letidor_psy (familyr_psy) wrote in letidor,
letidor_psy
familyr_psy
letidor

Category:

Проигрыш как часть жизни

92004382

текст: Лена Чарлин,iz_antverpena

Никто не любит проигрывать. Даже взрослым нелегко уступать и признавать, что кто-то сильнее, успешнее, предприимчивее. А детям и того сложнее: они не умеют сдерживать эмоции и негативные чувства, готовы в любой момент разрыдаться, а то и броситься с кулаками на того, кто оказался первым. Или демонстративно отвернуться: не очень-то и хотелось с вами играть.

Пока малыши растут, мы стараемся хвалить каждый шаг. Перевернулся со спинки на живот – умница! Собрал пирамидку – какой молодец! Научился забивать гол в ворота – вот здорово! Впервые не заплакал на прививке – силач и победитель!

Но наступает день (обязательно наступает), и ребенок, который всегда выигрывал гонки у папы и мамы, на стометровке в школе приходит к финишу седьмым. Сравнивает раскрашенный домик с рисунками других детей в детском саду и видит: не то, не так, да еще и воспитатель подливает масла в огонь: «Снова выходишь за границы, это некрасиво, скажи папе с мамой, пусть научат тебя раскрашивать». Как тут не расстроиться. Как не потерять веру в себя.


Родителям остается обнимать, заговаривать раны, делать так, чтобы всегда теплился огонь уверенности в себе. И хорошо, что эта миссия достается именно нам. Ведь благодаря огромной степени доверия между нами, мы можем научить своих детей нескольким важным вещам:

Не сравнивать себя с другими. Для этого и родителям не нужно приводить в пример успехи других детей, которые выше, ловчее, в чем-то сообразительнее. При отсутствии выдающихся талантов ребенок все равно должен знать свои сильные стороны: хорошая память, красивый почерк, умение сплотить вокруг себя коллектив, выносливость. И, может быть, стоит подумать, прежде чем отдавать детей в модные сейчас секции восточных единоборств, куда записаны почти все дети знакомых, и выбрать занятие, к которому у ребенка есть интерес и способности. В этом случае ребенок будет развивать способности, которые даны ему от природы и благодаря которым он сможет выигрывать. Тогда ему будет проще смириться с тем, что есть вещи, в которых его мастерство не так высоко.

Проигрыш – не удел слабаков. А победа не всегда достается самым сильным. Бывает, что победа – это удача. На примере простой настольной игры-бродилки, где дальность хода зависит от выпавшей комбинации цифр, дети понимают, что на протяжении игры можно и вырываться вперед, и отставать. Все потому, что в один момент удача на твоей стороне, а уже через минуту – на стороне соперника.

Радоваться за победителя и благодарить проигравшего. Достаточно посмотреть вместе хоккейный матч, чтобы увидеть, как после игры соперники пожимают друг другу руки. И потом демонстрировать спортивное товарищество в совместных играх: в конце игры всегда пожимать руку победителю и поздравлять его, а проигравшего благодарить за отличную, интересную игру.

Мы не можем всегда получить то, что хотим. Хотя стремиться к этому – замечательно. Но самое главное – получать большое удовольствие от процесса.

Поддерживать соревновательный азарт. В новой игре будет лучше, если родитель подыграет ребенку и даст возможность одержать победу. Ведь без надежды на то, что все получится, не хочется даже браться за новое дело. Победа придаст уверенности в себе и поддержит интерес ребенка к игре. «Поздравляю, молодец!» – говорю я сыну, собирая с ним слова из разноцветных букв на скорость, – в следующий раз постараюсь быть внимательнее и выиграть». Он, конечно, кричит: «Нет, нет, первым снова буду я!». Но азарт в нем уже загорелся.

Не бояться выражать эмоции. Если случится истерика, не нужно угрожать ребенку больше не играть вместе. Не нужно ругать и наказывать. Или говорить: «Пустяки, подумаешь, один маленький проигрыш». Важно сохранить спокойствие, обнять, сказать, что понимаете все его чувства и позволить эмоциям выплеснуться. А потом, когда ребенок успокоится, поговорить.

Играть в командные игры, в которых проигравшим тоже достаются призы. Конечно, победителю по праву должен доставаться главный приз, для других игроков это станет хорошей мотивацией. Но пусть остальные участники получат утешительные подарки, тогда осадка и обиды не будет ни у кого.

Все достигается упражнением. Если ребенок завис над прописью и говорит: «У меня не получится», нет смысла настаивать на том, чтобы он немедленно написал длинный ряд из цифр 5. Попробуйте сначала напомнить ему о прошлых успехах. Вспомните о том, чего он когда-то не умел: кататься на велосипеде, делать мостик, лепить человечков из пластилина. Но он много пробовал, и у него все получилось. И сейчас получится.

Неудачи не влияют на атмосферу в доме. Ребенок должен знать, что никто не будет ходить с изменившимся лицом из-за тройки по математике, не удавшейся поделки или не призового места на конкурсе ансамблей в музыкальной школе. Поделку можно попробовать смастерить другим способом, в математических трудностях разобраться вместе, а ощущение, что в семье ребенка принимают и любят независимо от оценок и успехов – одно из самых необходимых в жизни.

Как бы нам ни хотелось оградить детей от неудач, в жизни им не раз придется столкнуться с трудностями. Но можно оставить их с испытаниями один на один, а можно сделать так, чтобы они прошли через трудности вместе с нами. И вернулись в мир с боевым настроем.

Тем самым мы покажем пример того, как нужно поддерживать друг друга в сложной ситуации. И однажды дети смогут сами поддержать нас. Как недавно, когда я расстроилась из-за совсем не детской неудачи, а сын подошел, увидел мои слезы и сказал: «Мама, тебе просто нужен платок». И обнял. Когда он это сделал, я подумала, что родительство – это, все-таки, лучшее, что со мной случилось.


Читайте также: 
Как вырасти добрым
Tags: Психология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments