letidor_psy (familyr_psy) wrote in letidor,
letidor_psy
familyr_psy
letidor

Category:

Воображаемый друг

144338264

текст: Лена Чарлин, iz_antverpena

Все начинается так: из детской слышатся обрывки разговора. Вы идете на голос сына или дочери, зная точно, что ребенок в комнате один, но он определенно с кем-то разговаривает.

Увидев вас, он может замолчать и сделать вид, что ничего не происходит. Если задать ребенку вопрос, с кем он только что говорил, скорее всего, он ответит: «Ни с кем». Или соскочит с места и начнет заниматься другим делом. В редких случаях признается: с медвежонком Барни. Или с Добрым Драконом. С Лунтиком. С девочкой Аней. Растерявшись, вы, может быть, не сразу догадаетесь, в чем дело, и спросите, где же эта девочка, где Лунтик и Добрый Дракон. И ребенок искренне покажет: вот же, здесь сидит, мы вместе играем.

Скорее всего, вашему ребенку от трех до семи лет, и он вступил в пору фантазий и ролевых игр. Почему-то считается, что воображаемые друзья – явление западной культуры, и будто мы узнали о существовании таковых из американских фильмов. Но так ли это на самом деле? Или может, в наших реалиях об этом явлении просто не принято говорить?


Из двадцати опрошенных мной знакомых девять человек признались: у них в детстве были воображаемые друзья. Эта цифра близка к статистике, озвученной западными исследованиями: 65% американских и 46% британских детей в возрасте до семи лет ответили, что у них есть или был воображаемый друг. Среди 12-летних школьников лишь 9% признались в том, что такой друг существует до сих пор.


Кто становится воображаемыми друзьями детей?

Кто угодно, на самом деле. Воображаемые друзья могут появиться по следам прочитанного, просмотренного и очень полюбившегося. Мой сын сейчас увлечен персонажем из мультфильма «Тачки-2» по имени Финн Макмиссл. Сыну нравится образ Макмиссла-героя, обладателя множества хитрых приспособлений, позволяющих ему плавать под водой или ездить по крышам. Финн привлекает моего сына как некто, умеющий выбраться из любых сложных ситуаций.

Знаю ребенка, который мечтал о собаке, но родители были против животных в доме. И на несколько лет воображаемым другом мальчика стал пес породы немецкая овчарка, которого он воспринимал как самое близкое существо, делился переживаниями, проживал в игре параллельную жизнь с питомцем, которого в настоящей жизни не было. А вспомните фильм «Шоколад», в котором дочь главной героини, Анук, общалась с невидимым кенгуру Пантуфлем.

Воображаемый друг может существовать лишь в фантазии, но при этом ребенок будет вести с ним диалог и утверждать, что его друг сидит сейчас вместе с семьей за обеденным столом. Но он может быть и вполне осязаемым: любимой игрушкой или героем рисунка, которого ребенок одушевляет.

Многие из моих взрослых друзей сказали, что одного воображаемого друга у них не было, зато почти все играли в воображаемую реальность, к которой сочиняли декорации и сценарий. Мы населяли придуманные миры персонажами и играли с ними днями, месяцами, даже годами – эта сказка не надоедала. И все это происходило еще до того, как была прочитана прекрасная «Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля.

Иногда воображаемый друг – это своеобразное альтер-эго, которое берет на себя ответственность за сломанную ребенком игрушку или пролитый на пол сок. «Это барашек Рассел нарисовал на обоях черточки» – разводит руками ребенок. Некоторым стеснительным детям «Рассел» позволяет побаловаться и совершить что-то из ряда вон выходящее. Не зря Карлсон, друг застенчивого Малыша, так любил пошалить

У ребенка могут появиться не только воображаемые друзья, но и воображаемые враги. Таким образом дети борются с волнующими их ситуациями, происходящими дома, в школе или детском саду. Дети противостоят врагу в игре и тем самым оттачивают мастерство реакции на раздражающие жизненные моменты.


Есть ли повод для беспокойства?

Если ребенок сажает за стол игрушку и говорит, что медвежонок тоже просит котлету, родители воспринимают все как шутку и игру. Но когда дело касается невидимых друзей, начинаются волнения: нормально ли так погружаться в несуществующий мир и отождествлять нереальное существо со своим другом? Взрослых настораживает то, как искренен ребенок в своей игре и вере в воображаемого собеседника.

Появление воображаемых друзей действительно может быть реакцией на стресс. Часто такие друзья появляются у детей, в чьих семьях недавно произошли значимые перемены: рождение младшего ребенка, переезд, поход в школу или детский сад. Некоторые дети могут «заменить» придуманным кем-то ушедшего из семьи родителя.

Но для того, чтобы считать подобное поведение отклонением от нормы, нужно внимательно исследовать другие признаки в поведении ребенка и окружающей его среде. Однозначно стоит обратить внимание, если воображаемый некто становится источником страхов.

Или если ребенок уже достиг школьного возраста, но испытывает трудности в общении и знакомстве с другими детьми, проводит много времени в одиночестве и культивирует образ воображаемого друга. Тогда, возможно, стоит рассказать о своих волнениях детскому психологу.

В большинстве же случаев воображаемые друзья – это часть естественного детского развития и игры. Просто некоторые обходятся без этой игры, а у кого-то она органично вписывается в детство.


Чем могут быть полезны воображаемые друзья?

Часто воображаемый друг ребенка – его пример для подражания: кто-то более храбрый, смелый, всегда готовый к приключениям. С ним можно отправиться в фантазиях на Северный полюс, не испугаться грозы, спасти забравшегося на дерево котенка. Он и защитник, и поверенный тайн, и союзник.

Воображаемые друзья могут помочь справиться со страхами, проговорить тревожащие ребенка моменты, развить фантазию и коммуникативные навыки. Взрослые точно знают, что, озвучив мысль в разговоре или на письме, можно разобраться в проблеме. Ребенок постигает это на доступном ему игровом опыте.

Играя в придуманный мир, ребенок берет на себя различные роли, учится рассказывать истории, выражать любые свои эмоции, как радостные, так и негативные, не боясь последствий. К тому же в этой игре реализуется роль ведущего, ведь воображаемым другом можно управлять, он сделает все, что только ни придумает ребенок.

Воображаемый друг может озвучить желания, о которых ребенок стесняется сказать сам. Так от лица невидимого товарища ребенок может попросить купить ему новую игрушку, мороженое, поехать в гости.

Ну и, в конце концов, это просто веселое, занимательное времяпрепровождение. Дети, которые могут придумать себе сказочную реальность, способны развлечь себя, богатая фантазия не позволяет им скучать.


Что делать и чего не делать родителям?

Воображаемый мир – это интимное, сокровенное. Чего не стоит делать родителям, так это вмешиваться, задавать слишком много вопросов, допытываться у ребенка, как выглядят его воображаемые собеседники, делать акцент на том, что все, о чем говорит малыш – ненастоящее. Лучше дождаться момента, когда ребенок сам захочет рассказать о своих фантазиях. Дети раскрывают большую потребность делиться, если не настаивать и быть внимательным слушателем.

Это не значит, что нужно игнорировать все, чем занимается ребенок в уединении, это всего лишь правило стука в дверь: прежде чем войти на чью-то личную территорию, нужно спросить разрешения.

Но в целом выдуманный мир – это мир ребенка, и родителям всего-то и нужно, что позволить ему играть с воображаемым кем-то, разговаривать с ним по телефону, приглашать слушать вместе вечернюю сказку, брать с собой в путешествия.

Родители даже могут извлечь определенный бонус из наличия воображаемых друзей и подключить, например, соревновательный момент:

– Кто быстрее оденется, Барни или ты?
– Ого, кажется, твой друг от тебя отстает, а ты первым съел свой обед!


Они уходят

Вырастает ребенок, и чаще всего уходят его воображаемые друзья. Их место занимают друзья настоящие, те, что идут с нами с детства и остаются близкими на всю жизнь. Но бывает, что те, первые придуманные друзья, помнятся и во взрослом возрасте, как сильное переживание детства.

В фильме «Шоколад» кенгуру Пантуфль исчезает, когда взрослеет девочка Анук. Хотя недавно моя подруга призналась, что ее воображаемый друг вырос вместе с ней. «Я до сих пор с ним дружу – знаю, как он повзрослел». Редкий взрослый найдет в себе смелость в этом признаться. И только детям этой смелости не занимать.


Читайте также:
Играем в сказки
Своя сказка: как перестать читать чужие
Высокочувствительный ребенок
Tags: Психология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment