Мари из Японии, Байярджаргал из Монголии, Хетти из США и Понихао из Намибии – главные герои фильма. Малышка Понихао появляется на свет на рассвете в африканской хижине и тут же получает мамино молоко, а первые дни Хетти проходят вокруг пикающих современных медицинских приборов. Японская девочка Мари обалдевшими глазами разглядывает витрины в супермаркете, а монгольский мальчик Байярджаргал удивленно взирает на петуха, которые очутился прямо перед ним, на его кровати.
То, что в этих четырех странах принципиально различаются условия жизни людей, а стало быть, и содержания младенцев, в общем-то не новость. Но в «Малышах» это слишком отчетливо заметно.
Кто-то скажет об этом кино, как об жизнеутверждающем космополитичном фильме, демонстрирующем, что все мы едины и равны перед природой. Кто-то получит очередное доказательство различий уровней жизни, убедив себя в том, как ужасна жизнь африканцев, в отличие от американцев. Но мы, мамы и папы таких же малышей, можем – и должны – увидеть в этом кино гораздо больше.
Этот фильм позволяет нам посмотреть на малышей отстраненно – на своих же мы так не посмотрим! И это отличная возможность понять, что каждый ребенок – это огромная вселенная. И каждый малыш сам в силах решить – что ему интересно, а что нет.
Америнка Хэтти, даром что «цивилизованный» ребенок, в одной из сцен благоразумно сбегает из группы экологического воспитания — там родители, держа за руки обалдевших малышей, распевают: «Земля — наша мать, береги ее». Японка Мари, в отличие от своих прогрессивных родителей, впадает в истерику от немыслимых для полугодовалого ребенка конструкторов. Зато, с каким удовольствием Панихао таскает на голове банку, умудряясь удержать ее без рук! Не всегда удачно, но мамина похвала и помощь старшего брата вдохновляют на дальнейшее оттачивание модельной походки. Сурового монгольского парня вообще сложно чем-то напугать! Ни коровы, ни бараны, ни коза, которая нагло пьет воду из тазика, где он купается. Он смело, кстати, без штанов, штурмует железную бочку, немыслимым образом оказывается в кузове грузовика.
Здесь, должна честно признаться, испытывала даже некоторое негодование. Экологические группы и гимнастика для новорожденных против воли этих самых новорожденных – это, конечно, перебор. Но предоставлять ребенка самому себе, в одиночестве, в степи – тоже не самый лучший вариант. И не только потому, что это опасно (хотя это тоже спорно, в книге Ледофф «Как вырастить ребенка счастливым» весомые в пользу этого аргументы).
Малыш должен развиваться в коллективе, это мое стойкое убеждение. Как африканка Панихао – в окружении мамы, еще стайки женщин и детей. Очень трогательная сцена, когда ее, совсем маленькую, держит на руках старший ребенок, которому самому года 4 от роду.
Это искреннее и справедливое желание ребенка – быть с кем-то. Как горько плачет Мари, оставленная ночью в люльке. И как счастлива она, когда сидит на руках у мамы, а вокруг трапезничают взрослые. Как умиротворенно спит рядом с мамой Хэтти. Они нам постоянно объясняют – как им лучше. Это документальное кино должно раскрыть нам глаза на то, как далеко мы ушли от своих истоков со своими колясками, кроватками, ходунками, прыгунками, молокоотсосами, бутылочками, крякающими книжками и кислотного цвета конструкторами. И как близко к этим истокам наши дети.
Увлеченные родители могут до посинения обсуждать каждую сцену – и тугое пеленание монгольского мальчика, и кормление из бутылочки американской девочки. Не говоря уж о кости, которую Панихао засунула в рот и лужи, из которой решила попить. Но это далеко не вся пища для наших размышлений.
Я восхищаюсь этой работой французского режиссера Томаса Бальмеса еще и потому, что у него получилось понаблюдать за малышами. Не наставлять, как мы это часто делаем, а наблюдать. Так может тоже попробовать! Прислушиваться к их потребностям, удовлетворять их любознательность… Это не просто. А кто сказал, что быть родителями легко? Легко в манеж посадить и кормить с бубном по часам…
Но есть у нас то, что поможет сделать наших малышей самыми счастливыми – наша к ним любовь. «Малыши» - это кино про любовь. Предоставленный сам себе (мало ли, по каким причинам) Байярджаргал, все равно агуканьем отвечает на нежный голос мамы. Мари крепко прижимается к своей. Хэтти, несколько дней от роду, улыбается своей беззубой улыбкой, когда к ней наклоняется мама. А Панихао маленькими ручками обнимает своего самого дорогого человека на земле.
Мы для них самые лучшие. А они – самые лучшие для нас. И это важно. В первую очередь