Многие родители в наши дни озабочены тем, чтобы вырастить ребенка успешным в жизни. Часто под успехом понимаются достижения в построении карьеры, которые потом потянут за собой и счастье в дружбе и личной жизни.
Для этого с самого раннего детства, вне зависимости от интересов ребенка, его включают в гонку потребления и усвоения информации: цвета, слова, буквы, счет до десяти, английский, быстрое чтение и прочее, и прочее.
Так и хочется сказать: не тем занимаетесь!
Проводились исследования, показавшие, например, что 7% мужчин с коэффициентом умственного развития ниже 80 не могли устроиться на работу в течение десяти и более лет, но та же участь ожидала и мужчин с коэффициентом умственного развития выше 100.
Как говорил специалист по эмоциональному интеллекту Говард Гарднер: "Многие с коэффициентами умственного развития на уровне 160 работают на тех, у кого этот коэффициент не превышает 100, если у первых низкий межличностный интеллект, а у вторых — высокий".
Что же делать, чтобы развить эмоциональный интеллект у детей? Самое главное - развивать его у себя. Обладая высоким уровнем эмпатии, мы сможем верно понять и отразить чувства ребенка, а принимая себя такими, какие мы есть, показывая способы мягкого решения конфликтов, озвучивая личные способы справиться с нахлынувшими чувствами, мы показываем ребенку пример, который он без сомнения перенесет на свою жизнь.
Вторая, не менее важная вещь, которую нужно помнить - оставить детей хоть на время в покое, чтобы они больше играли, взаимодействовали со сверстниками, т.е. как можно полнее налаживали свои социальные связи и получали от этого удовольствие.
Объясняйте чувства, помогайте ребенку самому создать свой словарь эмоций и пользоваться им в жизни. Обсуждайте картины, фотографии, прочитанные книги.
Учите, а лучше на своем примере показывайте, как заботиться о других, ведь, как выяснила одна ученая по имени Тайс, самым действенным способом изменить настроение к лучшему является помощь тем, кто находится в трудных ситуациях.
Я не призываю к тому, чтобы полностью отказаться от обучения дошкольников академическим знаниям. Я хочу, чтобы эти вещи занимали последнее место в приоритете дел и занятий в семье, после игр ребенка и отдыха родителей.