записала: Светлана Фомина
Очаровательная актриса Анастасия Цветаева уже три года живет в Израиле и сейчас ждет второго ребенка. Не так давно Настя оказалась в Москве, где между съемками, пробами и встречами с родственниками беременная актриса провела девичник, на котором представила широкой публике украшения собственной работы.
Почему «артистка Цветаева», как сама себя называет Настя в своем блоге, уехала в Израиль, каковы взгляды героини на семью и воспитание детей, и чем отличаются русские мамы от всех остальных в мире, мы спросили у самой Анастасии.
- Настя, ходят слухи, что ты приехала в Россию рожать, так ли это?
- Да нет, конечно! Просто на каникулы сына. Как раньше внуков к бабушкам привозили в деревню, так и мы с Кузьмой теперь ездим на месяц в пыльную Москву к его папе и ко всем родственникам с наших берегов Средиземного моря. Ребенок в Израиле закончил уже первый класс. Учатся там дети до конца июня, ну и 1 июля я традиционно привожу его сюда.
В Москву езжу и на съемки, и повидаться с друзьями, а в этот приезд еще и устроила девичник-презентацию своих украшений. Именно в Тель-Авиве я начала заниматься созданием украшений. Я делаю браслеты, украшения для волос, бусы, серьги. Благо, в Тель-Авиве, где мы живем, большое разнообразие материалов для такого рода творчества.
А рожать я буду в Израиле. Там и доктор, который меня наблюдает, и мы уже выбрали роддом.
- А вы сторонница каких родов?
- Естественных, но в первый у меня раз были жесткие показания к кесареву. Сейчас в Москве мне бы не разрешили пойти после кесарева на натуральные роды, но в Израиле есть выбор. Если женщина хочет, то она вправе рожать сама. Я вот сейчас думаю, рисковать ли мне или нет? Если честно, то я боюсь, хотя я сторонница всего натурального, в том числе грудного вскармливания.
- Как себя ощущает сын в другой стране?
- Хорошо ощущает - закончил первый класс уже, учит иврит и английский, приобрел друзей. Очень любит на велике гонять и в футбол играть. Словом, ведет нормальную жизнь обыкновенного мальчишки.
- Что вы там делаете?
- Во-первых, у меня семья - муж и сын. Няни нету, все хозяйство я веду сама - готовлю, создаю уют, вожу Кузю в школу и т.д. Во-вторых, я очень много времени уделяю Интернету - я там и работаю и общаюсь с друзьями. И потом, у меня же блог в жж! Признаюсь, я очень много посвящаю ему времени - фотографирую, пишу и т.д.
В-третьих, я занимаюсь своими украшениями под брендом Nastia Olgan (Ольган - это фамилия моего мужа). У меня свой онлайн бутик. Каждое украшеиние создано вручную лично мной, помощниц у меня нет, я их делаю сама. У меня очень много всего в единственном экземпляре, это именно «хэндмэйд от Анастасии Цветаевой», где многие вещи эксклюзивны.
Я очень люблю смешивать интересные винтажные штучки, которые существуют в единственном экземпляре с натуральными самоцветами и камнями, добавлять туда детали из бабушкиных бус и семейных реликвий. Короче, украшения тоже отнимают львиную часть времени.
Я очень люблю гулять пешком по городу, я не за рулем, я пешеход. И, в частности, по блошке в Яффо, где мы живем, я частенько гуляю. Там я постоянно нахожу интересные экземпляры, детали для бус, браслетов и ожерелий – вдохновению нет конца! В Израиле вообще очень творческая атмосфера, и когда я туда приехала, видимо она так сильно на меня подействовала, что я начала всю эту активную деятельность: фотографировать, вести блог, готовить, создавать украшения - для меня это все творчество.
Когда я приезжаю в Москву, тут же начинаю бегать по встречам, озвучкам, пробам, съемкам, ни о каких фотоаппаратах и блогах я даже не помышляю. А тель-авивская атмосфера располагает к творчеству.
- Настя, столько изменений за несколько лет, как так получилось – развод, новая любовь, новый брак, новая страна?
- Все эти события не связаны друг с другом: между разрывом с Кузиным папой (мы не были женаты, кстати) и встречей с Надавом прошел где-то год. Роман у нас поначалу был на расстоянии. Поскольку мы жили в разных странах, то лишь раз в месяц-два приезжали друг к другу в гости, а так - общались по Интернету. Через год нашего общения я решилась переехать с ребенком в Тель-Авив. И еще через год мы уже официально зарегистрировали наши отношения. С момента знакомства с мужем уже прошло 4 года.
- Как реагирует на эти изменения сын?
- Нормально, ему везде хорошо. Я вообще заметила, что сейчас такие дети, они не рефлексируют. К тому же, мы расстались, когда ребенок был в таком возрасте, что сейчас он практически уже не помнит о том, как мы когда-то жили с его папой.
У него не было такой травмы, которая случается, если развод происходит в более осознанном возрасте, скажем, лет в 7-10. Ну и по характеру Кузя коммуникабельный, нормально относится к смене мест и вообще за любой кипиш (смеется).
Когда мы переехали, я очень волновалась, потому что в скоре после этого он пошел в садик, где почти никто не говорил по-русски. Там были, конечно, русские детки, но все общение в садике происходит на иврите и английском. Очень скоро выяснилось, что стресс был не у него, а у меня. Через несколько месяцев Кузя заговорил на всех возможных языках.
- А муж участвовал в языковом прогрессе Кузи?
- Муж не говорит по-русски, в семье мы общаемся на английском языке. С Кузей они могут поговорить на иврите, я, правда, их не особо понимаю (смеется). Хотя все-таки английский ему проще воспринимать, пишет он по-крайней мере легче всего на этом языке. Тут еще, конечно, сказывается вся эта культура компьютерных игр и прочее. Все эти Angry Birds...
- Кстати, об Angry Birds, какого вы придерживаетесь мнения о технологическом развитии ребенка?
- Мне, как любой нормальной маме, все это не очень нравится - современное увлечение детей, и моего сына, в том числе, компьютерными играми в таком масштабе. Но, во-первых, я считаю, что в современном обществе этого не избежать, потому что и в школе есть компьютеры, и почти у каждого ребенка есть айпэд - даже если запрещать дома, то вне дома он до этого доберется.
А во-вторых, лично я не покупаю Кузе ни приставок, ни айпэдов, ни телефонов. К сожалению, в этом вопросе мы с его папой расходимся во мнениях, он заваливает сына такого рода подарками, а я уже не могу отнимать у сына то, что ему подарили. Думаю, это неправильно с точки зрения психологии и воспитания.
Надо либо не дарить, а если уж подарили, то просто стараться регулировать. Я пытаюсь ограничить время общения с техникой. Конечно, Кузя порой заигрывается, но иногда я просто переключаю внимание сына на другие вещи. Приучаю его к книгам, например. Мы очень любим почитать на ночь. Кстати, благодаря этому чтению, Кузя потихонечку начал читать по-русски.
В противовес техническому прогрессу, я считаю, что должны быть и старые советские мультики, и старые советские книжки, наряду с новыми и современными. Мы читаем и «Незнайку», и «Барона Мюнхаузена», и «Гулливера», и «Винни-Пуха». Я стараюсь соблюдать традиции, но с другой стороны, я не мегера и не запрещаю сыну ничего нового.
- Если уже заговорили о традициях, принимали ли вы гиюр?
- Нет. Мы не религиозная семья. Точнее, мы с Кузей крещеные, а Надав - иудей, но мы не религиозны в плане соблюдений каких-то церковных условностей. Праздники отмечаем, да - и наши и “их”, но это скорее дань традициям.
- Придерживаетесь ли вы каких-то принципов питания? Может, вы не едите мясо или креветки, а может, выступаете за здоровое питание?
- Я не вегетарианка, ем и люблю мясо, но я, естественно, за здоровое питание. Такие продукты как кетчуп или майонез, сладкие газированные напитки, продукты содержащие Е в составе, редко встретишь в нашем доме.
- А сына как приучаете?
- Ну, конечно, когда в гостях он видит «кока-колу», то к ней бросается. Я не перегибаю палку: когда «кола» уже есть в зоне доступа, я не буду бить его по рукам, в школе, опять же, существуют детские праздники с хот-догами и чипсами.
То есть, когда он видит такую еду перед собой, то я не запрещаю, но сама не буду ему покупать джанкфуд. Я стараюсь кормить и сама есть органическую еду, не покупаю продуктов, где есть консерванты.
Кошрут мы в семье не соблюдаем, больше обращаем внимания на содержание антибиотиков в мясе, а не на его кошерность. Овощи фрукты, разумеется, стараемся употреблять тоже органические. Хотя и палку я не перегибаю - если кто-то в семье вдруг съест не совсем органическое яблоко, то в обморок я не падаю (смеется).
Мы все этим окружены, но по возможности выбираем нормальную здоровую еду. Я много готовлю и не кормлю семью бутербродами, люблю готовить супы, салаты, каши, муж тоже очень вкусно готовит, и иногда по выходным едой занимается он: очень хорошо жарит стейки, я даже не берусь за это мужское дело. Кузя часто говорит: «Надав, почему ты не шеф-повар, ты так вкусно готовишь, лучше, чем в ресторане!» (смеется)
Но поскольку муж работает, а я - больше по дому, то чаще готовлю я. Пытаюсь всегда сделать, чтобы это было полезно и вкусно. Утром ребенок всегда ест кашу, в обед – суп. Конфеты я стараюсь заменять сухофруктами или вареньем, которое варю тоже сама. Но дети - есть дети: где-то он найдет эту конфету, кто-то угостит его чипсами. Этого не избежать.
- Что ты думаешь про дополнительное образование?
- Кузя берет уроки музыки. Два раза в неделю к нам приходит преподаватель пианино. Мы уже отзанимались первый учебный год и самой большой победой, я считаю, стали не его музыкальные достижения ( я не стремлюсь вырастить второго Моцарта), а то, что он не потерял к музыке интерес и не стал относиться к этим урокам как к наказанию. Ему очень нравятся занятия пианино, он часто сам подходит к инструменту, что-то наигрывает, из выученного. Это очень ценно, я считаю!
- А если сравнить русских мам и израильских, есть ли разница?
- Есть, безусловно. Русские мамы отличаются не только от израильских, но и от мам всего остального цивилизованного мира. Русские матери - настоящие маньяки по отношению к своим детям. Если какой-то европейский, американский или израильский ребенок ползает по аэропорту на четвереньках, никакая израильская, американская или европейская мамаша не обратит на это внимания – ползает и ползает.
Наши мамы очень любят своих детей дергать: «здесь не стой, туда не ходи, здесь не ползай, куда пошел, вытри руки, вытри нос». Я сама люблю вытирать нос, если честно, но частенько одергиваю себя от чрезмерной заботы и внимания к ребенку. Хотя, когда ребенок весь в грязи и соплях где-то валяется, а мама курит бамбук – это уже другая крайность.
Нужна золотая середина. Я могу разрешить ребенку где-то упасть, посидеть или полазать, но слежу, чтобы он не наткнулся на что-то действительно опасное или вредное и не нарушал спокойствия окружающих. Одним словом, тотальный контроль, где «шаг вправо, шаг влево – расстрел», не приветствую, как и полную свободу тоже не даю.
Мне кажется, что в таких вопросах всегда важен баланс и НЕперегибание палки ни в ту, ни в другую сторону. В Израиле часто можно наблюдать такую картину, когда ребенок в год, например, ест чипсы, шоколад или пьет шоколадное молоко. Или мамаш, которые кормят своих полугодовалых детей мороженым с ложечки. А в России все наоборот: кормящая грудью мама съела одну красную ягодку или апельсинку, и весь год занимается самобичеванием, оттого, что она - плохая мать.
В любом вопросе я выступаю за золотую середину. Например, я не против грудного вскармливания, но против того, чтобы кормить ребенка грудью до 3 лет, скажем. При этом я считаю, что ГВ очень полезно, но в меру, не больше, чем год. В любом вопросе я за соблюдение баланса, главное – не впадать в маразм и крайности.
- Где в этой идеальной середине муж и отец, какова роль мужчины в воспитании?
- Я всегда считала, что мужчина должен принимать активное участие в воспитании детей. Слава Богу, мы с моим мужем сходимся во мнении по поводу воспитания. Я это уже проверила на Кузе - Надав отлично справляется с отцовскими функциями, несмотря на то, что Кузя ему не родной сын. И уверена, что когда у нас будет свой ребенок, то муж будет прекрасным отцом!
- Что-то будет меняться в воспитании дочери, исходя из опыта воспитания сына?
- Поскольку Кузя был первым ребенком, к тому же у меня были не идеальные отношения с его отцом, я довольно много уделяла внимания и нервов вещам, по поводу которых сейчас уже спокойна. Сегодня я готова к тому, к чему не была готова первый раз. Мне кажется, чисто психологически будет меньше дерготни, ну и важно, что сейчас у нас более здоровая атмосфера в семье, в плане взаимоотношений: мы с мужем на одной волне.
С Кузиным папой мы по-разному смотрим на воспитание, а с Надавом – одинаково, и это тоже играет роль, потому что воспитание - все-таки совместная история, муж и жена должны быть союзниками. А если мама сказала одно, а папа – другое, и ребенок бегает от одного родителя к другому: мама не разрешила конфет, ребенок побежал к папе и съел с ним килограмм – это не правильно.
- Если помечтать, какое образование вы хотите дать своим детям, и в каком образе предстает Россия в вашей семье?
- Я уехала в Израиль, не потому что я - еврейка, и не потому что «надо валить», а просто поехала за любимым мужчиной. Мне было все равно - Израиль, Европа, Америка или Чукотка. Я продолжаю воспринимать себя как москвичку, как русскую. Просто живу вместе с моим мужем. Я не концентрируюсь на стране. Продолжаю работать в Москве, все съемки у меня проходят именно здесь. Просто до них теперь лететь 4 часа на самолете, а не ехать час на такси.
Но и в Израиле я провожу много времени, у меня там дом и семья, и все равно какой-то своей частью я уже стала израильтянкой. А Кузя и того больше, потому что он там учится и уже лучше меня знает язык. Естественно, с ним я разговариваю на русском хотя и рада, что он учит еще иврит и английский. Я считаю, что чем больше языков, тем лучше. Когда ребенок вырастет, эти знания расширят его границы и возможности в профессиональном плане.
- Как вы относитесь к взрослой и детской моде?
- Сейчас уже что во взрослой, что в детской одежде намечается тенденция - необязательно, если ты одет дорого - значит модно, а если одет в какой-то сети типа Zara - то немодно. Мне кажется, что можно и на небольшие деньги одеть ребенка так, что он будет очень достойно выглядеть. Но если есть лишние деньги на одежду, почему бы их не потратить? Я лишь против, когда маленьким девочкам красят ногти, губы, одевают в Dior и как кукол выводят на показ.
Одежда должна быть удобной, из натуральных материалов, дышать, не сковывать движения, а также, чтобы ребенок мог спокойно скатиться с горки без криков мамы «аккуратнее, порвешь, испачкаешь!». Как и в любом другом деле, здесь тоже важен баланс: между удобством, ценой и эстетикой.
Читайте также:
Ульяна Гукасова: женщина может все
Людмила Смирнова: "Пчелам не нравился шум пылесоса"
Анна Кашина: "Сказка может меняться, но она всегда нужна"
Наталия Федорова: "Задача семейного фотографа – сделать событие из самого обычного дня"