letidor_school (familyr_school) wrote in letidor,
letidor_school
familyr_school
letidor

Category:

Адаптация к детскому саду, или "Дайте жалобную книгу"

140233278текст: Лена Чарлин, iz_antverpena

Сын наших знакомых, Дениска, несколько лет ходил в частный детский сад со всеми преимуществами: 12-ю детьми в группе, полным вниманием воспитателей, вкусным пятиразовым питанием, английским языком, у-шу и прочими радостями. Единственное, на что жаловался ребенок – ему там было скучно. Монтессори-среда, как я однажды поняла, побывав на паре занятий, не приветствует беготню, свои игрушки в группе и отступление от канонов.

А Денис – очень резвый, прыгучий и бегучий мальчишка, что совершенно естественно для пяти лет. Поэтому за год до школы родители решили воспользоваться законным правом и отдали Дениса в самый обыкновенный государственный садик возле дома. В первый же вечер, когда они пришли за сыном, Денис сказал: «Папа, мне нужна жалобная книга». Денискин папа удивился и спросил, зачем. «Буду писать жалобы на детский сад», – вздохнул почувствовавший разницу мальчик.

Забегая вперед, скажу, что с садиком у них сейчас все в порядке, жалобная книга требовалась только один раз, а потом у Дениса появились друзья, интересы, да и опять же – стоять на ушах в обыкновенных детских садах никто особенно не запрещает.

Мы с Марком, конечно, не совсем правильно начали процесс адаптации. Вернулись с моря за неделю до первого сентября, не приучали его к будущему режиму, не ходили на прогулки с группой, как нам советовали. Мы что-то рассказывали Марику в общих чертах, показывали на примере восторженных детских стихов, как может быть здорово в детском саду. Но оказалось, все настолько умозрительно!


Сначала это были три спокойных, идеальных дня. Но едва Марк был оставлен на дневной сон, следующее же утро началось с плача. И длились такие утра - четыре месяца. А потом мы пошли к детскому психологу, оказавшемуся, к счастью, хорошим, понимающим и чутким. Все ее советы нам помогли. Я так хорошо помню день 5 декабря, когда Марк проснулся и сказал: «Я больше не буду плакать». И сдержал слово. Потом был долгий больничный, и после этого перерыва утренние слезы повторились, но я уже понимала, как себя вести. Поэтому в новом году мы довольно легко вошли в детсадовский ритм.

В наших вводных данных было то, что Марик не отрицал саму идею детского сада, он всегда радостно делился тем, как ему нравится играть с игрушками, ходить на музыку и физкультуру, лепить и рисовать. Но расставание с родителями и принятие факта, что их не будет рядом почти весь день, давались ему очень тяжело. Без преувеличения и не потому что я очень тревожная мать (хотя, да), это был один из самых сложных периодов для нашей семьи. И теперь, когда он позади, я хочу поделиться своими мыслями о том, что может помочь в адаптации ребенка к садику. Может быть, это моя работа над ошибками.


(1) Не нужно торопиться оставлять на дневной сон, как бы ни советовали воспитатели. Сейчас я бы, как минимум, месяц водила сына на полдня, игнорируя советы: «Такой спокойный мальчик, у него очень хорошо идет адаптация, оставьте его на сон, пока он хорошо воспринимает садик». Это было самое неправильное мое решение. Одно дело – игры и прогулки, другое – сон в непривычном месте.

(2) Играть в детский сад дома. Ролевые игры вообще стали нашим лучшим помощником. Я не совру, если скажу, что играю в садик с Мариком каждый день. Иногда сразу после возвращения он просит поиграть с ним, и, видя эту необходимость, я не отказываю. В игре Марик переживает все сценарии, которые происходят не дома. Можно узнать, кто самый драчливый, с кем из детей ребенку нравится играть больше, как разговаривают воспитатели. Да и простое проговаривание волнительных моментов его успокаивает.

(3) Читать доброжелательные книги про детский сад. В основном, для понимания режима и особенностей того, что там ждет. У нас есть три книги, и я их смело могу порекомендовать. Они отражают практически все, с чем ребенок может столкнуться – проблемы ухода родителей на работу, грусти, еды, сна, общения с детьми. В последних двух даны практические рекомендации для родителей.

adaptation1adaptation2adaptation3

(4) Завести календарь. Я распечатала вот такой календарь со стихами и птичками, найденный в сети, и повесила перед входной дверью.


adaptation4

Каждый день у Марика ассоциируется с какой-то птичкой. Тем более, что птичка из календаря приносит ему к завтраку какой-нибудь съедобный сюрприз, чтобы вставать было приятнее и легче. Во-первых, это решило проблему утреннего подъема. Несмотря на то, что «птички» прилетают к Марику уже два-три месяца, ему до сих пор интересно, что они принесут. Во-вторых, он легко выучил дни недели и может сказать в среду, что выходные будут через два дня. Это не главный бонус, конечно, а просто дополнительный. Все-таки, дети, как и взрослые, ждут выходных.

(5) Соблюдать четкий порядок утра. Это индивидуальный пункт, подходит для детей, которые любят традиции, правила и порядок. Утро Марика перед детским садом занимает 45 минут-час, для него очень важно, чтобы не торопили. Он завтракает минут 15-20, потом мы читаем одну небольшую сказку, Марк чистит зубы, одевается, выбирает игрушку в карман и идет в садик с папой. Порядок действий не меняется, для моего сына это очень важно. По той же причине лучше не сбиваться с ритма хождения. Ужасно хочется иногда устроить Марику выходной на неделе, но всякий раз после таких экспериментов он сбивается с привычной схемы – пять будних дней, два выходных. Поэтому если уж очень хочется устроить дополнительный выходной, мы это делаем в пятницу.

(6) Делать что-то для детского сада. Наш садик хотя и самый обычный, но очень деятельный. То и дело находятся какие-нибудь задания на дом. То мы мастерим костюм для сказки, в которой играет Марик, то клеим семейное дерево с фотографиями родственников, то рисуем афиши для спектакля, то Марик несет немного земли для того, чтобы посадить лук в цветочном горшке. Также он знает, что горку и лабиринт на детской площадке делал его папа, и все это очень на пользу детской лояльности к саду. Ребенок видит что-то, что своими руками делал с родителями, и получается, что детский сад – это не только его дело, но еще и немного совместное.

(7) Иногда бывать с ребенком в группе вместе. Перед Новым годом у нас устраивали чаепитие с желающими родителями и детьми. Дети были очень довольны, что могут показать родителям, во что и как они играют каждый день, на какой кровати спят и за каким столом обедают.

(8) Попросить детсадовского психолога или старшего воспитателя приходить в группу, чтобы поговорить с ребенком наедине. Просто уделить побольше внимания тому, кому чуть сложнее, чем остальным. Так после разговора с психологом, наша воспитатель пару раз после сна занималась с Мариком один на один, а он очень любит, когда с ним читают или разговаривают. Потом об этом радостно рассказывал.

(9) Записать в кружок. Мы предложили Марку ходить на рисование. Теперь понедельник и четверг для него – такие особенные, важные дни, когда после сна за ним и еще несколькими детьми приходит учитель рисования, и они целый час занимаются творчеством. Других желающих из группы таким же образом водят на танцы. Старших – на шахматы и английский. И это все тоже из разряда дополнительных радостей.

(10) Записывать на видео утренники и просматривать их. Любимое дело Марика, особенно в дальней дороге в автомобиле – смотреть эти записи. Даже тех утренников, в которых он участвовал, сидя на моих коленках.

(11) Не выспрашивать активно про прошедший день. Мне так интересно и что сегодня было на обед, и как спал, и была ли прогулка. Дети обычно – большие партизаны и отвечают односложно. Хотя когда они действительно хотят поделиться – их не остановить. Но все-таки мне кажется, что после детского сада для них важно – переключиться на радости дома. Поэтому подробности прошедшего друг без друга дня мы обычно обсуждаем уже перед сном.

Пункты, которые я перечислила, конечно, индивидуальны. Есть дети, которым в детском саду легко с первого дня. Но есть другие дети, к которым нужно найти подход. Мы искали свой, и эти решения нам действительно помогли.


Читайте также:
Кризис семи лет
Шесть лет - пора в школу?
Подготовка к школе: чему не учат на курсах


Tags: Психология, Школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments