-->

Сайт для всей семьи


Previous Entry Share Next Entry
Светлана Бурдо: "То, что ребенок может, он должен делать сам"
familyr_school wrote in letidor
загруженное

Текст: Антонина Чунаева


Развитие ребенка во многом обусловлено генетической предрасположенностью. Однако наследственность – не единственный фактор, формирующий способности человека. О том, какие действия родителей могут притормаживать, или наоборот, активизировать потенциальное развитие ребенка, рассказала "Летидору" Светлана Бурдо – российский педагог, эмигрировавшая в США в 2000 году, после успешной реализации экспериментальной образовательной программы по созданию школы для одаренных детей.Она также разрабатывает коррекционные программы для детей с отставанием в развитии.



– Что стоит делать родителям, чтобы способствовать увеличению потенциала ребенка? И какие действия, наоборот, могут отрицательно сказаться на детском развитии?

– Очень важно не ограничивать возможности самостоятельных действий ребенка. Это очень распространенная ошибка родителей. То, что ребенок может, он должен делать сам. Например, в семь месяцев у ребенка должен быть сформирован кортикальный рефлекс – в это время он все собирает. Ребенку это нужно, и родителям необходимо давать ему возможность играть с мелкими предметами, например с бусинами - но, при этом, контролировать, чтобы он не тянул их в рот. Если ребенок научился держать в руках ложку, надо давать ему возможность кушать самостоятельно, несмотря на беспорядок, к которому это приведет. Это хлопотно, но именно эти действия позволят ребенку развить мелкую моторику и координацию.

Не стоит использовать детские сандалии на липучках и резинках – в дальнейшем, это может вызвать сложности в обучении ребенка навыкам письма. Лучшими упражнениями на тренировку мелкой моторики и тренировку навыков письма являются простые, но забытые в быту упражнения, такие как завязывание шнурков, застегивание пуговичек на маминой кофте и завязывание папиных кроссовок.

Родителям также не следует ограничивать двигательные способности ребенка - например, надолго сажать в манеж.

Между физическим и умственным развитием есть прямая взаимосвязь – если у организма есть функция, то мозг ответит формированием структуры, которая будет контролировать эту функцию. Суть в том, что если ограничивать действия ребенка, то эти функции ослабевают, и это может привести, например, к тому, что ребенок в дальнейшем будет испытывать трудности при выполнении простых действий. Пример отставания в развитии, который мне часто приходится наблюдать - это неспособность четырехлетнего ребенка самостоятельно снять футболочку.

Когда мне приводят ребенка, который не говорит, я спрашиваю: «А борщик он кушает?». Ребенку нужно кушать супы – а не только супы-пюре – для того, чтобы научиться сортировать языком кусочки разнородной пищи. Это простое упражнение поможет избежать логопедических трудностей в дальнейшем.

Точно также не стоит злоупотреблять кружками-непроливайками. Вообще, как только ребенок родился, водичку ему лучше всего давать с ложечки, потому что рефлекторно глотать и сосать - это разные движения, и ребенку их необходимо освоить.


– На ваш взгляд, приемлемы ли физические наказания детей?

– Я считаю, что бессмысленно наказывать детей. Необходимо создать обстановку, способную предупредить ошибку и плохое поведение – часто наши собственные ошибки ведут детей к непослушанию и к проблемам в развитии.

Я однажды занималась с девочкой, у которой было нарушено восприятие со слуха. При этом, со слухом у нее все было в порядке, а проблема, на самом деле, была не в ней, а в ее бабушке, которая постоянно кричала. Так, например, если вы живете в доме с лифтом, то первое время вы его слышите, а потом перестаете замечать. Почему? Лифт никуда не исчезает, и со слухом у вас проблем нет. Все дело в том, что ваш мозг начинает фильтровать и блокировать этот шум. Точно также происходит и с ребенком – если вы кричите, или постоянно разговариваете с ним на повышенных тонах, то вы рискуете стать «лифтом» для своего ребенка, он перестанет вас воспринимать.

Родителям также не стоит пренебрегать ранним обучением ребенка. Мозг, как и мышцы, следует тренировать с самого детства – это даст колоссальные результаты в будущем.


– А можно подробнее, в чем суть раннего обучения? Зачем ребенку это нужно?

– Обучать ребенка с раннего детства – это то же самое, что разговаривать с грудным младенцем: он не может вам ответить, но это не значит, что он вас не воспринимает, и в какой-то момент последует отдача. Многие родители и учителя недооценивают важность первых лет жизни ребенка. Они не понимают, что учить ребенка нужно не для того, чтобы он запомнил двадцать пять имен композиторов и четырнадцать видов машин, а для того, чтобы в его мозгу сформировалась когнитивная репрезентативная структура, которая способна различать сложные массивы информации.

Скорее всего, в ходе общего школьного обучения, знания ребенка, полученные в раннем детстве, сравняются с объемом знаний других детей, но он не потеряет способность мыслить и будет иметь более выраженные аналитические способности, а это само по себе большое преимущество.

Раннее обучение способствует тому, что дети вырастают более свободными, независимыми и самодостаточными. Кроме того, раннее обучение формирует у детей учебные навыки, поэтому такие дети в будущем способны учиться самостоятельно и не требуют дополнительных занятий. У них появляется больше свободного времени на то, чтобы заниматься тем, чем им нравится: танцами, рисованием, музыкой, то есть развиваться более многогранно.


– В каком возрасте стоит начинать обучение? Как и чему стоит обучать ребенка?

– Самый важный период обучения ребенка – до пяти лет. Начинать обучение можно с самого раннего возраста, вместе с игрой в «сороку-белобоку». Для эффективного обучения необходимо уделять ребенку, в среднем, по две минуты десять раз в день по соответствующей программе.

Как только мозг ребенка готов воспринимать знак, как символ, можно начинать учить его основам алгебры. При этом, операции следует начинать учить до числа – с маленьким ребенком надо учить не цифры, а действия. Например, когда накрываете на стол, дайте ребенку разложить приборы, и обратите его внимание на то, чего не хватает. Спросите сколько не хватает, покажите, что похоже на квадрат, или круг, где больше треугольников.

Обращайте внимание ребенка на формы окружающих предметов, на цвета машин, высоту домов. Вместе сортируйте белье, расставляйте обувь в прихожей. Главное - помнить, что логика ребенка формируется без специального обучения, но при наличии развивающей обстановки.

Начинать учить ребенка читать также можно практически с рождения. Хорошо зарекомендовала себя методика Глена Домана – обучение посредством импринтинга. Нужно взять пять карточек и мелькать перед глазами ребенка несколько раз в день по несколько секунд. Таким образом, ребенок будет распознавать их путем непосредственного запечатления. Постепенно увеличивайте количество карточек. Когда ребенок будет способен распознать от восьмидесяти до ста карточек, тогда его мозг сформирует структуру, способную распознавать любой письменный текст, то есть ребенок сможет читать.

Я использовала эту методику много раз, и она очень хорошо работает. Я знаю одну девочку, с которой мама занималась по этой методике с семи месяцев до года, и девочка начала читать и говорить одновременно, в полтора года.

Другие хорошие методики обучения чтению – это методики «Читай и пой» Зайцева-Струве и «Кубики Зайцева». Они прекрасно подходят для более взрослых детей – по ним семилетнего ребенка 30-минутными занятиями в день можно научить читать за неделю.

Занимаясь с ребенком, всегда стоит помнить, что лучший способ обучения – это игра. Я против оценок, звездочек и стикеров, как системы мотивации. Ребенку надо играть и радоваться тому, что у него получается. Оценки имеют значения для нас, взрослых, они нужны нам, чтобы управлять детьми. А у детей должна быть внутренняя мотивация «Я могу, хочу и у меня получится». Не надо угнетать детей красной ручкой и ставить их в зависимость от оценок.

При этом, умственные занятия ребенка необходимо совмещать с двигательными. Отдавать ребенка для этого в спортивные секции совсем не обязательно. Так, например, прекрасным развивающим упражнением для мышления является ходьба на длинные дистанции. Если с пятилетним ребенком ходить по пять километров в день ритмичной ходьбой, то это будет способствовать его физическому и умственному развитию, налаживанию между вами эмоционального контакта, и заменит ему любые спортивные секции.

– У вас есть собственная методика работы с детьми? На взгляды каких детских специалистов вы полагаетесь?

– Очень сложно изобрести новую методику – обо всем уже было сказано много лет назад. Я опираюсь на существующие педагогические технологии, подбирая их в зависимости от потребностей каждого конкретного ребенка. На мой взгляд, эффективными и хорошо зарекомендованными являются методики таких педагогов и детских врачей, как Мария Монтессори, Гленн Доман, Николай Зайцев, Борис и Лена Никитины.

По многим из них родители могут заниматься с ребенком самостоятельно. Главное помнить, что если вы выбрали ту или иную методику занятий, то для того, чтобы она была эффективна, необходимо придерживаться ее максимально точно.


Читайте также:

Высокое напряжение

Развиваем графическое мышление

Тренируем творческое мышление

Олег Ульянский: "До детей не донесешь воспитательное, если оно не будет увлекательным"




  • 1
Хоть вы изложили свою мысль максимально сумбурно, я кажется понял.
1) вам таки не нравится слово программа и неприятна сама мысль, что это слово может прозвучать рядом с упоминанием о вашем ребенке.
2) Вы считаете себя чем то вроде всезнающего бога и опыт всех остальных людей планеты вас не интересует. Налицо, часто встречающийся, собственнический синдром: ребенок мой и сама лучше знаю что с ним делать! Причем - клинический случай.

Успехов!

я работаю минимум с 30 детьми одновременно, а за мою жизнь их было много больше. и результатов сторонников "развития по программам раннего развития" я наисправлялась достаточно. Просто ощутимые проблемы начинаются в школьном возрасте: 8+, обостряются в 10+ . и никто уже эти проблемы с дошкольным детством не связывает.

а свои дети у меня уже в универах учатся. начинали мы с Никитиных, Домана, Лупан и переделывали всё это под наших детей.

под программой я понимаю не планирование. без него никуда. под программой я понимаю "систему, придуманную кем-то для сферического ребёнка в вакууме"(кстати про "две минуты для занятий"-это из поста и к этой программе и ей подобным относился мой первый комментарий. также он был исключительно о том, что замечательно, что эти программы есть и на них можно ориентироваться(!!) но нельзя забывать о том, что конкретный ребёнок перед вами-не сферический + вакуума тоже никакого нет;), а есть вот этот ребёнок со своими задачами возраста и личными его проблемами, которые нужно решать сейчас, а развитие дополнительное-хорошо, если оно ребёнка интересует и он с ним справляется.
вы недооцениваете ребёнка и считаете, что его не интересует ничего. вы ошибаетесь. его очень много что интересует, если прислушатъся и присмотреться, подхватить интерес и развить. а потом оставить и заняться другим, потому что ребёнка теперь будет интересовать что то другое. а у вас "программа". Хорошо если взрослый готов увидеть желание ребёнка и перестроиться. практика только показывает, что он будет придерживаться программы.
просто психика маленького ребёонка устроена так, что ему жизненно необходимо идти за взрослым и да, направление утверждает взрослый. а выбирать ребёнок уже прекрасно может, если ему позволят.
просто если весь выбор сделает взрослый, то, достигнув школьного возраста, ребёнок будет только хотетъ, чтобы от него все отстали. и интересы "угаснут".

И вам не хворать!

Приятно что тон ваш сменился на более вразумительный и стало значительно понятнее суть  вашего недовольства. Попробую и я пояснить свою мысль. 
Извините за прямоту, но вы производите впечатление педагога, который не допускает даже  мысли о том,  что его воспитанник ( а тем более - родители этого воспитанника) могут иметь  собственное мнение. Более того, вы не приемлите информацию, если она сформулированна  другими словами, не теми которые вы продиктовали на "лекции" для родителей (или которые прочитали в любимом учебном пособии). Это - не самое хорошее качество. 
"я работаю минимум с 30 детьми" - это не аргумент и не сертификат непогрешимости. Может  вы и неплохой педагог, я этого не знаю. Во всяком случае, фраза: "я работаю минимум с 30 детьми" - мне об этом не говорит.

Теперь по теме. Весь спор, на мой взгляд, возник именно из-за этой вашей позиции - не  слушать собеседника. Вы говорите массу правильных вещей. Правда, не по сути вопроса,  а скорее обсуждаете сопутствующие условия...Но ведь я говорю тоже самое! Да. Другими  словами. Но, я даже не думаю спорить ни с одним из этих обязательных аспектов, которые  вы упомянули.
Единственно что мне непонятно, как все эти правильные вещи про разнообразие,  индивидуальность и т.д. могут доказывать отричательную роль раннего развития в любом  его проявлении?!
Помнится, вы обещали объяснить почему ребёнок рано выучивший буквы рискует отстать в  школе? Или имелось в виду, что буквы надо учить исключительно руководствуясь советами  соседа (кочегара местной котельной), а методика, составленная специалистом, никак не  подойдёт, потому что мой ребёнок недостачно "сферический"? А может всё-же, родители -  это не полные дебилы и сумеют приспособить эту программу к индивидуальностям своего  ребёнка?!

Если вы против какой-то конкретной программы, так и критикуйте эту конкретную програму! 
Зачем обрушиваться на воспитание в целом?


  • 1