текст: Анна Грицанова
Какой родитель захочет, чтоб его ребенку было чуждо сострадание к ближнему? Больше, или меньше - но оно обязательно должно быть.
Правда, я не могу вспомнить, воспитывали ли сострадание в нас, когда мы были маленькими. Похоже, в «cоветские» годы все у всех было «одинаково хорошо», как-то всем было не до сострадания, самому бы прокормиться. Какими мы стали – не нам судить, что выросло, то выросло.
Но сейчас у нас детишки. А понятие сострадания идет, конечно, от семьи. Увидев, как мама брезгливо обходит грязного малыша-цыганенка на улице, ребенок сначала не поймет, а потом и сам будет знать, что «надо держаться подальше от этого грязного». С другой стороны - ну а что его, в дом тащить, цыганенка? Да и потом, все знают, что «копеечкой в ладошку» тут не помочь.
Что касается взрослых – они сами решают, кому помогать и помогать ли вообще. Все знают о существовании благотворительных фондов, о возможностях помогать напрямую, быть волонтером или просто подкармливать дворовых собак. Ну а дети – нужно ли вовлекать их? Если да, с какого возраста? И в каком виде? Должны ли они быть просто наблюдателями, или активными участниками?
Мы живем в Австралии, где практически каждое общественное мероприятие проводится для фандрайзинга.
Мой 6 летний сын приходит из школы:
- Маам, завтра надо принести монетку в 2 доллара.
- Зачем?
- Не знаю, сказали надо donation.
- А кому?
- Не знаю.
Через месяц :
- Мааам, завтра марафон по бегу, подпиши бумажку, сколько я пробегу кругов, столько долларов ты мне дашь на следующий день.
- На что?
- Не знаю. Не понял, но сказали, будет веселый марафон. Надо еще носки надеть смешные, разные!
Дальше - дела, суета и самой уже выяснить некогда, на что надо деньги, не то, что объяснить ребенку. Какая в принципе разница, на что там два доллара?
Я люблю и уважаю фандрайзинг и благотворительность в любом виде, будь то помощь больным детям или уборка загрязненного пляжа – хорошо. И для объекта, и для субъекта. Но денежные сборы мало затрагивают самого ребенка. Деньги не его, кому и на что он их отдает - он не знает.
С другой стороны, а как? Вести ребенка 6 лет в больницу, или в приют для бродячих собак? Тоже, пожалуй, не лучшая идея. Ребенок может все это воспринять слишком эмоционально.
Сын моей подруги учится в частной школе. В третьем классе они не просто собирают «монетки». Им рассказывают и показывают, на что пойдут деньги. Кроме того, их просят на себе попробовать хоть какое-то материальное лишение. Одного, например, просят на неделю отказаться от мультиков, другого от X-Box. Третий спит на полу и без подушки. Четвертый не ест десерты.
Потом ребята обсуждают этот опыт, пытаются обобщить и понять, каково это, когда нет ни мультиков, ни десерта, ни кровати с подушкой. Да, можно сказать, что все равно, им никогда не понять настоящих лишений, но ведь это дети! По-моему лучше так, чем никак.
Но вот и в нашей школе случился «прорыв»: детей попросили принести не монетку, а свою игрушку или какую-то вещь. Родителей попросили проследить, чтобы это была именно вещь, которая предназначалась ребенку, а не купленная игрушка специально для пожертвования. Эта акция мне понравилась!
Сеня, мой сын, уже 3 дня думает, чего бы такого отдать, чтобы мальчик или девочка, которые получат его игрушку или вещь, обрадовались и сказали ему спасибо, даже ни разу не видя его. Ему приятна такая мысль, и это меня радует.
Любопытно узнать мнение читателей «Летидора» - нужно ли вовлекать детей в благотворительность? Поощряете ли вы благотворительные мероприятия в детских садах и школах, или наоборот, считаете, что это сугубо личное дело каждой семьи?