Текст: Ксения Печеник, юрист
Фото: Thinkstock
В настоящее время проблема с очередями в детский сад стоит как никогда остро. Нехватка детских садов, многотысячные очереди, и, как результат – гневные письма родителей в Роспотребнадзор с просьбами решить проблему комплектования дошкольных учреждений. Что же придумали чиновники? Они решили проблему не строительством новых детских садов, а изменением норм закона.
История вопроса
Ранее, когда речь шла о комплектовании дошкольного образовательного учреждения, заведующие руководствовались понятием предельной наполняемости групп. Для детей от 2 месяцев до 1 года предельная наполняемость групп общеразвивающей направленности определялась цифрой в 10 человек, от 1 года до 3 лет - 15 человек; для детей 3 - 7 лет - 20 человек. При этом, при наличии в группе общеразвивающей направленности детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) максимально возможное число человек составляло 8; при наличии в группе детей любых трех возрастов (3 - 7 лет) – 10; при наличии в группе детей любых двух возрастов (3 - 7 лет) – 20. В конце 2010 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20 декабря 2010 г. № 164 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2791-10 «Изменение № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» в существующий СанПиН были внесены изменения, касающиеся норм комплектования.
Как обстоят дела сейчас? Согласно п.1.10 СанПиН 2.4.1.2660-10 количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) - для ясельных групп - не менее 2,5 метров квадратных на одного ребенка, в дошкольных группах - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка. Таким образом, с 2011 года число детей в группах стало определяться в зависимости от площади игровой комнаты, где на одного ребенка должно приходиться не менее 2 или 2,5 кв. метра в зависимости от возраста.
Норма о предельной наполняемости групп сохранилась лишь в отношении групп детей в детских садах компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности. В группах компенсирующей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:
• для детей с тяжелыми нарушениями речи — 6 и 10 детей;
• для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет — 12 детей;
• для глухих детей — 6 детей для обеих возрастных групп;
• для слабослышащих детей — 6 и 8 детей;
• для слепых детей — 6 детей для обеих возрастных групп;
• для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием — 6 и 10 детей;
• для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 6 и 8 детей;
• для детей с задержкой психического развития — 6 и 10 детей;
• для детей с умственной отсталостью легкой степени — 6 и 10 детей;
• для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой только в возрасте старше 3 лет — 8 детей;
• для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет — 5 детей;
• для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) — 5 детей для обеих возрастных групп;
• для детей с иными ограниченными возможностями здоровья — 10 и 15 детей.
В группах оздоровительной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:
• для детей с туберкулезной интоксикацией — 10 и 15 детей;
• для детей, часто болеющих, — 10 и 15 детей;
• для других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий, — 12 и 15 детей.
В группах комбинированной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей (до 3 лет и старше 3 лет) и категории детей с ограниченными возможностями здоровья и составляет:
• до 3 лет — 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
• старше 3 лет: 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;
• 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
• 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.
Резюме
Отмена предельной наполняемости в группах детских садов общеразвивающей направленности (а таких детских садов большинство) привела к тому, что, к примеру, в детских садах старой постройки, где игровые комнаты достаточно просторные, появилась возможность набирать группы по 35–40 человек. Это вызвало повторную волну негодования среди родителей: снова посыпались жалобы в Роспотребнадзор, местные органы образования и т.д. Родителей можно понять, они руководствуются интересами ребенка: хотят, чтобы дети могли чувствовать себя комфортно, а воспитатели могли уделить внимание каждому малышу, что весьма проблематично при большой численности группы.
Объединение классов в школе
В том, что касается объединения классов в школе, действуют несколько иные правила. Наполняемость классов: требования закона В соответствии с п.26 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196, установлена наполняемость классов в количестве 25 обучающихся. В соответствии с п. 4.9. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) количество обучающихся определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели. Возможно ли объединение классов? Да, но при определенных условиях.
Во-первых, объединение классов допускается только в малокомплектных сельских школах. Во-вторых, п. 10.15. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10), утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, напрямую говорит лишь о возможности формирования классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования.
Поясним, что в соответствии со ст. 19 ФЗ «Об образовании» общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ:
• начальное общее (I ступень – с 1 по 4 класс),
• основное общее (II ступень – с 5 по 9 класс),
• среднее (полное) общее образование (III ступень – с 10 по 11 класс).
Причем одновременно в п.10.15 СанПиН 2.4.2.2821-10 указывается, что при объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 - 10 мин. (кроме урока физической культуры). Кроме того, есть свои особенности в отношении объединения классов компенсирующего обучения, в которых количество обучающихся не должно превышать 20 человек.
В том же, что касается возможности объединения классов II и III ступеней общего образования, действующие СанПиН не содержат ни запретов, ни разрешений в отношении таких мероприятий. В то же время, ст. 32 ФЗ «Об образовании» относит к компетенции образовательного учреждения разработку и утверждение образовательных программ и учебных планов, самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации.
Соответственно, при наличии соответствующих организационно-педагогических условий (материальной базы, обученных образовательным технологиям учителей и пр.) объединение классов на II и III ступенях общего образования допускается. Однако здесь важно, чтобы при этом отсутствовало неблагоприятное влияние на функциональное состояние и здоровье обучающихся (п. 10.14. СанПиН 2.4.2.2821-10).
В случае, если родители не согласны с действиями администрации школы, считают, что объединение неблагоприятно может повлиять на их детей, они могут обратиться с письменной жалобой в районный отдел образования или прокуратуру. По закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» жалоба должна быть рассмотрена в течение 30 дней со дня ее регистрации.
Читайте также:
Волгоград: отстояли право на детский сад
Вакцина выбора: как отказаться от прививок и не остаться без детсада
Точка входа: как найти место в детском саду, когда мест нет
Парадокс закона: новая идея о детских садах хуже старой
Как добиться детского сада: опыт республики Тыва