-->

Сайт для всей семьи


Previous Entry Share Next Entry
Светлана Бурдо: "То, что ребенок может, он должен делать сам"
familyr_school wrote in letidor
загруженное

Текст: Антонина Чунаева


Развитие ребенка во многом обусловлено генетической предрасположенностью. Однако наследственность – не единственный фактор, формирующий способности человека. О том, какие действия родителей могут притормаживать, или наоборот, активизировать потенциальное развитие ребенка, рассказала "Летидору" Светлана Бурдо – российский педагог, эмигрировавшая в США в 2000 году, после успешной реализации экспериментальной образовательной программы по созданию школы для одаренных детей.Она также разрабатывает коррекционные программы для детей с отставанием в развитии.



– Что стоит делать родителям, чтобы способствовать увеличению потенциала ребенка? И какие действия, наоборот, могут отрицательно сказаться на детском развитии?

– Очень важно не ограничивать возможности самостоятельных действий ребенка. Это очень распространенная ошибка родителей. То, что ребенок может, он должен делать сам. Например, в семь месяцев у ребенка должен быть сформирован кортикальный рефлекс – в это время он все собирает. Ребенку это нужно, и родителям необходимо давать ему возможность играть с мелкими предметами, например с бусинами - но, при этом, контролировать, чтобы он не тянул их в рот. Если ребенок научился держать в руках ложку, надо давать ему возможность кушать самостоятельно, несмотря на беспорядок, к которому это приведет. Это хлопотно, но именно эти действия позволят ребенку развить мелкую моторику и координацию.

Не стоит использовать детские сандалии на липучках и резинках – в дальнейшем, это может вызвать сложности в обучении ребенка навыкам письма. Лучшими упражнениями на тренировку мелкой моторики и тренировку навыков письма являются простые, но забытые в быту упражнения, такие как завязывание шнурков, застегивание пуговичек на маминой кофте и завязывание папиных кроссовок.

Родителям также не следует ограничивать двигательные способности ребенка - например, надолго сажать в манеж.

Между физическим и умственным развитием есть прямая взаимосвязь – если у организма есть функция, то мозг ответит формированием структуры, которая будет контролировать эту функцию. Суть в том, что если ограничивать действия ребенка, то эти функции ослабевают, и это может привести, например, к тому, что ребенок в дальнейшем будет испытывать трудности при выполнении простых действий. Пример отставания в развитии, который мне часто приходится наблюдать - это неспособность четырехлетнего ребенка самостоятельно снять футболочку.

Когда мне приводят ребенка, который не говорит, я спрашиваю: «А борщик он кушает?». Ребенку нужно кушать супы – а не только супы-пюре – для того, чтобы научиться сортировать языком кусочки разнородной пищи. Это простое упражнение поможет избежать логопедических трудностей в дальнейшем.

Точно также не стоит злоупотреблять кружками-непроливайками. Вообще, как только ребенок родился, водичку ему лучше всего давать с ложечки, потому что рефлекторно глотать и сосать - это разные движения, и ребенку их необходимо освоить.


– На ваш взгляд, приемлемы ли физические наказания детей?

– Я считаю, что бессмысленно наказывать детей. Необходимо создать обстановку, способную предупредить ошибку и плохое поведение – часто наши собственные ошибки ведут детей к непослушанию и к проблемам в развитии.

Я однажды занималась с девочкой, у которой было нарушено восприятие со слуха. При этом, со слухом у нее все было в порядке, а проблема, на самом деле, была не в ней, а в ее бабушке, которая постоянно кричала. Так, например, если вы живете в доме с лифтом, то первое время вы его слышите, а потом перестаете замечать. Почему? Лифт никуда не исчезает, и со слухом у вас проблем нет. Все дело в том, что ваш мозг начинает фильтровать и блокировать этот шум. Точно также происходит и с ребенком – если вы кричите, или постоянно разговариваете с ним на повышенных тонах, то вы рискуете стать «лифтом» для своего ребенка, он перестанет вас воспринимать.

Родителям также не стоит пренебрегать ранним обучением ребенка. Мозг, как и мышцы, следует тренировать с самого детства – это даст колоссальные результаты в будущем.


– А можно подробнее, в чем суть раннего обучения? Зачем ребенку это нужно?

– Обучать ребенка с раннего детства – это то же самое, что разговаривать с грудным младенцем: он не может вам ответить, но это не значит, что он вас не воспринимает, и в какой-то момент последует отдача. Многие родители и учителя недооценивают важность первых лет жизни ребенка. Они не понимают, что учить ребенка нужно не для того, чтобы он запомнил двадцать пять имен композиторов и четырнадцать видов машин, а для того, чтобы в его мозгу сформировалась когнитивная репрезентативная структура, которая способна различать сложные массивы информации.

Скорее всего, в ходе общего школьного обучения, знания ребенка, полученные в раннем детстве, сравняются с объемом знаний других детей, но он не потеряет способность мыслить и будет иметь более выраженные аналитические способности, а это само по себе большое преимущество.

Раннее обучение способствует тому, что дети вырастают более свободными, независимыми и самодостаточными. Кроме того, раннее обучение формирует у детей учебные навыки, поэтому такие дети в будущем способны учиться самостоятельно и не требуют дополнительных занятий. У них появляется больше свободного времени на то, чтобы заниматься тем, чем им нравится: танцами, рисованием, музыкой, то есть развиваться более многогранно.


– В каком возрасте стоит начинать обучение? Как и чему стоит обучать ребенка?

– Самый важный период обучения ребенка – до пяти лет. Начинать обучение можно с самого раннего возраста, вместе с игрой в «сороку-белобоку». Для эффективного обучения необходимо уделять ребенку, в среднем, по две минуты десять раз в день по соответствующей программе.

Как только мозг ребенка готов воспринимать знак, как символ, можно начинать учить его основам алгебры. При этом, операции следует начинать учить до числа – с маленьким ребенком надо учить не цифры, а действия. Например, когда накрываете на стол, дайте ребенку разложить приборы, и обратите его внимание на то, чего не хватает. Спросите сколько не хватает, покажите, что похоже на квадрат, или круг, где больше треугольников.

Обращайте внимание ребенка на формы окружающих предметов, на цвета машин, высоту домов. Вместе сортируйте белье, расставляйте обувь в прихожей. Главное - помнить, что логика ребенка формируется без специального обучения, но при наличии развивающей обстановки.

Начинать учить ребенка читать также можно практически с рождения. Хорошо зарекомендовала себя методика Глена Домана – обучение посредством импринтинга. Нужно взять пять карточек и мелькать перед глазами ребенка несколько раз в день по несколько секунд. Таким образом, ребенок будет распознавать их путем непосредственного запечатления. Постепенно увеличивайте количество карточек. Когда ребенок будет способен распознать от восьмидесяти до ста карточек, тогда его мозг сформирует структуру, способную распознавать любой письменный текст, то есть ребенок сможет читать.

Я использовала эту методику много раз, и она очень хорошо работает. Я знаю одну девочку, с которой мама занималась по этой методике с семи месяцев до года, и девочка начала читать и говорить одновременно, в полтора года.

Другие хорошие методики обучения чтению – это методики «Читай и пой» Зайцева-Струве и «Кубики Зайцева». Они прекрасно подходят для более взрослых детей – по ним семилетнего ребенка 30-минутными занятиями в день можно научить читать за неделю.

Занимаясь с ребенком, всегда стоит помнить, что лучший способ обучения – это игра. Я против оценок, звездочек и стикеров, как системы мотивации. Ребенку надо играть и радоваться тому, что у него получается. Оценки имеют значения для нас, взрослых, они нужны нам, чтобы управлять детьми. А у детей должна быть внутренняя мотивация «Я могу, хочу и у меня получится». Не надо угнетать детей красной ручкой и ставить их в зависимость от оценок.

При этом, умственные занятия ребенка необходимо совмещать с двигательными. Отдавать ребенка для этого в спортивные секции совсем не обязательно. Так, например, прекрасным развивающим упражнением для мышления является ходьба на длинные дистанции. Если с пятилетним ребенком ходить по пять километров в день ритмичной ходьбой, то это будет способствовать его физическому и умственному развитию, налаживанию между вами эмоционального контакта, и заменит ему любые спортивные секции.

– У вас есть собственная методика работы с детьми? На взгляды каких детских специалистов вы полагаетесь?

– Очень сложно изобрести новую методику – обо всем уже было сказано много лет назад. Я опираюсь на существующие педагогические технологии, подбирая их в зависимости от потребностей каждого конкретного ребенка. На мой взгляд, эффективными и хорошо зарекомендованными являются методики таких педагогов и детских врачей, как Мария Монтессори, Гленн Доман, Николай Зайцев, Борис и Лена Никитины.

По многим из них родители могут заниматься с ребенком самостоятельно. Главное помнить, что если вы выбрали ту или иную методику занятий, то для того, чтобы она была эффективна, необходимо придерживаться ее максимально точно.


Читайте также:

Высокое напряжение

Развиваем графическое мышление

Тренируем творческое мышление

Олег Ульянский: "До детей не донесешь воспитательное, если оно не будет увлекательным"




  • 1
а если честно - достали уже все этим соревнованием - во сколько лет у кого читает и считает и на сколько разных развивалок ходит.

согласна с вами

Делать это ради соревнования - точно не стоит. Я вообще, сомневаюсь в полезности половины "развивалок". Большинство из них - это дань моде + способ зарабатывания денег. Но это никак не отменяет потребности ребёнка в развитии. На бесконечные "Почему?" отвечать надо и не только отвечать как можно подробнее, но и - самому показывать и рассказывать ребёнку о множестве вещей, о которых он не подозревает. 

ключевое слово "потребности ребёнка". увидеть, считать, почувствовать и ответить.

для меня это очень плохо привязывается к "специальной программе", о которой речь в посте.

Как вы себе представляете увидеть "потребности ребёнка"? Он вам сам об этом должен сказать?! А может здесь инициативу проявлять надо взрослым ? Надо предлагать ребенку разнообразные занятия и обучать разнообразными навыкам, сам он этого не попросит.
В посте упомянуты десятки разных программ и все они специальные ( специально придуманные для занятий с детьми и развития самых разнообразных способностей). Вы имели в виду какую-то одну? Уж не карточки ли с буквами опять? )))

я вообще не о карточках, как таковых.

как я себе представляю "увидеть потребности ребёнка"? предложить широкий спектр занятий, почувствовать что и где ребёнку интересно. двигаться в этом направлении, чутко реагируя на изменеие интересов и на реакцию ребёнка.

да, системы любые (а я их знаю немало) считаю неприемлемыми без опоры на вышеописанные потребности. вы не ведёте, вы предлагаете. иначе это насилие.

Увидеть потребности ребенка маме не так сложно, если она рядом. У меня сыну 3 и 5, дочери 2 и 5. Роман любит петь песни и танцевать и стоять на голове, а еще - любит цифры почему-то. Соня любит книжки и животных. Они вообще разные. Пробовали с ними ходить на эти самые "развивалки" и мне очень не понравилось, очень, даже у хороших педагогов. Там дух соревнования, который, на мой взгляд, детям такого возраста совсем не нужен, во всю проявляется. Ценятся дети такие, как моя дочка, такие как мой сын - сразу в отстающие и мешающие записываются. А у него просто другие интересы сейчас. Да и вообще -скукота все это, повторять за преподом рисунки и белочкам хором орешки приклеивать на картинках. Надо в лесу белочек смотреть, с мамой. Я, если что, в 3 года уже не то что читать-писать умела. Ну и смысл? В школе мне было скучно, я считала себя лучше других на основании того, что моментально все понимала и схватывала. В жизни мне это потом много раз мешало. Не должно быть мерилом успеха знание алфавита в общем.

Дух соревнования присущ вообще всем живым существам. Это нормальное, естественное  проявление эмоций. Понятно, что не стоит злоупотреблять этим, и строить воспитание только на  соревновании с другими, но и совсем отказываться от этого тоже не стоит. Соревноваться тоже  надо уметь каждому. Всё хорошо в меру. Разве не так?
(А знание алфавита на каком-то конкретном этапе тоже может мерилом успеха. Например, если  идут занятия по русскому и дети учат буквы.)
Вашу реплику надо понимать так, что вам не понравилась какая-то конкретная "развивалка" и вы  теперь против любого обучения вообще?

<Увидеть потребности ребенка маме не так сложно, если она рядом.>
Это как??? Вот стоит ваш сын на голове, при этом напевает песенки и дрыгает в воздухе ногами,  как в танце. Как определить какие у него ещё могут быть потребности? Может надо ему предложить заняться чем то ещё и уже тогда смотреть нравится ему эму это  что-то или не нравится?

Мне не понравились три развивалки, при чем в лучшую из них мы все же проходили 3 месяца. Пока мне не надоело смотреть как там трехлетний мальчик (не мой сын) постоянно психовал из-за того, что не может линию ровно провести.
Мне не нравится дух соревнования именно в таком возрасте.
Чтобы предложить что-то новое программа не нужна )

программа не нужна?

Смотря что вы называете словом программа и о каком новом идёт речь. 
Программа - это не только некая платная развивалка. В моём понимании  "программа" - это любой набор занятий если их больше одного. Не  обязательно "программу" должны вести посторонние люди. Скорее  наоборот - большинство занятий родители могут проводить сами.  (или родители друзей, если ваше чадо пошло в гости). Можно каждый  раз придумывать занятия самому, однако далеко не каждый родитель  настолько эрудирован, чтобы помнить много увлечений и сможет  составлять достаточно разнообразные программы. Я например, считаю  что немало знаю, но не упускаю случая поискать  в инете что-нить  новенькое. Иногда - просто информацию о интересующем явлении, 
иногда -  готовые игры, занятия и даже комплексы - т.е. программы.
А есть вещи, преподавание которых лучше доверить специалисту.  Например, самостоятельно  перелезать через перила детской кроватки  я детей сам научил. Когда подросли пришлось  показывать другие  вещи, но после того как научились взбираться по канату я понял, что  мои способности как "тренера", увы, исчерпаны. ))) Пришлось отдавать 
в гимнастику. 


Аналогичная история была с плаваньем. Конечно, я знаю некоторые  приёмы обучения плаванью и при случае пытался научить детей держаться  на воде самостоятельно. Но уговорить ребёнка хотя-бы попробовать - это  очень сложно. Здесь родители - не авторите. Страх затмевает все разумные  доводы. В результате если и удавалось за сезон пару раз попробовать (и то  - держась за руки, а чаще - у папы на спине), то к следующему лету всё  забывалось напрочь. Однажды записались на интенсивные курсы обучения плаванью... К моему  изумлению моя доча (мягко скажем, никогда не отличавшаяся храбростью)  на первом же занятии смело ринулась в бассеин, пошла где поглубже (там  если встать на цыпочки и вытянуть шею - из воды только нос торчал),  ныряла, дышала под водой и т.д. ...На 4-5ый день оба уверенно плавали  всеми известными стилями, причём - по всем правилам, соблюдая технику.
Разве я этому бы смог научить сам ?!

Edited at 2012-10-12 12:21 pm (UTC)

Re: программа не нужна?

я не против всяких спортивных секций и художественных школ. Я говорю про маленьких детей (трехлеток)

Re: программа не нужна?

Во-первых, я тоже про трёхлеток. А во-вторых, я говорил не только про секции, но и про  другие развивающие занятия, подчерпнутые из различных программ и советов, в том числе  и для более раннего возраста.

Re: программа не нужна?

не убедили ) легкость и непосредственность и отсутствие всяких программ, которых впереди еще так много будет - несомненный плюс этого возраста. Прекрасно, когда хоть в какой-то период жизни можно ни за кем не гнаться, никуда не спешить, а жить в своем ритме

(Deleted comment)
Конечно надо! И это и есть самый правильный способ развития

  • 1