EdJan (ed_jan_lt) wrote in letidor,
EdJan
ed_jan_lt
letidor

Category:

Качество образования и ...перегрузки.

Одна мама из Москвы написала в письме фразу, которая напомнила о застаревшей болезни. Проблему лавинообразного роста количества информации, "нужной каждому современному человеку", во многих школах пытаются решать, бездумно увеличивая количество "часов". 




Если офисный работник "перекладывает бумажки" 42 часа в неделю (включая перерывы на чай-кофе и поболтать) и при этом чувствует себя вымотанным. То ученикам уже в 9-ом классе, по государственным нормам, разрешено 35-37 часов аудиторных занятий и по 2.5-3.5 часа домашних заданий каждый (!) день, включая выходные. Получаем 50-58 часов в неделю. В то время как, в случае трудоустройства, законодательство ограничивает работу подростков 6-ю часами в день (30 часов в неделю). Это почти в 2 раза меньше!

Если сравним похожую деятельность, то разница ещё более впечатляющая. Номинальная ставка учителя - 18 академических часов в неделю. Т.е. нагрузка в 3 раза меньше, чем на тех, кого они учат...

- Это нормально?!

<В школе, которая в первой двадцатке в рейтинге, да, нагрузки большие, по 8-9 уроков у девятиклассников. Но и там без репетиторов не обходится.> (с)

Мода на репетиторов, мне кажется, в 99% случаев продиктована не объективными обстоятельствами, а желанием родителей как-то вбить знания в своё чадо, несмотря на полное отсутствие мотивации у последнего. (Или - когда такая мотивация просыпается лишь перед экзаменами). Если родителям\воспитателям детсада\школе удалось вовремя пробудить такую мотивацию у ребёнка (точнее - не убить естественную тягу к познанию), то ученик без труда самостоятельно усваивает не только школьную программу, но много вещей помимо этого минимума.

Eсли она не выдумывает и действительно есть такая школа, где больше 40 уроков в неделю - то её надо срочно закрывать. Или увольнять директора и наводить порядок. Школа - не тот случай, когда количество перерастает в качество. Скорее - наоборот.

В России лицеям почему-то разрешено иметь большее количество аудиторных часов, чем в обычной школе, но максимум - 37 (это 2х8 + 3х7).  ...Не буду приводить в пример ни таких авторитетов как Шаталов, который ещё в советское время успешно доказывал, что это - не метод... ни, тем более - примеры из своей практики. Расскажу об одном заведении, где в наши дни это "поставлено на поток". 

Итак, 40 уроков в неделю против ... 32!

В расписании учеников 10-го (это уже не первоклашки!) лучшего лицея г. Вильнюс - 32 урока в неделю. Это, так сказать - официально. На деле - не было недели, чтобы не пропало 2-3 урока из-за различных мероприятий у учеников или учителей. 

Вдобавок - подготовка к различным олимпиадам почти всегда проводится в "рабочее время". Учеников по возможности снимают с других уроков. Поскольку практически все лицеисты участвуют в тех или  иных олимпиадах (а некоторые - по 2-3м и более разным предметам), то у каждого ученика ощутимо уменьшается количество часов на освоение школьного курса. 

А ещё - во втором семестре они устроили себе дополнительные каникулы на экзаменационную сессию. Хоть государственная программа того и не требует, но ученикам лицея ежегодно организуют экзамены по 5-6 предметам. (а из количества часов на освоение курса пропадает ещё пару недель).

Сам же курс - "чуть" посложнее, чем в обычной школе. Причём, по второстепенным предметам - тоже. (На последней "летучке" по географии просили по контурной назвать государства в Африке ... и задно - какие религии в каждой из них. Может я ошибаюсь, но по-моему, в государственной школьной программе этого нет.) 

Тем не менее, нет никаких проблем пройти программу, и - досрочно (!) . Последний месяц учебного года посвящён разным мероприятиям и повторению материала. И вообще, в лицее царит непринуждённая обстановка. Никто никуда не торопится. Все понимают, что отведённого времени - вагон и маленькая тележка. Если хорошо продуманны подходы и методы - можешь половину времени потратить на посторонние вещи - всё равно с избытком хватит и на школьный курс и на дополнительные вещи. 

Домашними заданиями детей тоже особо не перегружают. Математичка, например, разрешает не записывать решения в тетрадь: Прочитал условие задачи, если знаешь как решать - можешь пропустить. Главное - чтобы смог быстро решить в классе, если вызовут к доске.

Я считаю, что в хорошей школе должен быть именно такой подход к обучению, а не: “по 8 -9 уроков у девятиклассников” + дополнительные занятия.

P.S. Вчера спрашиваю у сына: 

- Чем на физике занимались?

- В теннис играли.

- ???

- Кто написал контрольную за 15 мин. - пошли в игровую. )))



Tags: Личный опыт, Пападром, Школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 80 comments