудивительно, что в томской школе полгода не знали, что с нами делать, и мы, по большому счету, не были зачислены ни в одну школу (из одной забрали документы, во второй их взяли, но не оформили). Нас зачислили только тогда, когда приняли Положение об экстернате для начальной школы. Но к этому времени я поняла, что специфика образования именной этой школы меня не устраивает. Именно в этот момент со мной связались из северской школы. Сказали, что за год они поправили устав, приняли необходимое положение, и с удовольствием возьмут нас обратно. То, как нас приняли, как оформили, как решили вопрос о сдаче нами контрольных точек, меня впечатлило. Во всем был полный порядок, четкость и ясность.

А еще Сашика позвали в школу заниматься английским. Он сходил на контрольную точку, познакомился с новым преподавателем (до этого у класса был другой учитель), был им очарован и сказал, что хотел бы ходить к учителю на занятия. И хотя экстернат не предполагает посещение ребенком школьных занятий, администрация сделала исключение.

 То есть — готовить все необходимые бумаги для перевода ребенка на ту или иную, прописанную в уставе школы форму обучения — задача самой школы?

— Да, моя задача — написать заявление о переводе. Оформлением всех необходимых документов, предоставлением нужной информации и ведением делопроизводства обязано заниматься общеобразовательное учреждение.

— Получается, что все это сделали специально для вас?

— Получается, что да. Школа сразу пошла на диалог, просто на подготовку документов нужно было времени, а у нас его не было.

— Удивительно, обычно в таких случаях говорят: «Не нравится — не держим».

Мы с этим не столкнулись ни в северской, ни в томской школе. Наоборот, нам активно пошли на встречу в обоих учереждениях. Меня это очень сильно впечатлило. А сейчас две мои знакомые мамочки из Томска пытаются перевести своих детей на домашнее обучение — и пока не могут договориться с администрацией. И самое интересное, что в уставах их школ тоже стоит пункт о праве образования на дому.

— Вы написали заявление о переводе ребенка на экстернат?

— Да. Опять же в другой школе мама написала точно такое же заявление, но ей ответили, что оно не действительно, и что каждое пропущенное ребенком занятие будет считаться прогулом, и что они обязательно оповестят о поведении семьи органы опеки. Хотя в департаменте образования на вопросы о возможности обучения на дому отвечают совершенно спокойно: «У нас нет положения о домашнем образовании, но вы можете договориться со школой и перейти на форму обучения экстернат».

Откуда тогда такая реакция со стороны администрации школы?

Потому что они привыкли использовать понятие «домашнее образование» только в контексте больных детишек. Учительница в школе ведет класс, а в классе два ребенка инвалида, и она, отведя уроки в школе, идет к ним домой, и так два раза в неделю. Это на самом деле отнимает очень много сил. И все думают, обучение любого ребенка на домашнем обучении проходит по схожему сценарию. И это пугает, как и то, что школы с подобным никогда не сталкивались. Руководство не понимает, как правильно оформлять документы, как будет проверяться работы. Если на пути перевода ребенка на домашнее обучение возникнут трудности, очень рекомендую обратиться к книге Павла Парфентьева «Без школы. Юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату».

— Как вы организовали процесс домашнего обучения?

— Саша, по большей части, сам себе учитель, а все, что ему непонятно, я объясняю. У нас есть список того, что мы должны освоить к контрольным точкам. На эти вещи мы просто обращаем больше внимания. Когда открываешь учебники, начинаешь изучать какую-то тему (особенно это касается гуманитарных предметов), то одна тема тянет за собой еще одну, и еще, и еще… В результате получается, что мы очень далеко отходим от программы. Это хорошо с точки зрения широты кругозора. А с точки зрения подготовки к контрольным — не эффективно. Поэтому последний месяц перед сдачей мы четко готовим то, что надо. Но, положа руку на сердце, могу сказать, что при домашней форме обучения изучить все, что нам нужно к сдаче, занимает немного времени. По сравнению с учебой, как минимум, в два раза меньше.

— Есть у вас какие-то сложности в процессе организации домашнего обучения?

— Конечно, есть. Во-первых, у меня толком нет системы, и в результате все получается очень хаотично. Во-вторых, накладывается мой истерический характер, и я очень часто готова рвать и метать, если у нас что-то не получается. Благо, Саша самый настоящий подарок — он действительно большую часть программы проходит самостоятельно. Любознательный, усидчивый… Мне в этом плане с ним очень повезло!

Если говорить о системе, то… Я недавно познакомилась с мамочкой, которая сейчас переводит своего ребенка-второклассника на домашнее обучение, вот у нее система так система. А причина для перевода следующая. Они плотно занимались до школы, и в школу пришли с определенным набором знаний, умений и навыков. В классе он у нее блистал, был отличником, победителем и прочее-прочее, но за весь первый класс они потеряли большую часть того багажа, с которым пришли. Парень стал хуже читать. Еще он говорила о том, что учила его размышлять, и у него это получалось, а в школе получаться перестало.

Так вот о системе… Есть стандарт того, что должен ребенок знать и уметь к концу каждого класса. Стандарт закреплен Минобразования. Какую методику для этого использовать - выбирает каждая школа, каждый учитель. Эта мама, опираясь на стандарт, выстроила свою систему.

Вторая мамочка переводит ребенка из-за его особенностей в восприятии и переработке информации. Так вот, у нее другая система обучения — к ним приходят репетиторы по основным предметам, они готовят основную базу, а все остальное она берет на себя.

Так что на данный момент нас таких в Томской области (на домашнем обучении в начальной школе) трое, и у каждой — своя система.

В нашей семье, кстати, активное участие в образовании принимает мой папа — Сашин дед. Мне очень нравится его подход — он может разговаривать, а потом выясняется, что в ходе этой беседы ты решил пару-тройку задач, сложив в уме какое-то огромное количество цифр (улыбается).

— У вас те же самые учебники, что и в школе?

Да.

— Если говорить о дисциплине — день ребенка проходит так же, как в школе, только дома?

Нет. До контрольных точек все очень свободно. По мере их приближения мы смотрим, что необходимо подтянуть. Сашик может 3-4 дня заниматься только математикой, а может дни напролет читать, а может с утра уйти во двор и вернуться поздно вечером.

— Сколько у вас контрольных точек, и как часто вам нужно их сдавать?

По закону, в год человек должен сдавать не больше 12 контрольных точек. Порядок и условия прохождения промежуточной аттестации определяются уставом общеобразовательного учреждения.

— То есть в день контрольной работы он приходит в класс и вместе со всеми ее пишет?

Нет. Учителю государством оплачивается время, которое он посвящает экстерну, часть времени (2 часа) идет на консультацию, часть — на сдачу контрольной точки.

— Вас наверняка упрекали в том, что вы мешаете ребенку нормально социализироваться…

Знаете, я давно считаю подобные вещи мифами современности. Сложно найти ребенка, который не будет самостоятельно социализироваться, который не будет общаться. Я не верю, что для этого нужны какие-то специальные условия.

Да, можно закрыть ребенка в четырех стенах, и у него будут проблемы, но это же не наш случай — ни домашнее образование, ни экстернат этого не подразумевают. Сашик много общается — и со сверстниками, и с педагогами — он посещает различные кружки. Ой, а какие кружки посещает мальчик, который весь первый класс блистал в школе!

Когда я ходила к психологу с младшим — знаете, стандартное посещение психолога и педагога в детской поликлинике — она мне говорила: «Ой, вы зря это делаете, зря не водите его в детский сад, потому что он не будет знать элементарные вещи. Он не будет знать «чувство очереди» (последовательность в выполнении задач, когда несколько людей участвуют в процессе). Пока выполняет один, второй должен подождать, в детском саду этому очень хорошо обучают, а вы как будете обучаться?» Я тогда сильно впечатлилась, пришла домой, отправила мальчишек гулять, а сама стояла и наблюдала за ними из окна — они с горки катаются, вокруг которой, как всегда, толпа народу, и мой младший совершенно спокойно ждет своей очереди. Он не рвется вперед, но и не стоит в стороне в ожидании, что все разойдутся и он спокойно сможет прокатиться.

Или вот с Сашиком спрашивали: «Вот вы будете с ним заниматься, а если вы упустите что-то, чем занимаются с детьми в детском саду? Вот как вы будете проходить с ним, какое животное домашнее, а какое — дикое?» Я, помнится, тогда тоже задумалась. Я не сижу с карточками… Я, на самом деле, не очень опекающая мама. Иногда меня беспокоит мысль о том, что я перевела ребенка на домашнее образование, потому что мне так удобнее. Я с ними, конечно, разговариваю, спрашиваю, хочет ли Саша в школу вернуться. Но как ребенок может принять решение? Это раз. Два — он же воспитывается в любящей семье, ему в ней хорошо, он этим настроением проникается… Как не крути — тем, что я его родила, я ему свое мнение навязываю.

— А на вопрос «Хочешь ли в школу» что он отвечает?

— Говорит, что не хочет. А младший такие перлы выдает! В начале сентября в новостях показали друг за другом два сюжета — первый о том, как мужчина в Норвегии расстрелял на острове 74 ребенка, второй — как в одном из детских садов России пришедшая с мамой в сад девочка взяла коробочку, стоявшую у входа, и эта коробочка взорвалась. Тогда Гошик сказал мне: «Мама, и ты хотела, чтобы я ходил в сад?!» Мы с детьми много общаемся, все обсуждаем, но в то же самое время я отдаю себе отчет в том, что их мнение взращено на моем.

— Программа усложняется, что будете делать, когда не сможете помогать ребенку в предметах?

Я серьезно пугалась физики, химии, алгебры, геометрии… Во время общения с другими мамами, о которых я вам сегодня не раз рассказывала, поняла, что школа не всегда может в этом помочь. Во-вторых — при университетах есть кружки, и они дают прекрасную базу по ряду предметов. После этого успокоилась.

— Гоша учится?

— Пока он просто сидит дома. Про него у меня есть такая мысль: не водить его вообще в школу, а в 4-м классе привести, чтобы сдал экзамены для промежуточной аттестации. По закону, есть несколько значимых точек, фиксирующих уровень образованности человека. То есть ребенок может прийти в конце 4-го класса для проверки уровня знаний, в конце 9-го и 11-го.

— Алена, вам не страшно было идти впереди планеты всей?

— На самом деле, я пошла по проторенным дорожкам — знакомая в Москве учит так обоих детей, так что я под информационным прикрытием и при моральной поддержке (смеется). С моей точки зрения, перевод на домашнее обучение — это не какой-то акт сложного действия, это как раз движение по пути наименьшего сопротивления. И это меня, опять же, немного пугает — хороший ли пример я подаю своим детям? Пойму со временем. Когда придет мой сын и скажет: «Мама, что ты сделала с моей жизнью?!»

— Может, он будет благодарен за это. Экстернат — это же хорошая возможность уделить больше времени тем предметам, к которым есть склонность…

— Да. Экстернов-подростков старше 12 лет и в Северске, и в Томске очень много. Зачастую это их осознанное решение — быстро изучить все, что им не пригодится,  а в то, что нужно — погрузиться с головой.

Tags: Люди, Право, Школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments