letidor_pravo (familyr_pravo) wrote in letidor,
letidor_pravo
familyr_pravo
letidor

Category:

Законно ли объединение классов школ и групп детсада?

EED_077

Текст: Ксения Печеник, юрист
Фото: Thinkstock


В настоящее время проблема с очередями в детский сад стоит как никогда остро. Нехватка детских садов, многотысячные очереди, и, как результат – гневные письма  родителей в  Роспотребнадзор с просьбами решить проблему комплектования дошкольных учреждений. Что же придумали чиновники? Они решили проблему не строительством новых детских садов, а изменением норм закона. 

История вопроса

Ранее, когда речь шла о комплектовании дошкольного образовательного учреждения, заведующие руководствовались понятием предельной наполняемости групп. Для детей от 2 месяцев до 1 года предельная наполняемость групп общеразвивающей направленности определялась цифрой в 10 человек, от 1 года до 3 лет - 15 человек; для детей 3 - 7 лет - 20 человек. При этом, при наличии в группе общеразвивающей направленности детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) максимально возможное число человек составляло 8; при наличии в группе детей любых трех возрастов (3 - 7 лет) – 10; при наличии в группе детей любых двух возрастов (3 - 7 лет) – 20. В конце 2010 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20 декабря 2010 г. № 164 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2791-10 «Изменение № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» в существующий СанПиН были внесены изменения, касающиеся норм комплектования.

Как обстоят дела сейчас? Согласно п.1.10 СанПиН 2.4.1.2660-10 количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) - для ясельных групп - не менее 2,5 метров квадратных на одного ребенка, в дошкольных группах - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка. Таким образом, с 2011 года число детей в группах стало определяться в зависимости от площади игровой комнаты, где на одного ребенка должно приходиться не менее 2 или 2,5 кв. метра в зависимости от возраста.

Норма о предельной наполняемости групп сохранилась лишь в отношении групп детей в детских садах компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности. В группах компенсирующей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет: 


• для детей с тяжелыми нарушениями речи — 6 и 10 детей;


• для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет — 12 детей;


• для глухих детей — 6 детей для обеих возрастных групп;


• для слабослышащих детей — 6 и 8 детей;


• для слепых детей — 6 детей для обеих возрастных групп;


• для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием — 6 и 10 детей;


• для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 6 и 8 детей;


• для детей с задержкой психического развития — 6 и 10 детей;


• для детей с умственной отсталостью легкой степени — 6 и 10 детей;


• для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой только в возрасте старше 3 лет — 8 детей;


• для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет — 5 детей;


• для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) — 5 детей для обеих возрастных групп;


• для детей с иными ограниченными возможностями здоровья — 10 и 15 детей.

В группах оздоровительной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:

• для детей с туберкулезной интоксикацией — 10 и 15 детей;


• для детей, часто болеющих, — 10 и 15 детей;


• для других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий, — 12 и 15 детей.

В группах комбинированной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей (до 3 лет и старше 3 лет) и категории детей с ограниченными возможностями здоровья и составляет:


• до 3 лет — 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;


• старше 3 лет: 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;


• 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;


• 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.


Резюме

Отмена предельной наполняемости в группах детских садов общеразвивающей направленности (а таких детских садов большинство) привела к тому, что, к примеру, в детских садах старой постройки, где игровые комнаты достаточно просторные, появилась возможность набирать группы по 35–40 человек. Это вызвало повторную волну негодования среди родителей: снова посыпались жалобы в Роспотребнадзор, местные органы образования и т.д. Родителей можно понять, они руководствуются интересами ребенка: хотят, чтобы дети могли чувствовать себя комфортно, а воспитатели могли уделить внимание каждому малышу, что весьма проблематично при большой численности группы.

Объединение классов в школе

В том, что касается объединения классов в школе, действуют несколько иные правила. Наполняемость классов: требования закона В соответствии с п.26 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196, установлена наполняемость классов в количестве 25 обучающихся. В соответствии с п. 4.9. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) количество обучающихся определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели. Возможно ли объединение классов? Да, но при определенных условиях. 

Во-первых, объединение классов допускается только в малокомплектных сельских школах. Во-вторых, п. 10.15. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10), утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, напрямую говорит лишь о возможности формирования классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования.

Поясним, что в соответствии со ст. 19 ФЗ «Об образовании» общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ:


• начальное общее (I ступень – с 1 по 4 класс),


• основное общее (II ступень – с 5 по 9 класс),


• среднее (полное) общее образование (III ступень – с 10 по 11 класс).


Причем одновременно в п.10.15 СанПиН 2.4.2.2821-10 указывается, что при объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 - 10 мин. (кроме урока физической культуры). Кроме того, есть свои особенности в отношении объединения классов компенсирующего обучения, в которых количество обучающихся не должно превышать 20 человек.

В том же, что касается возможности объединения классов II и III ступеней общего образования, действующие СанПиН не содержат ни запретов, ни разрешений в отношении таких мероприятий. В то же время, ст. 32 ФЗ «Об образовании» относит к компетенции образовательного учреждения разработку и утверждение образовательных программ и учебных планов, самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации.

Соответственно, при наличии соответствующих организационно-педагогических условий (материальной базы, обученных образовательным технологиям учителей и пр.) объединение классов на II и III ступенях общего образования допускается. Однако здесь важно, чтобы при этом отсутствовало неблагоприятное влияние на функциональное состояние и здоровье обучающихся (п. 10.14. СанПиН 2.4.2.2821-10).

В случае, если родители не согласны с действиями администрации школы, считают, что объединение неблагоприятно может повлиять на их детей, они могут обратиться с письменной жалобой в районный отдел образования или прокуратуру. По закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» жалоба должна быть рассмотрена в течение 30 дней со дня ее регистрации.

Читайте также:

Волгоград: отстояли право на детский сад

Вакцина выбора: как отказаться от прививок и не остаться без детсада

Точка входа: как найти место в детском саду, когда мест нет

Парадокс закона: новая идея о детских садах хуже старой

Как добиться детского сада: опыт республики Тыва 

Tags: Детский сад, Право
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments