letidor_psy (familyr_psy) wrote in letidor,
letidor_psy
familyr_psy
letidor

Первоклассные трудности

E000002

текст: Анна Кашина

"Малыш, вставай, в школу пора!
- Мам, я там уже вчера был."


Никто не поймет маму первоклассника так, как понимает ее другая такая же мама. Такие простые палочки и крючки, которым мы умиляемся в прописях при подготовке в первый класс вдруг становятся гордиевым узлом для малыша. Пик школьных трудностей обычно приходится на ноябрь – декабрь. Долгая осень, сокращение светового дня, ранний подъем, нагрузка, новые требования все наваливается на ребенка разом.

Кто-то начинает болеть, кто-то драться, а есть и те, для кого непривычный режим вообще становится последней каплей перед самым настоящим нервным срывом. Что делать?


«Я не буду учиться и все тут!», - заявляет мне мой беззубый хулиган. Не будь я психологом, точно бы сказала: «Вот станешь дворником, будешь улицы мести». Но я же психолог. А раз так, приходится находить процессу разумные объяснения и искать обходные пути решения задачи: «Спорим, я сяду и на листочке сделаю твое задание за пять минут?» Сын недоверчиво косится на меня и предлагает пари: «Проиграешь, я тебе гудком от велосипеда в ухо дуну».

Я, конечно же проигрываю, но малыш решает меня пощадить: «Ладно, не буду гудеть. Правда, я быстро все сделал?». Соглашаюсь с «метеором» и хвалю его на протяжении всей математики и английского языка.

Однако, на другой день мои соревнования уже не работают, приходится попросить учительницу о помощи: «Вы моего хвалите, пожалуйста, спрашивайте его задания, он тогда работает лучше». На следующий день Миша гордо приносит из школы заработанные наклейки, а я звоню при нем подруге и хвастаюсь: «Мой-то все уроки сам делает, старается, пол и потолок в прописях соблюдает. Такой вообще молодец». В ответ слышу усердное пыхтение за столом, и радостно понимаю, еще один день с уроками позади.

В целом, детские психологи утверждают, что процесс адаптации к школе длится от одного месяца до полугода, а потому обязательно стоит делать поправку на ветер. Возможно, забравшийся под стол угрюмый малыш – это временное явление, а не та картинка с которой вам предстоит бороться ближайшие несколько лет. Именно поэтому даже мамам трудных малышей стоит немного расслабиться и попробовать облегчить свою жизнь и жизнь первоклассника.


Соблюдаем режим

Итак, правило номер один – это четкое следование режиму. Если ребенок встает в семь утра, он должен ложиться спать в девять часов вечера. На выходных он может поспать подольше, но лечь все равно желательно вовремя. Если ребенок не выспался – он капризничает, его внимание и способность к концентрации снижается, успеваемость падает, а вслед за ней и самооценка в тандеме с мотивацией.

Еще один важный момент – это еда. И молоко, и овощи, и горячее – все это должно быть в рационе. Случается так, что ребенок отказывается есть в столовой, потому что там «противный суп» или, как говорит мой сын: «каша холодная и какая-то гадкая, ей только из ложки стрелять хорошо». На этот случай неплохо было бы снабдить ребенка яблоком или бутербродом.


Носим удобную одежду

Правило номер два – удобная одежда. Каждый день с утра на скамейке в школе я встречаю Руслана. Этот мальчик очень спокойный, полноватый и неповоротливый мальчишка. Но причина того, что он каждый день опаздывает на урок заключается не в этом. Все дело в ботинках на шнурках. Каким-то невообразимым способом он наматывает на них такое «макраме», что даже его старшая сестра не может с этим справится.

"Ты скажи маме, что тебе такие ботинки не подходят. С такими шнурками и взрослым то людям непросто", – советую ему я, убив 10 минут на борьбу с хлопчато-бумажными змеями. В общем, вывод только один: все должно быть максимально простым – на физкультуру кроссовки на липучках, свитер такой, чтобы не кусался, перчатки закрепить на резинку, чтобы они не терялись.

Начинаем с себя

Правило номер три – чтобы организовать малыша, организуйтесь сами. Вставать надо так, чтобы малыш мог раскачаться, почистить зубы, одеться, покушать и выйти из дома. Опоздание ребенка в школу находятся в зоне ответственности родителей. Если он имеет привычку перед самым выходом устраивать истерику, заседать в туалете, срочно искать «ту самую игрушку» - просто выходите за 40 минут до реального времени выхода. Поставьте будильник. За минуту до того как он прозвонит, погладьте его по спине: «Малыш, пора!» За отведенное на дополнительную раскачку время он спокойно выразит свое сопротивление, а вот ваши нервы будут намного целее.

Снаряжаем правильно

Четвертое непреложное правило – позаботьтесь о комфорте. Портфель должен быть жестким, но легким. Для семилетнего пацана весом в 25 килограмм, учебники весом в 5 кило – это пятая часть собственного веса, а для крошки в 20 кило и вовсе четверть.

Внутренне содержание портфеля – тоже не Terra inkognita. Заполнить дневник, проследить, чтобы все карандаши были наточены, сложить недостающие учебники и тетради по списку: все это ваша прямая задача. Причем делать это надо не с утра по раньше, а накануне после выполнения уроков.

Если у ребенка появились карманные деньги, заведите ему небольшой кошелечек для мелочи. Если вы дали с собой мобильный телефон, наденьте ему чехол и покажите малышу, где лежит чудо техники и научите им пользоваться. Постепенно передавайте эти функции первокласснику, но не рассчитывайте, что он станет сам собирать портфель добросовестно раньше третьего класса.

Не оставляем уроки на вечер

Пятое правило – уроки надо делать в первой половине дня. После школы погуляйте, поиграйте, посмотрите вместе мультфильм, а потом принимайтесь за учебу. У нас для начала учебы есть правило – перечитывать плакат над столом. Там изображено четверо животных: муравей: «Я делаю все задания», черепашка: «Я неспешный и терпеливый», Слоник с большими ушами: «Я слушаю и дослушиваю», и обнявшиеся ежата: «Я вежливый и дружелюбный». Моему малышу это точно помогает. Но не всегда. Именно поэтому медленно прочитайте задание вслух и удостоверьтесь, что ребенок понял его правильно.

«Миш, найди глазками числа от 1 до 25 подряд и только когда найдешь, покажи на них пальцем. Повтори задание». Мой ученик, который в этот момент был озабочен вчерашним рассказом Драгунского про реки Америки и зрительно искал самую большую реки Миссисипи на карте. Естественно, он слушал меня в пол-уха: «Надо цифры от 1 до 20 искать!». «Почему до 20?», - удивилась я. А чему тут удивляться? Зрительного контакта не было, инструкция дана нечетко. Но и другие задания могут быть сделаны неправильно только из-за недопонятой инструкции или отвлекающих сигналов – мобильный телефон, телевизор, музыка играющая на фоне.

Если ребенок устал к вечеру, требовать от него усердия также не имеет смыла. Десять-пятнадцать минут на задание, небольшой перерыв и снова 10-15 минут работы . В таком режиме малыши показывают лучший результат, за который обязательно сразу надо хвалить, не откладывая в долгий ящик. Можно для этого даже специально календарь со звездочками завести.

Да и вообще, концентрируйте внимание на выполнении задачи, а не на поведении. Замечание «не дергайся» заставляет ребенка концентрироваться на том, чтобы спокойно сидеть, а не на уроках. И не заставляйте его 10 раз переписывать «плохую» пропись. Чувство радости достижения тоже должно присутствовать. Вы удивитесь, но чем более спокоен родитель, тем лучше успехи у малыша. Да, учеба является важной частью жизни школьника - но всего лишь частью.


Памятка для родителей:

(распечатать и повесить на холодильник)

- Соберите портфель с вечера, наточите карандаши, сложите спортивную форму.
- Укладывайте ребенка спать вовремя, старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не смотреть пугающих фильмов, не выяснять отношений и не говорить о тревожащих темах – прививках, зубных врачах, соревнованиях, экзаменах и так далее.
- Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.
- Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «я же тебе вчера говорила».
- Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если плохо удается, это не вина ребенка.
- Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется много поработать.
- Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «Смотри не балуйся!», «Веди себя хорошо!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!» и т. п. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.
- Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствовали себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
- Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоиться, тогда, и расскажет все сам.
- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка. Кстати, всегда нелишне выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.
- После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимы два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
- Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 - минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными.
- Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребенку работать самому, но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка: «Не волнуйся, все получиться!», «Давай разберемся вместе!», «Я тебе помогу!», похвала (даже если очень получается) - необходимы.
- Ни в коем случае не делайте задания за ребенка. Понятно, что вы напишите прописи намного аккуратнее, но ведь и ребенок тоже должен научиться этому. Если он понял задание, это в его силах. Первым выполняйте самый трудный урок.
- В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то...». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
- Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
- Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов), конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательны к состоянию ребенка.
- Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы. Завтра новый день, и вы должны сделать все, чтобы ребенок был спокойным, добрым и радостным.
- Выработайте одну тактику в отношении ребенка. Свои разногласия по поводу оценок, учителей, самого процесса решайте без малыша.
- Не отзывайтесь о школе и учителях негативно при ребенке.
- Не стесняйся обращаться за помощью – психолог, социальный психолог, социальный педагог, социальный педагог, медсестра, логопед нужны именно для того, чтобы помогать решать проблемы и успешно учиться.
- Помните, ваш ребенок самый лучший, он безусловно талантлив и вне зависимости от оценок найдет свой путь в жизни, если будет чувствовать вашу любовь и поддержку. Просто верьте в него и старайтесь придавать ему сил. Ведь это самая важная задача любого родителя – просто любить своего ребенка.


Читайте также:

Шесть лет - пора в школу?

Дети и социализация: откуда берутся изгои в классе?

Кризис семи лет




Tags: Психология, Школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments