uliana_mama (uliana_mama) wrote in letidor,
uliana_mama
uliana_mama
letidor

Category:

Малыши лучше знают

На днях вновь посмотрела «Малыши». Влюбилась в этот фильм, и каждый раз получается находить в нем что-то новое. Не понравиться он не может. Ведь это документальное кино – просто наблюдения за четырьмя малышами, которые появляются на свет в разных частях света. И если с японской и американской моделью воспитания и ухода за детьми нам в принципе все ясно, монгольский и тем более африканский быт заставляет удивляться, пугаться, восхищаться. В общем, вызывает массу разнокалиберных эмоций. Этот фильм очень полезно посмотреть родителям. И вот почему.



Мари из Японии, Байярджаргал из Монголии, Хетти из США и Понихао из Намибии – главные герои фильма. Малышка Понихао появляется на свет на рассвете в африканской хижине и тут же получает мамино молоко, а первые дни Хетти проходят вокруг пикающих современных медицинских приборов. Японская девочка Мари обалдевшими глазами разглядывает витрины в супермаркете, а монгольский мальчик Байярджаргал удивленно взирает на петуха, которые очутился прямо перед ним, на его кровати.

То, что в этих четырех странах принципиально различаются условия жизни людей, а стало быть, и содержания младенцев, в общем-то не новость. Но в «Малышах» это слишком отчетливо заметно.

Кто-то скажет об этом кино, как об жизнеутверждающем космополитичном фильме, демонстрирующем, что все мы едины и равны перед природой. Кто-то получит очередное доказательство различий уровней жизни, убедив себя в том, как ужасна жизнь африканцев, в отличие от американцев. Но мы, мамы и папы таких же малышей, можем – и должны – увидеть в этом кино гораздо больше.

Этот фильм позволяет нам посмотреть на малышей отстраненно – на своих же мы так не посмотрим! И это отличная возможность понять, что каждый ребенок – это огромная вселенная. И каждый малыш сам в силах решить – что ему интересно, а что нет.

Америнка Хэтти, даром что «цивилизованный» ребенок, в одной из сцен благоразумно сбегает из группы экологического воспитания — там родители, держа за руки обалдевших малышей, распевают: «Земля — наша мать, береги ее». Японка Мари, в отличие от своих прогрессивных родителей, впадает в истерику от немыслимых для полугодовалого ребенка конструкторов. Зато, с каким удовольствием Панихао таскает на голове банку, умудряясь удержать ее без рук! Не всегда удачно, но мамина похвала и помощь старшего брата вдохновляют на дальнейшее оттачивание модельной походки. Сурового монгольского парня вообще сложно чем-то напугать! Ни коровы, ни бараны, ни коза, которая нагло пьет воду из тазика, где он купается. Он смело, кстати, без штанов, штурмует железную бочку, немыслимым образом оказывается в кузове грузовика.

Здесь, должна честно признаться, испытывала даже некоторое негодование. Экологические группы и гимнастика для новорожденных против воли этих самых новорожденных – это, конечно, перебор. Но предоставлять ребенка самому себе, в одиночестве, в степи – тоже не самый лучший вариант. И не только потому, что это опасно (хотя это тоже спорно, в книге Ледофф «Как вырастить ребенка счастливым» весомые в пользу этого аргументы).

Малыш должен развиваться в коллективе, это мое стойкое убеждение. Как африканка Панихао – в окружении мамы, еще стайки женщин и детей. Очень трогательная сцена, когда ее, совсем маленькую, держит на руках старший ребенок, которому самому года 4 от роду.

Это искреннее и справедливое желание ребенка – быть с кем-то. Как горько плачет Мари, оставленная ночью в люльке. И как счастлива она, когда сидит на руках у мамы, а вокруг трапезничают взрослые. Как умиротворенно спит рядом с мамой Хэтти. Они нам постоянно объясняют – как им лучше. Это документальное кино должно раскрыть нам глаза на то, как далеко мы ушли от своих истоков со своими колясками, кроватками, ходунками, прыгунками, молокоотсосами, бутылочками, крякающими книжками и кислотного цвета конструкторами. И как близко к этим истокам наши дети.

Увлеченные родители могут до посинения обсуждать каждую сцену – и тугое пеленание монгольского мальчика, и кормление из бутылочки американской девочки. Не говоря уж о кости, которую Панихао засунула в рот и лужи, из которой решила попить. Но это далеко не вся пища для наших размышлений.

Я восхищаюсь этой работой французского режиссера Томаса Бальмеса еще и потому, что у него получилось понаблюдать за малышами. Не наставлять, как мы это часто делаем, а наблюдать. Так может тоже попробовать! Прислушиваться к их потребностям, удовлетворять их любознательность… Это не просто. А кто сказал, что быть родителями легко? Легко в манеж посадить и кормить с бубном по часам…

Но есть у нас то, что поможет сделать наших малышей самыми счастливыми – наша к ним любовь. «Малыши» - это кино про любовь. Предоставленный сам себе (мало ли, по каким причинам) Байярджаргал, все равно агуканьем отвечает на нежный голос мамы. Мари крепко прижимается к своей. Хэтти, несколько дней от роду, улыбается своей беззубой улыбкой, когда к ней наклоняется мама. А Панихао маленькими ручками обнимает своего самого дорогого человека на земле.

Мы для них самые лучшие. А они – самые лучшие для нас. И это важно. В первую очередь



Tags: Кино, Психология, Роды
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments