letidor_school (familyr_school) wrote in letidor,
letidor_school
familyr_school
letidor

Categories:

Школы в Австралии

2 Класс снуружи

текст: Анна Грицанова, anyaozzi

В прошлой колонке я рассказывала об австралийских детских садах, о том, чем они отличаются от наших, и чем похожи. Мой сын Арсений закончил сад в 2010 году, и с февраля 2011 пошел в школу. Поэтому мой новый рассказ - об астралийских школах.

В школьной жизни много интересного, отличного от российского. Сами школы совсем другие, быт в них совершенно иной. Принципы воспитания, обучения также в корне отличаются от наших. Учебный год в Австралии начинается с февраля, после летних каникул. Дети в Австралии начинают школу в возрасте примерно пять -  пять с половиной лет. До 6 класса они учатся в Primary School, с 7 по 12 класс - High School.

Мой рассказ будет о Primary School, государственной и бесплатной. Есть и другие - религиозные, частные. Но, в отличие от истории с детскими садами, большинство отдает детей в бесплатные школы. Ребенок идет в ту школу, которая относится к его району. Есть более и менее престижные государственные школы. Стоимость жилья, где лучше школы – дороже.


Как устроена школа

Школы, в отличие от садов, больше похожи друг на друга. >Мой сын учится в государственной школе Сиднея, в 1 классе. То есть, уже второй год. Первый год дети идут в Kindergarden ("кинди"). Но это уже совсем не детский садик. Скорее то, что у нас называется «нулевой» класс.

Все дети от «кинди»  до 6 класса, с понедельника по пятницу учатся с 9 до 15 часов.Начало учебного дня выглядит так:

1 звонок на урок.

Дети садятся в рядочки по классам, звенит звонок. Вне зависимости от погоды дети садятся на асфальт. После такого сбора начинается сама учеба. В школе нет такого понятия как длительность урока. Все - на усмотрение учителя. Расписание дня есть. Оно такое:

 9.00 -10.00 -  уроки
10.00  –  10.15 перекус овощей или фруктов
10.15  –  11.00  - уроки
11.00  –  11.30  - перерыв на перекус
11.30  –  13.00 – уроки
13.00  –  14.00  - перерыв на обед.
14.00 - 15.00  - уроки. 

Если вам кажется, что дети больно уж часто едят, это не совсем так. Еще до 2010 года в школах было 2 перерыва, на завтрак и на обед. С прошлого года в большинстве школ ввели «перерыв на фрукты/овощи и на воду». Детей, таким образом, поощряют есть. Ничем другим, кроме положенного, в это время питаться не разрешают. К слову о напитках, в школу разрешают приносить только (!) воду.  Если вода в бутылочке кончилась, дети пьют из специальных фонтанчиков «бабблер»:

6 бабблер

С завтраком и ланчем все гораздо проще и свободнее: ребенок ест то, что дали родители. Разрешено все, кроме орехов. Если погода хорошая, дети едят на улице, сидя на лавочках, или на траве:

7 Ланч

А потом просто играют на поляне:

8 Перемена

Столовой в школах не предусмотрено. Есть кухня, где можно купить еду, заказав ее утром. Это салаты, фрукты, горячие и холодные полуфабрикаты, сэндвичи, булочки. Обед стоит в среднем 4-5 долларов.

Сам класс выглядит следующим образом:

3 Класс внутри

Каждый класс имеет свой выход сразу на улицу, школы, как правило, одноэтажные, представляют собой длинные коридоры из таких вот комнат. Внутри класса очень интересно! Тут и поделки, и компьютеры, и просто игрушки для занятия  в плохую погоду.

Один раз в неделю дети приходят в спортивной одежде и занимаются спортом. В другие дни тоже бывает фитнес, но он проходит в обычной школьной форме. Никакие переодевания, раздевалки в школе не предусмотрены:

9 Физкультура.

Жизнь после уроков

Раз в неделю у в школе устраивается «библиотечный день». В этот день дети идут в школьную библиотеку, могут смотреть и читать любые книги, иногда им читает библиотекарь. Две книги в неделю можно взять домой.  Надо сказать, что детей вообще активно приучают к библиотекам. Даже в некоторых детских садах детей водят в детские библиотеки. А в каждой районной библиотеке есть бесплатные детские часы, когда персонал читает детям книги, посадив их в кружок вокруг себя.

Продленка есть почти во всех школах. Она работает с 7 до 9 утра, и с 15 до 18 вечера. Продленка не имеет никакого отношения к школе. Это частное учреждение, которое, как правило, снимает помещение у школы. Иногда детей из соседних школ объединяют, одних возят к другим. С детьми играют, как правило, на улице. Уроков не делают. Там же ребенок проводит день во время школьных каникул, если ему не с кем остаться дома. Удовольствие это, конечно же, платное, и не дешевое. В зависимости от обстоятельств семьи, оплата продленки может частично компенсироваться государством.

В школе много «кружков». Рисование, большой теннис, гимнастика, музыка. Все занятия не имеют отношения к школьной программе, тоже платные, но уже никем не компенсируются.


4 Класс внутри (2)

Перемешивание классов

В Австралии дети начинают школу раньше российских детей почти на 2 года. Это немного пугало меня, когда я смотрела на своего, еще даже не пятилетнего сына. Но все не так уж страшно. Задача первого года - ознакомить ребенка с понятием «школа», подогнать детей под одну «гребенку» (при поступлении кто-то из них уже читает, кто-то не знает английского языка вообще). По окончанию первого года все дети имеют относительно равные знания.

Требования к детям в нулевом классе не такие строгие, как в первом - но и не такие, как в саду. Есть четкие правила, дети обязаны выполнять задания, слушать учителя, поднимать руку, когда нужно что-то спросить или выйти.

Каждый год детей «перемешивают». То есть, если в школе пять первых классов по 20 человек, то в конце года 100 человек смешают в кучу и их разделят на пять уже вторых классов. Учитель у детей тоже меняется каждый год. Это кажется  весьма необычным. Не могу сказать на 100% все причины формирования такой системы, но здесь считается, что это способствует повышению коммуникативных способностей ребенка, шансы завести хороших друзей. Каждый год у ребенка появляется возможность показать себя в коллективе, проявить себя перед учителем.

Хорошо это или плохо – сказать сложно. Элементарная логика подсказывает, что учителю при такой системе не имеет смысла «вкладываться» в детей, делать чуть больше, чем он обязан. Зачем, если на следующий год будет все по-другому? С другой стороны, слабый учитель не сможет так уж сильно навредить за год, как за 7 лет. Лично у меня еще не сформировалось четкой позиции о ежегодной смене учителей. Родители, которые проходили через эту систему в детстве, считают ее правильной. Такая система работает и в частных, и в государственных школах.


Задания и поощрения

Детям уже с «кинди» начинают что-то задавать на дом. В первый год это чтение простых книг. В первом классе книг  больше. Новая книга каждый день, пусть и простая, плюс письменные задания.

Задачи ставятся долгосрочные и краткосрочные. Есть задания, которые нужно выполнить к следующему дню, но, главным образом, это задачи, когда ребенок при помощи родителя должен сам определить, когда его выполнять и сколько на это потребуется времени.

С первого года обучения детей учат выступать публично. В школе у каждого ребенка один раз в неделю есть News day. В этот день ребенок должен рассказать классу что-то новое о себе. Это может быть просто рассказ на пару минут о поездке на выходных, походе в музей, ребенок может принести и показать свою новую книгу, игрушку, фотографии.

Один раз в четверть дети готовят Topic Talk. Темы выбирают учителя (в данный момент готовим тему: жизненный цикл кенгуру, до этого был рассказ о дедушке). Ребенок, вместе с родителем готовит рассказ, к нему прилагает постер с фотографиями или же видео-презентацию, которую он приносит в школу на флэш-карте. Выступление ребенка оценивается по таким критериям:

- чистота речи и произношение
- владение материалом и хорошая подготовка
- умение соотносить рассказываемое с картинками
- умение поддерживать контакт с аудиторией, отсутствие скованности, стеснения.

Оценку за Topic Talk не ставят, но родитель получает небольшой отчет от учителя в виде записки.

Другое «долгосрочное» задание: в Австралии существуют государственные веб-сайты с игровыми заданиями по математике и английскому языку. У каждого ребенка есть доступ в систему под личным паролем. По этим программам дети занимаются и в школе, но главным образом - дома. Когда делать и как делать - дело ребенка и родителя, но учитель имеет возможность контролировать количество выполненных заданий и качество из выполнения. Детям, регулярно работающим в программах, раздаются призы и грамоты.

К слову о грамотах и других поощрениях. Каждую неделю всех первоклашек собирают в холле и вручают награды за различные достижения - хорошее поведение, хороший спортивный результат, участие в мероприятиях, усердие на уроках. По окончанию четверти, дети, набравшие больше всего наград, идут на Торжественное чаепитие в кабинет к директору школы. Это очень серьезная мотивация для детей.

А вот оценки детям в начальной школе не ставят. Но два раза в год родитель получает документ в виде отчета о ребенке. Там есть все - оценка успехов в различных направлениях, оценка поведения, рекомендации учителя, общее впечатление о ребенке, о его развитии.

У детей постарше, после 3 класса периодически бывают контрольные работы, тесты, диктанты – за них оценки, конечно же, ставят.

В конце третьего и пятого классов дети проходят государственный тест (своего рода ЕГЭ). Это важные этапы в жизни школьника.


Нравственные ценности

У каждой школы есть лозунг. Лозунг нашей школы - Wisdom and Honour, то есть «Мудрость и Честь». Лозунг написан на логотипе школы. Вот так выглядит школьная кепка с логотипом школы сына.

10 кепка с лозунгом школы (для 2 части)

Учителя обсуждают с детьми, что такое мудрость и честь. А заодно и честность, смелость, порядочность. В прошлом месяце был день «Доброго дела». Ребенок должен был рассказать классу о примере доброго дела из собственной биографии. Большое внимание в школе уделяют «антибуллингу» (от англ. bully — задирать, запугивать кого-то из членов коллектива). Детям рассказывают, что они должны делать в случае, если они стали жертвой буллинга, или просто свидетелем.

Австралия - страна многонациональная, и здесь, как могут, проводят профилактику расизма. Не так давно весь класс на огромном плакате писал огромную разноцветную надпись «Say NO to racism». Детей разных национальностей часто просят рассказать классу о традициях и истории своего народа.

Детей учат проявлять участие, на простом языке объясняют, что такое депрессия, насколько это серьезно. Рассказывают, как они должны и не должны поступать в случае, если потерялись в незнакомом месте. Детей готовят к жизни, ее радостям и сложностям – а нас, родителей, просят им в этом помогать.

Австралийское общество в целом не очень довольно школами. Учителя регулярно бастуют, требуют улучшения условий работы. Граждане критикуют правительство за недостаточное финансирование школ, говорят, "раньше было лучше". Но - судить не буду, так как не с чем сравнить.


Читайте также: 
Детские сады в Австралии
Школа и продленка по-французски
Восток и Запад: детские сады в Японии и США
Как сохранить русский язык у детей за границей

Tags: Школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →