letidor_school (familyr_school) wrote in letidor,
letidor_school
familyr_school
letidor

Category:

Розовое и голубое: где кончаются границы пола

текст: Екатерина Чинарова,
педагог, Австралия


Всякий раз, когда в разговоре речь заходит о воспитании мальчиков и девочек, мне вспоминается старый анекдот про счастливого отца, который стоит под окнами роддома в ожидании первенца. "Мальчик?" - кричит папаша. "Нет" - улыбаясь, отвечает жена. "А кто?" - отец застывает в недоумении. Пример, конечно, совершенно сексисткий, но мне, как девочке, почему-то запомнился.

Мужчины и женщины разные. Это мы знаем не только благодаря Джону Грею, подарившему миру "Мужчин с Марса, женщин - с Венеры". С самого рождения детей явственно маркируют: новорожденные девочки получают (за редким исключением) розовую ленточку, розовые наряды и кукол в подарок, мальчики - голубую юниформу, солдатиков и футбольные мячи.

Родственники и друзья, навещающие маму с младенцем, хотят, прежде всего, знать, кто это: мальчик или девочка? И, получив ответ, ведут себя с малышом по-разному, в зависимости от пола новорожденного. С девочками обычно "сюсюкают" и "нежничают", называя их маленькими чудами и принцессами, с мальчиками - говорят громко, хвалят их рост и размер (Вот богатырь!) и подбрасывают в воздух.




Пол детей влияет на наши ожидания, мы неизбежно проецируем на детей гендерные стереотипы. Гендерно тенденциозный (как, впрочем, большинство из нас) детский писатель Маршак предлагал свою версию половых различий: мальчики сделаны из лягушек и ракушек, а девочки - из пирожных и сластей всевозможных.

В детских садах, в которых я бываю, девчонки маркируются розово-фиолетовым, а мальчишки - синим, черным и зеленым.

Маркетологи производителей игрушек довели девичью любовь к розовой гамме до абсурда: трудно купить девочке что-то не розовое и не в цветочек, в нынешних магазинах вообще непросто найти гендерно-нейтральные игрушки.

Дети - невероятно талантливые детективы пола. Они присматриваются к миру и к людям в поисках "ключей" гендерной идентификации, принадлежности к "своим", своей группе. Мой сын двух с половиной лет от роду, едва научившись говорить, заявил : «Я музик!».

Как подтверждают многочисленные исследования, уже в три года дети прекрасно знают, кто они - мальчики или девочки, а к пяти уже снабжены целым набором гендерных стереотипов (не всегда корректных). Так, я неоднократно проводила неформальные интервью на тему половых различий среди 4-5-леток. Оказывалось, что каждый из них знает, к какому полу принадлежит. Девочки, по мнению детей, это те, у кого, цитирую "есть ресницы", кто "носит розовые платья" и "длинные волосы". Попытка показать ресницы у мальчика вызывает минутное замешательство, которое быстро проходит. Короткая стрижка, юный вид, джинсы и худоба частенько вызывают сомнения у детей в моей "женственности". Стоит отрастить волосы и начать носить сережки, вопросы о том, мальчик я или девочка, почему-то отпадают.


Унисекс?

В любой группе детей находятся девочки - сорванцы, предпочитающие носиться с мальчишками и игнорирующие девчачьи компании и мальчики, которым нравятся куклы, платья и "домашний уголок".

У меня тоже есть свой скелет в шкафу: в возрасте пяти и шести лет я называла себе не иначе, как "Яшка - красный рубашка" и по такому поводу носила красные шорты, очень мечтала попасть в армию, лазила по деревьям и заборам, сбивала коленки и каталась на мальчишеском велосипеде. Лет до семи я свято верила, что быть девчонкой - наказание божье, и мальчишки куда круче, ведь им можно все. Однако выросла, вышла замуж, родила ребенка, полюбила платья и бижутерию. Люблю экстремальный спорт, вожу машину, и путешествую в одиночку. Но сегодня этим мало кого удивишь.

Меня никогда не дразнили, хотя страстные разговоры про армию заставляли чужих мам морщить носик. Девочек, лазающих по заборам, в камуфляжных брюках, общество, вообще, принимает проще и легче, чем мальчиков, нарушающих границы пола. Попытки мальчиков наряжаться в юбки жестко высмеиваются и подавляются, таких детей дразнят.

Вдохновясь идеями деконструктивизма, равенства полов и эгалитаризма (от "эгалите" - равенство), в шведском Стокгольме открылся необычный детский сад Egalia. Учителя стараются не употреблять местоимения, указывающие на принадлежность к полу - он, она. Ко всем детям, посещающим школу, обращаются как к "друзьям". В саду специально подготовленная среда: мебель, книги, игрушки - все нейтрально и рассчитано на то, чтобы разбивать привычные гендерные стереотипы.

Согласно Мишелю Фуко, стуктурализм описывает мир через структуры и системы, которые универсальны для всех. Однако поструктурализм утверждает, что у каждого своя правда, отношения между людьми комплексные и не сводятся к шаблонам. Фуко вводит понятие "дискурса", под которым он понимает социально-сконструированные идеи, практики, ценности и убеждения. Как верят постструктуралисты, в мире много дискурсов. Поструктуралисты оспаривают существование некоего универсального ребенка, и, как следствие, некой стандартной девочки или стандартного мальчика.

Пара из Канады всерьез задумались над идеями эгалитаризма и растят ребенка "бесполым". Нет, пол у Storm, конечно же, есть, но его тщательно скрывают, предлагая малышу/малышке самостоятельно принять решение, к какому полу он принадлежит. К слову, ребенку несколько месяцев от роду. У Storm есть старшие братья, и родители попросили их также держать пол ребенка в секрете.

Идея растить детей в вакууме просто смешна, даже в наше безумное время, когда различия сильно стираются. Да, женщины носят брюки и работают, а мужчины ухаживают за собой в спа и делают маникюр. Однако, куда деться от данных исследований немецкого ученого Гантера Дюрнера, доказавшего, что у природы своя программа, и согласно этой программе пол определяется на шестой - восьмой неделе после зачатия. 90% женщин "запрограммированы" на женское поведение, и 90 % мужчин - на мужское. Мужской мозг в среднем на 10 % больше женского (речь идет о физиологии, а не об интеллекте), в женском мозге больше синапсисов или связей между нейронами.


Борцы с гендерными мельницами

Зачем же родители Сторм растят его\ ее бесполым? Они считают, что гендерные стереотипы наносят серьезный ущерб психике ребенка и мешают его самореализации. Мне же, как матери и учителю, любопытно, как канадцы будут социализировать ребенка и как, собственно, произойдет выбор пола?

Не лишат ли родители-экспериментаторы ребенка радости в три года гордо заявить "я музик!". Даже если родителям Сторм удастся привить уравнительские стандарты и модели поведения, это еще не значит, что общество и сверстники поддержат идеи нейтрального воспитания.

Давать мальчикам возможность играть с куклами, плакать, потому что это нормально, а девочкам - лазить по заборам, пробовать себя в спорте и математике, на мой взгляд, просто необходимо. Потому что здесь речь идет о принципе равенства. Больше выбора в игрушках и играх - больше возможностей для развития. Но является ли пол чем-то, что мы выбираем? Различия между мужским и женским мозгом, телом и психикой определенно существуют. Иначе, как же объяснить мой хронический топографический кретинизм.

Tags: Психология, Школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments