letidor_style (familyr_style) wrote in letidor,
letidor_style
familyr_style
letidor

Categories:

"Васильев вечер": как фольклор перестал быть скучным



текст: Ваcилиса Титова

заглавное фото - Дарья Эйхорн

- Мам, а можно мне еще одну ленточку? – девчушка лет шести завязывает бантик на веточку. Там уже висят бусы и атласные ленты разных цветов. Люди в русских рубахах и сарафанах на городской набережной Томска наряжают деревце. Береза несколько увяла, она сегодня уже была на службе. Но впереди у нее еще много приключений. Через пять минут с песней, вслед за лесной красавицей, длинным хороводом все будут спускаться к реке, держась за руки. Молодые ребята, взрослые мужчины и женщины, совсем уже бабушки с увлеченностью водят хороводы. Ребятишки часто еле успевают, но им тоже любопытно. Мы узнаем друг друга в лицо, хотя часто не знакомы лично. В разговоре легко возникают слова "крутуха", "восьмера", "шамшура", незнакомые уху современного человека. Димка в аутентичной клетчатой рубашке, Катерина в сарафане, Лена в удивительно ярком желтом холодае, с красным поясом-шитиком. Многие завсегдатаи встреч уже имеют свои народные костюмы. Просто мы постоянно приходим на встречи со своей историей, со своим прошлым.

Арт-проект "Васильев вечер" уже несколько лет проводит традиционные русские праздники, игры, мастер-классы по ремеслам. На этот раз отмечали Троицу – Зеленые святки. Еще часа два мы водили хороводы у самой воды, а потом, сняв с березы бусы и ленты, отпустили в реку.


Долгие годы я думала, что не люблю русский фольклор. Это слово пахло для меня нафталином, какой-то ненастоящестью. Чересчур яркие краски, залихватские пляски. Впечатляли некоторые номера ансамбля "Березка", но было понятно, что это скорее авторская хореография.

Все изменилось в один зимний вечер - 13 января. Мы называем эту ночь Старый Новый год, наши предки называли ее Васильев вечер. И праздновали! С песнями, плясками, вкусной едой и поцелуйным играми, хороводами и частушками, вертепом с колядовщиками. В тот вечер мы с подругой пришли на вечерку, на празднование нового года, на первое представление вновь народившегося коллектива "Васильев вечер".



Программка первого представления


Вложенная в программку игрушка, которую гостям предлагалось склеить дома самостоятельно

Все сразу оказалось не так, как ожидалось. Сцену и зрительный зал поменяли местами. На сцене половицы застелены половиками, колыбель висит, стол с пряниками, пряничным домиком, свечами, кругом стулья для зрителей. Сами актеры-певцы в рядах зрительного зала. Возникло ощущение крестьянской избы. Мы шли на концерт, а попали в гости. Концертами программы "Васильева вечера" назвать сложно, потому что это всегда интерактив со зрителем: игры, пляски, разговор.



Афиша программы мастер-классов «Масленка – Широкий вечер». Автор-художник Ольга Нечаева, участница проекта. Ее афиши и программки мероприятий всегда хочется унести с собой и хранить, как произведение искусства.

Весь следующей год я не пропустила ни одной ежемесячной программы – Красная горка, Зеленые святки, в пост пели духовные стихи и мастерили в "Средокрестие", на Масленке ели блины, на Пасху катали яйца, в июне березу наряжали, завершили год "Круглолетием"... А ведь я не любила русский фольклор. Или не знала? Или это не фольклор?


Автор Катя Шестакова
Традиционные птички-свистульки издают великолепные трели. Внутрь наливается немного воды. И начинаются переливы. Программа «Великдень» в городском саду. Апрель 2010 года.



Переливы птички-свистульки

Дальше успевать за всеми мероприятиями коллектива стало просто нереально. Проектов у коллектива много, и они очень разные. Направлены на разную аудиторию и на разные области жизни. Кроме концертного направления, работают мастерская "Мельница", студия русской пляски "Улица", много выездов на фестивали, встреч с бабушками-учителями, носителями традиции. В группе ВКонтакте у "Васильева вечера" 150 фотоальбомов с различных мероприятий. Проект расширяется в сторону костюма, песни, пляски, куклы, обряда, игры, кухни, ремесел.


Автор Даниил Крапчунов. Пряничный декабрь - 2011.

Весь месяц в "Мельнице" пекли пряники. По старым бабушкиным рецептам. Участники научились делать архангельские и поморские козули, печатные пряники, пряничные домики. Вкусные и красивые.


Автор Ольга Нечаева "Готовимся к встрече весны"

Мастер-класс по выпечке жаворонков от ремесленной мастерской "Мельница" прошел 18 марта 2012 года в Краеведческом музее. Участники освоили три вида теста и пять различных форм жаворонков.


Автор Юля Невская

Студия русской пляски "Улица" возникла в ответ на запрос молодой аудитории. После выступления "Васильева вечера" на молодежном форуме "Томский коллайдер" появилось много желающих выучить традиционные пляски. Сейчас ребята с "Улицы" часто принимают участие в выступлениях "Васильева вечера".  В воскресенье с 17.00 до 19.00 ребята не только пляшут традиционные для Сибири восьмеру, крутуху, топора, они играют в игры наших бабушек и дедушек.


Спектакль "Жизнь Марии"

"Жизнь Марии" - необычный историко-этнографический спектакль. Песни сибирских мест, пляски, воспроизведенные на сцене обряды сватовства, свадьбы… История Сибири ХХ века в воспоминаниях Марии Сипкиной – прабабушки одной из участниц коллектива. Рукопись, с автобиографическим жизнеописанием которой, нашли в архивах семьи.

Перечислить всё не представляется возможным. Театр живой истории, программа "Неволя" - все это эксклюзивные, живые, вырастающие из прошлого в современность проекты, трогающие душу, пробуждающие внутреннее знание о себе.

В какой-то момент я вдруг поняла, что пойти на программу "Васильева вечера" в джинсах не могу. В хороводе чувствую себя не-пойми-кем! Ни баба, ни мужик. Возникает просто непреодолимая потребность надеть юбку, такую, чтоб летела колоколом вокруг тебя в крутухе. Однажды, кажется, во время пения духовных стихов, я вдруг почувствовала, как ноги буквально врастают в землю, будто начинают чувствовать корни. Песни предков будили во мне глубинные знания о себе?

А "Неволя" – песни тюрьмы, каторги и ссылки – пробудила какие-то незнакомые воспоминания, явно не из моей жизни. Но так остро, так знакомо звучали эти выкрики конвоиров.. Как будто меня вызывают.. И такая тоска. Память прадедов, шедших по этапу? Обе родительские линии – спецпереселенцы, как и у многих в Томске. Но мне никто никогда не рассказывал подробностей, откуда тогда эти воспоминания?


Групповой "портрет" "Васильева вечера", выполненный в технике традиционной куклы. Списанные образы: самый высокий мужчина в красной рубахе по центру - художественный руководитель коллектива Александр Беспалов, слева от него – Юлия Невская, справа – мастерица Света Липовка.

Почти всем взрослым участникам коллектива до сорока лет. Почти все семейные. На репетиции ходят с детьми. Даниила Крапчунова в традиционной рубахе встретить можно и в городе, и на лекции в университете, где он преподает. Это не только сценические костюмы, это костюмы для жизни.


Фотография из альбома "Наши учителя"

Песни, которые исполняет "Васильев вечер", берутся не из сборников. Их записывают сами участники в деревнях и поселках Сибири. Даниил, баба Клава и Александр в поселке Степановка Верхнекетского района Томской области.
Даниил Крапчунов, организатор и инициатор артпроекта "Васильев Вечер":

- Когда мы создавали проект, первой мыслью было – ради наших детей. Чтобы у них было то, чего были лишены мы. Мы сегодня не знаем, кто мы и что мы. А ответ на этот вопрос определяет наши дальнейшие действия. Как мы поступаем в тех или иных ситуациях? Почему именно так? Идет постоянное мучение: "А правильно ли я поступил?" Когда сталкиваешься с русской культурой, понимаешь, что это действительно твое, так было у твоих предков, на протяжении многих веков – вопросы отпадают. Мы были лишены знания своей культуры, традиции, знания себя, понимания, кто мы есть.
Почему мы говорим: "Для детей"? Это не значит, что мы вот сейчас выучим, и их научим. Нет! Научить так: "Вот вы послушайте, я вам расскажу!" – это невозможно. Если они разделяют наши ценности, если они принимают нас, как родителей, и относятся к нам с уважением, их собственный поиск себя, собственное творческий поиск может их завести куда угодно. Мои дети могут этим совсем не заниматься в будущем! Но наша ценность, наша культура, то, что они видят с детства – для них это база. "Ой, у меня в детстве была такая игрушка", или "У меня у бабушки на огороде вот такой цветок рос". Для них это всегда будет ассоциироваться с домом, с родителями, с чем-то естественным, настоящим, подлинным. И именно в этом суть. С детьми не занимаются отдельно. Но они постоянно с нами на репетиции. У них есть свой сундук с игрушками. Они слышат эти песни, они постоянно видят эти обряды, они видят костюм. И они уже не будут на себя напяливать всякую ерунду: рубаху в петухах или псевдококошники в горох. У них уже просто другая эстетика, другая система координат, иные ценности.

Читайте также:
Лето в деревне: воспоминания на всю жизнь
Сельская школа: XXI век
Как сохранить русский язык у детей за границей
Павел Лукша: "Образование – это выстрел в будущее"
Кен Робинсон: Почему школа убивает креативность

Tags: Вещи, Отдых, Школа
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment