letidor_pravo (familyr_pravo) wrote in letidor,
letidor_pravo
familyr_pravo
letidor

Category:

Защита детей от информации: тонкости закона

600x-

Текст: Павел Иванов

В России с 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" № 436-ФЗ (далее по тексту - Закон), который был принят еще в декабре 2010 года, а действовать начал недавно. Целью принятия закона являлось установление правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому и духовному развитию. Рассматривая информацию как продукт массового потребления, государство предъявляет к ней требования качества и безопасности. С другой стороны, государство, как бы оно ни старалось, не сможет выполнить за родителей их воспитательную функцию и объяснить детям, что хорошо, а что плохо.


Правовая история вопроса

Это далеко не «первая ласточка» в борьбе за неокрепшие детские души. Давно и успешно существуют Закон «О рекламе» и Закон «О средствах массовой информации», где содержатся запреты, связанные с пропагандой употребления табака, алкоголя, наркотиков, пропагандой порнографии, насилия, жестокости и т.д. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" также содержит норму о защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Существуют законодательные акты, предусматривающие запреты на продажу несовершеннолетним табачных изделий, алкогольной продукции и пива.

Во многих странах есть большой опыт разработки и применения подобного законодательства, а также существует много международных актов, начиная с Декларации прав ребенка, принятой ООН, и более известной нам Конвенции о правах ребенка.

Российские регионы активно принимали аналогичные по смыслу законы. Так, они приняты в Курганской, Астраханской, Волгоградской, Калужской, Воронежской областях, и список этот далеко не полный. В Санкт-Петербурге, прославившемся в последнее время своими новаторскими законодательными инициативами, действует закон о запрете пропаганды среди несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных отношений и педофилии.

Что хочет новый закон

Для большинства населения страны действие Закона свелось к появлению на экранах телевизоров значка, обозначающего возраст, с которого данная телепередача допустима к просмотру. На самом деле Закон охватывает практически все информационные сферы (телевидение, радио, печатная продукция, интернет-ресурсы), однако далек от совершенства, что неизбежно приведет к многочисленным спорным ситуациям.

Вся информация Законом разделена на две группы:

1) информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, внутри которой выделяется информация, запрещенная для распространения среди детей, а также информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено;

2) иная информация - она не имеет специального термина для обозначения, но ее существование следует из самого факта выделения первой группы, в том числе информация, оборот которой не регулируется Законом.

Ограничивается оборот информации, содержащей, в частности, описания жестокости, насилия, катастроф, изображения половых отношений. Имеет значение и учитывается форма распространения информации (телевидение, Интернет, зрелищные мероприятия и др.).

Вся информационная продукция классифицируется по пяти категориям: "до 6-ти лет", "с 6-ти лет", "с 12-ти лет", "с 16-ти лет", "запрещенная продукция". Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и распространителями с привлечением экспертов. При проведении классификации оценке подлежат, в том числе, тематика, жанр, содержание, художественное оформление, особенности восприятия информации детьми определенной возрастной категории, вероятность причинения содержащейся информацией вреда здоровью и развитию детей. Сведения о результатах классификации должны содержаться в сопроводительных документах к информационной продукции.

К информации, запрещенной для оборота среди детей, отнесена порнографическая информация, а также информация, побуждающая к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью, способная вызвать желание употребить алкоголь, наркотические, психотропные и иные одурманивающие вещества, отрицающая семейные ценности, обосновывающая допустимость насилия и жестокости, содержащая нецензурную брань, оправдывающая противоправное поведение.

Формально не считается вредным для детей, в том смысле, что не ограничивается Законом, оборот (распространение):

1) информационной продукции - а) содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию; б) имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества; в) периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера; г) учебников и учебных пособий, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования;

2) информации - а) недопустимость ограничения доступа к которой установлена Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и другими федеральными законами; б) распространенной любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, то есть рекламы (однако здесь действуют ограничения и запреты, предусмотренные непосредственно законодательством о рекламе).

Однако "запрещенная для детей" автоматически не значит "противозаконная". Оборот информационной продукции, запрещенной для детей, допускается даже в местах, доступных для детей, но при условии, что при этом применяются административные и организационные меры, технические и программно-аппаратные средства защиты детей от указанной информации. Например, «интересные» журналы: 1) находятся в магазине не в открытом доступе, 2) они запечатаны в индивидуальную упаковку, 3) несовершеннолетнему их не продадут.

Проблемы, которые остались

Под действие Закона не попали игрушки. С одной стороны это логично – Закон призван регулировать вопросы в сфере распространения информации. Но с другой стороны встает вопрос: если мультфильму про инопланетных роботов-трансформеров присвоена категория «12+», как быть с игрушками – героями мультфильма, свободно продающимися в магазине без всяких ограничений? Могут ли сами по себе такие игрушки в руках пятилетнего ребенка воспитывать в нем жестокость и насилие, или только в контексте сюжетной линии мультфильма?

Но и в рамках обозначенной сферы регулирования Закон страдает рядом серьезных недостатков. Решение о классификации продукции будут принимать не государственные органы, а сам производитель этой же продукции. Тот факт, что для поведения этой классификации должны привлекаться эксперты (экспертные организации), не меняет суть вопроса, т.к. статус этих экспертов Законом не определен, равно как и мера их ответственности.

Закон упоминает множество терминов, имеющих решающее значение для классификации информации, однако не содержит их определений, не раскрывает их содержание. Здесь большая свобода и коррупционная составляющая для экспертов. "Информационная продукция" - существует вопрос о том, следует ли относить к информационной продукции свободно распространяемое программное обеспечение, фильмы, некоммерческие зрелищные мероприятия, то есть ситуации, в которых информация не является товаром.

"Тяжелое заболевание" - отсутствуют критерии, учитывающие специфику регулируемой сферы, позволяющие отличать описание или изображение нетяжелого заболевания от тяжелого, в том числе невозможность документального подтверждения диагноза персонажа или героя. Возрастные ограничения установлены только по отношению к показу заболеваний человека (и последствий этих заболеваний). Следовательно, заболевания животных, последствия таких заболеваний под ограничение не попадают.

"Семейные ценности" - понятие является переменчивым, конкретным содержанием наполняется в результате социологических или психологических исследований на данный момент времени;

"Половые отношения между мужчиной и женщиной" - использование в Законе такого термина вызовет трудности в связи с возможностью широкого толкования, в результате могут быть приняты сомнительные классификационные решения, а четкое уточнение "между мужчиной и женщиной" снимает ограничения с оборота информационной продукции, содержащей изображения или описания других форм половых отношений, например гомосексуальных.

Закон не предусматривает конкретных видов ответственности за его нарушение, устанавливая, что нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. На практике нарушители будут привлекаться к административной ответственности.

Судебная практика

Факт эксплуатации телевизионной программой интереса к сексу был установлен судом по делу в отношении выпусков телепрограммы "Дом-2", (определение Московского городского суда от 24 октября 2011 г. по делу N 33-30891) . «На основании просмотренных в ходе судебного разбирательства выпусков программ "Дом-2" суд пришел к выводу, что участники шоу при выстраивании отношений друг с другом систематически произносят монологи, диалоги, спорят, высказывают мнения, связанные с вопросами секса и вступления в интимные отношения добровольно или на принудительной основе, при этом используют ненормативную лексику, систематически совершают действия с имитацией полового акта, с раздеванием частично или полностью самого себя или другого участника шоу, демонстрируют позы, характерные для близких отношений, интимные части человеческого тела, в том числе и половые органы, обсуждают достоинства или недостатки половых органов, появляются в обществе участников шоу в нижнем белье или в спортивно-пляжной одежде, совершают другие неблагопристойные действия, побуждающие к сексуальным отношениям».

Однако Верховный Суд РФ в конце ноября 2012 г. отменил вышеуказанный судебный акт и направил дело на новое рассмотрение. Дело длится с 2008 года и сейчас пошло на третий круг.

В Санкт-Петербурге, в связи с уже упомянутым законом города о запрете пропаганды среди несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных отношений и педофилии, одним из районных судов рассмотрен иск группы борцов за нравственность к Мадонне и организаторам ее летнего концерта в Петербурге. По мнению истцов, певица допустила в ходе своего концертного выступления действия, пропагандирующие нетрадиционные сексуальные отношения и действия в поддержку сексуальных меньшинств. В удовлетворении иска было отказано.

В том же Санкт-Петербурге, и на основании того же закона, один из активистов ЛГБТ- движения был привлечен судом к административной ответственности в виде штрафа за пропаганду нетрадиционных отношений среди несовершеннолетних. Пропаганду усмотрели в том, что он стоял в одиночном пикете у Смольного с плакатом, на котором было высказывание Ф.Раневской, о том, что гомосексуализм – это не извращение. И вот поскольку плакат мог увидеть любой прохожий, то его могли увидеть и несовершеннолетние, а раз так – это пропаганда. Суд апелляционной инстанции решение о привлечении к ответственности оставил в силе.

Читайте также:

Илья Переседов: "Детям нужен свой Интернет"

Дети в Интернете: вымышленная безопасность

Александр Марков: "Меньше сидишь в Интернете - лучше размножаешься"

Как спастись от толерастов

Фото детей в Интернете: требуется ли разрешение родителей?

Tags: Право
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments