letidor_papa (familyr_papa) wrote in letidor,
letidor_papa
familyr_papa
letidor

Category:

Детская астрономия


cosmonavt

текст: Дмитрий Пряник


Позавчера Степке купили телескоп. Мы его давно уже приметили в магазине, ходили вокруг да около, любовались, но купить рука не поднималась, очень уж дорого. Но тут мне на работе дали премию и на общесемейном совете мы постановили - телескопу быть! Он стал, если можно так сказать, новой вехой в нашем изучении астрономии. Ведь до этого целый год мы изучали карту звездного неба, рисовали звездолеты и, конечно же, играли в разные «звездные» игры.


Близко-далеко

Началось все с одной умной книжки. В ней были невероятно красивые снимки звезд, галактик, звездолетов. Но читать ее с ребенком было невозможно, очень уж много научных фактов. Дети же понимают только то, что могут потрогать, понюхать, попробовать на вкус… Поэтому бессмысленно говорить, насколько планета Солнце больше Земли и как далеко оно расположено - ребенок все равно не поймет. Но когда сухие цифры удается наглядно проиллюстрировать, вот тут ребенку становится интересно. Поэтому величину планет я объяснял Степке на подручных предметах, например, Солнце было кочаном капуcты, а наша Земля – фасолиной.

Тоже самое и с космическими расстояниями. Их линейкой не измеришь! К тому же ребенку не очень понятно почему огромное солнце выглядит таким маленьким, когда мы на него смотрим.

Как-то мы со Степкой возвращались домой поздно вечером. По дорожке, что ведет к дому горели фонари.

Когда мы укладывались спать, Степка выглянул в окно и сказал:

- Пап, а фонари-то совсем маленькие.

Действительно, с нашего двенадцатого этажа и люди, и деревья и фонари все выглядит крошечным. И тут меня осенило:

- Степка, фонари – это как наше Солнце и другие звезды. Когда находишься рядом, они кажутся большими, но стоит отойти на приличное расстояние, и они уже кажутся крошечными точками. Представляешь, как далеко от нас находится солнце, если оно нам кажется маленьким. А на самом деле то оно ого-го какое огромное!

Объяснение было найдено, и теперь Степке стало легче ориентироваться в космических расстояниях. Во всяком случае, я еще не раз при объяснении, как далеко находится та или иная планета, вспоминал про фонари. Уж очень удачным примером они оказались!


День и ночь

В изучении астрономии помогли и наши друзья, что живут в Америке. Как-то они перепутали время и позвонили нам слишком рано утром. Правда, у них был поздний вечер. Узнав это, Степка очень удивился. Как же это так получается, почему у нас светит солнце, а у них луна?

Чтобы наглядно объяснить ему смену дня и ночи, я взял глобус и фонарик и мы пошли в темную ванную комнату. Там я включил фонарик, направил его на глобус (в то самое место, где находится Москва) и сказал:

- Фонарик – это Солнце, а глобус – наша Земля. Все планеты вращаются вокруг Солнца и еще вокруг своей оси. Наша земля тоже.

В этот момент я начал передвигать глобус и пятно света, которое освещало Москву, стало удалятся. Москва погрузилась в тень.

- Вот видишь, что происходит: Солнце теперь освещает другую территорию. Постепенно оно добирается до Америки, смотри. Теперь у них день, а у нас в это время ночь.

Через несколько дней Степка попросил снова показать ему, как меняются день и ночь. В этот раз я обратил его внимание еще и на то, что ось Земли наклонена. Поэтому, даже если вращать глобус, один из полюсов всегда будет находится в области света – так я объяснил сыну что такое полярный день и полярная ночь.


Половинка Луны

Потом тот же фокус в ванной мы повторили с Луной. А вечером вышли на балкон и посмотрели на небо.

- Видишь, сегодня Луна похожа на огромный блин. Раз ее видно целиком, значит сегодня Полнолуние, то есть Луна полная.

Степка умудрился разглядеть на Луне глаза, нос и рот. Ему показалось, что Луна ему улыбается. Я же объяснил ему, что на самом деле на Луне много кратеров – ям от падений метеоритов (ведь у Луны нет атмосферы – которая как щит защищает нас, землян). И эти кратеры видятся нам, как рот и глаза.

Потом, в течение месяца мы наблюдали за Луной: видели, как она «таяла», потом вовсе исчезла, а затем опять начала расти, пока не превратилась снова в улыбающийся блин.

А мама нам рассказала, как определить, растет Луна или убывает:

- Когда к серпу Луны поставишь палочку слева и получится буква «Р» - значит, Луна растет. Если же приставить к половинке Луны палочку слева и получится буква «к» - значит, дело близится к концу, Луна убывает и скоро совсем исчезнет.


Солнце из пластилина

С Луной и Солнцем мы познакомились, пришел черед изучать другие планеты. У нашего любимого детского писателя Андрея Усачева есть такая считалка:

На Луне жил звездочет
Он планетам вел подсчет.
Меркурий – раз,
Венера – два-с,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
Девять – дальше всех – Плутон.
Кто не видит – выйди вон.


Мы разучили считалку, а потом открыли нашу умную книжку с картинками и по ней стали лепить из пластилина планеты. Старались хотя бы приблизительно соблюдать пропорции и цвета планет.

А наша мама, которая увлекается астрологией, рассказала нам очень красивые истории о Марсе – боге войны (поэтому и планета красная), Венере – богине любви (поэтому и планета такая красивая)…

Решили, что в один из выходных обязательно сходим в музей Пушкина (ГМИИ) и посмотрим на статуи этих богов, в честь которых назвали планеты.


Я - Земля

Лепить из пластилина мы любим, но вот долго сидеть на одном месте – проблематично. Так что для того, чтобы лучше запомнить названия планет и всю информацию о них, мы устроили домашний интерактив. Когда к нам в гости пришли бабушка и дедушка, устроили игру. В центр комнаты поставили стул, а на него водрузили большой желтый шар - Солнце.

Дедушка, в прошлом военный, стал планетой Марс, красавица бабушка – Венерой, Степка – Землей, я, его верным спутником Луной, мама взяла халахуп, надела на себя и сказала, что она Сатурн. Увы, для «оживления» других планет людей не хватило. В следующий раз надо будет позвать еще соседей.

А пока мы включили космическую музыку (на кассете я нашел записать группы "Спейс"), приглушили свет и стали кружить вокруг Солнца.


Подвесной планетарий

В дополнение к предыдущей игре мы со Степкой из картона вырезали планеты, разукрасили их. Взяли картонку побольше, начертили на ней орбиты каждой планеты и все вырезанные и раскрашенные планеты прикрепили на свои места – свои орбиты. Этот мини-вариант Галактики висит теперь в Степкиной комнате.

На потолок же я наклеил люминисцентные звезды и кометы (такие сейчас продаются в магазинах, днем они накапливают свет, а вечером в темноте светят). Можно сказать, что у нас дома появился свой планетарий.


Солнечное затмение

Несколько лет назад, когда Степка был еще совсем маленький, в Москве можно было увидеть солнечное затмение. Но тогда сын еще не очень этим интересовался.

Теперь же я ему рассказал об этом удивительном астрономическом явлении. Объяснил почему и как это происходит, и что затмение можно наблюдать через закопченное стекло. Не знаю, когда удастся это продемонстрировать Степке на практике, но он очень заинтересовался.

Пока же мы наблюдаем за звездным небом в телескоп и мечтаем о том, что когда Степка подрастет, мы отправимся с ним в космическое путешествие. Надеюсь, к тому времени космический туризм будет уже развит вовсю.


Читайте также:
Тротуарная астрономия
ДНТТМ: где найти научный кружок
Музеи занимательной науки: русская версия
Куда сходить с ребенком, увлекающимся астрономией

В новосибирском планетарии можно подсмотреть за космонавтами

Tags: Игры дома, Пападром, Школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments