letidor_psy (familyr_psy) wrote in letidor,
letidor_psy
familyr_psy
letidor

Category:

Удовольствие быть неправильным

текст: Лена Чарлин,iz_antverpena

На свете придуманы тысячи правил, и с самого рождения мы учим детей их соблюдать. Чистить зубы, не трогать горячие кастрюли на плите, не обижать животных, переходить дорогу на зеленый свет – дня не хватит, чтобы перечислить, как много на свете необходимых «надо» и «нельзя». И спору нет: правила, которые касаются личной безопасности и безопасности других людей, должны соблюдаться беспрекословно.

Но есть на свете вещи, которые так и тянет делать наоборот. Почему дети так любят Карлсона, который без зазрения совести нарушает правила и делает это, используя не самые честные способы? Да потому, что у маленьких детей есть большая потребность смеяться, шалить, веселиться, пробовать перевернуть мир вверх тормашками, чтобы убедиться: все-таки будет лучше, если мир устоит на ногах. Дети интуитивно понимают, что Карлсон – не пример для подражания: не очень-то хорошо взрывать паровые машины, обманом выманивать шоколадки и все время хвастаться. Но лучшего партнера для игр не сыскать – с таким неунывающим другом тебя всегда ждет что-то интересное.


Нежданные-негаданные радости

Удивительное дело: вы посещали школу по шесть дней в неделю на протяжении десяти лет. А душу греет особенное воспоминание, как однажды субботним утром мама объявила, что сегодня внеплановый выходной, и вы всей семьей поедете в зоопарк. Сколько было счастья: весеннее тепло, первый день без шапки, сахарная вата, петушок на палочке и фотографирование зверей. Это случилось всего один раз за раннее детство, но запомнилось на всю жизнь как захватывающее приключение.

Большинство родителей стараются обеспечить детям соблюдение режима дня. А сами дети только и ждут, к примеру, новогодней ночи, чтобы после боя курантов быть на ногах, то и дело подбегать к столу за вкусной едой, жечь бенгальские огни и ходить на елку в парк. А недавно появилась новая традиция не спать – ночь в музеях. Ночной визит в музей вызывает у детей самые неожиданные и приключенческие ассоциации и служит дополнением к полезному делу – приобщению детей к искусству.

А как насчет того, чтобы разрешить съесть десерт перед основным блюдом? Сладкое перебьет аппетит? Но, например, представители некоторых восточных культур с этим бы не согласились: там детям издавна давали сладости перед основной едой. Так почему бы и нам не отступить от принципа и не установить на один день новый порядок блюд?

А устроить домашний пикник на ковре вместе привычного обеда за столом? Недавно во время ремонтных работ в кухне мы расстелили скатерть на полу в другой комнате, уставили новоявленный «стол» тарелками с едой и чайными чашками и вообразили себя туристами на отдыхе. Наш четырехлетний сын был в восторге от смены обстановки. Теперь он часто просит повторить пикник в неожиданном месте.

А разрешить детям сидеть за взрослым столом и участвовать в разговорах? Мы уверены, что, когда в доме собирается взрослая и детская компания, для малышей удобно организовать отдельный стол. И зачастую детям это действительно нравится. Но они очень любят ощущать себя полноценными участниками взрослых бесед. Для детей это прекрасная возможность впитывать то, чем живут родители и их друзья, чувствовать себя частью привлекательного взрослого мира.

А позволить рисовать на обоях? В детстве меня поразила картина, увиденная в гостях у родственников. В комнате моих сестер под рисование была отведена целая стена, и когда девочки предложили и мне присоединиться к творчеству, я с непривычки не могла заставить себя провести фломастером по обоям. Но, попробовав, вошла во вкус. И когда мой сын начал проявлять интерес к разрисовыванию поверхностей, мы выделили для его художеств дверь, которую оклеивали ватманом.


Взрослые – лучшие дарители радости

Детям очень нравится подражать взрослым и вести себя так, словно им лет на двадцать больше. Отсюда дочкины переодевания в мамины вещи и мальчишечья игра в водителя папиного автомобиля. Но не все родители готовы предоставить такую возможность. В школьные годы на днях рождения моей подруги самым любимым развлечением было переодеваться и изображать из себя звезд эстрады. Это был единственный дом, в котором разрешалось брать взрослые вещи. Сейчас я догадываюсь, что родители моей подружки готовились к детским праздникам: все ценное убирали подальше, а для нас оставляли на виду то, что давало простор для артистического творчества – шарфы, платки, шляпы, непраздничную, но яркую одежду. И не в последнюю очередь благодаря этим аксессуарам, наши домашние концерты всегда были полны счастливого смеха.

У меня была гениальная классная руководительница. Она своими действиями и поступками доказала, что учитель может быть другом. Она всегда придумывала что-то необычное. Например, создала традицию походов: в начале учебного года и в конце мая мы прокладывали маршруты по красивейшим местам родного края. В трудовом лагере она, чтобы порадовать и вознаградить нас, шинковала тазик вкусного салата из капусты, которую мы усердно пололи с утра до обеда.

В ее кабинете, единственном во всей школе, парты стояли не в три ряда, а в виде круглого стола, за которым каждый мог видеть друг друга – на уроках английского языка это было очень удобно. А когда мы ставили шуточную пьесу по популярному тогда сериалу «Богатые тоже плачут», из тридцати моих одноклассников все тридцать человек хотели быть задействованы в игре. И тогда наша любимая учительница нашла оптимальный выход из ситуации – было создано два состава классной театральной «труппы». Первая половина класса играла в первом акте пьесы, а вторая – во втором. Прошло уже много лет, а на встречах с выпускниками учителя до сих пор вспоминают, что в нашем веселом представлении было две Марианны и это совершенно никого не смущало.


Полезные шалости

Дети любят правила, традиции и постоянство. Но точно так же они склонны к забавам и всему необычному. Корней Чуковский в своей знаменитой книге «От двух до пяти» пишет, что в детях есть тяга к нарушению установленного порядка вещей. Писатель убежден, что переворачивание мира с ног на голову не несет в себе отрицательных последствий: «За каждым «не так» ребенок живо ощущает «так», и каждое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме».

Особенно полезно время от времени нарушать правила застенчивым, осторожным детям. Чтобы помочь им справиться с внутренними запретами на проделки и баловство, стоит воодушевить их и показать, как весело бывает прыгать на кровати, бегать по лужам, рисовать пальцами и ладонями на бумаге, играть с мукой и сахаром, даже если в радиусе двух метров все будет перепачкано. Только не оставляйте таких детей с не привычными для них развлечениями один на один, будьте соучастниками этих веселых действ. Это хотя бы частично поможет малышу обрести степень внутренней свободы – той самой, которой было не занимать ранее упомянутому Карлсону и о которой мечтает любой человек.

Когда я прихожу на урок к детям, открываю коробку с пирожными и говорю, что сегодня у нас просмотр фильма на языке оригинала и чай с пирожными, это всегда вызывает удивление и восторг. Мои ученики понимают, что чаепитие на уроке – это веселое исключение из правил, и после часа потехи будет время на серьезные упражнения и разбор просмотренного фильма. Но вкусные пирожные дают детям знак, что в жизни всегда есть место непредсказуемости, выдумке и игре.


Читайте также: 
Игры-смешинки
Высокое напряжение
Неидеальные родители: как уйти от чувства вины?

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments