-->

Сайт для всей семьи


Previous Entry Share Next Entry
Страсти по iPad: планшеты как часть детства
familyr_school wrote in letidor
текст: Екатерина Чинарова, smartkids.ru

Когда я захожу в детский сад, дети, увидев меня с улицы, бросаются к окнам и, барабаня ручками по стеклу, кричат: «Катя пришла!!!». Некоторые прорываются за баррикады и бегут обниматься, лезут с головой в сумки. За бурной реакцией отчасти скрывается любовь к моим особенным книжкам, хороводам, песням, огромным мыльным пузырям и прочим «радостям». Но что-то подсказывает мне, что за всем этим стоит привязанность вовсе не ко моим занятиям, а к моему …айпаду.

Знаменитый планшет я показала им полгода назад, но все, без исключения, дети в возрасте от 2 до 5 (прямо по Чуковскому) уже научились его включать, выключать, понимать, когда он сел, выбирать нужные программы, фотографировать и снимать видео. Благодаря гениальному пользовательскому интерфейсу Apple устройства стали универсальными электронными няньками. Работаю я не в самом процветающем районе, но у трети детей в семье уже есть iPhone или iPad.

При этом, устройства взаимозаменяемы: дети инстинктивно распознают "игрушку" не только в айпаде, но и в айфоне, который торчит у меня из воспитательского фартука. Ни один из 18 детей в комнате сегодня не преминул попросить поиграть с моим телефоном.


Хотя педиатры всего мира призывают сократить "экранное" время детей до 2-х лет до нуля, а после двух – не более 10-20 минут в день, мало кто этих педиатров слушает, по крайней мере, среди моих коллег – родителей с высшим образованием и "интеллектуальными" профессиями. Так, в год мой сын просек, как быстренько вернуть себе внимание мамы, выключив компьютер. В два уже успешно восседал на стуле и умело пользовался мышкой, в четыре - ловко "переписывался" смайликами за меня, когда я уходила на кухню приготовить ужин, а в семь у него появился первый "айфон" (мамин, конечно).

Скорость обучения поколения «двухтысячных» просто поражает. Мы провели эксперимент с сыном и засунули все игры в секретные папки – дети в детском саду нашли их за минуту. Если мы в детстве на день рождения хотели новый велосипед или щенка, то для них единственным желанным подарком является устройство стоимостью выше 500 долларов. К средней школе все малыши из моей группы будут иметь многолетний опыт общения с мультисенсорными электронными планшетами, подключенными к Интернету.

Наблюдая за своим цифрово-продвинутым ребенком и другими подрастающими техно-аборигенами, я много размышляла над вопросами: умнее ли дети с устройствами, чем без них, чему дети учатся с помощью айпадов-айфонов, и, наконец, отрывают ли планшеты и смартфоны детей от чего-то более важного для их роста и развития.


Умнее ли дети с устройствами?

Дети учатся с помощью органов чувств. Сенсорно iPad задействует слух, зрение и осязание. Большинство детей – визуалы, то есть воспринимают новую информацию хорошо с помощью зрения, поэтому развивающие программы для планшетов и смартфонов – это минимум текста и максимум изображений. На опыте нашего детского сада отмечу, что iPad хорош для изучения звуков, слов, названий животных. Благодаря наличию озвучки и качественных картинок у детей получается связывать реальный объект с его названием.

Неоднократно замечала, как выручает меня iPad, когда в разговоре с ребенком на интересующую его тему всплывает что-то, что хотелось бы показать. Например, ехидну, которая ест термитов. Гуглим – и картинка готова.




Чему дети учатся с помощью планшетов?


Мелкая моторика

Манипуляции с айпадом развивают мелкую моторику. Не в той степени, как натягивание резинок на гвоздики, нанизывание бусин или игры с песком и водой, но все-таки движения становятся более точными. Например, в одной игре Bugs and Buttons (жучки и бусины) муравья надо провести в его домик. Карандашом сделать трехлетке это пока трудно, а вот пальцами по экрану – все справляются.

Бережное обращение

Дети учатся бережно обращаться с дорогим "прибором", аккуратно класть его на подушки, держать двумя руками. Все это происходит не сразу, но они обучаются, это факт!

Умение делиться

Играть на айпаде у нас можно по очереди, по 5 минут по установленному таймеру, поэтому в процессе дети не только обучаются считать минуты, узнавать время, но и делиться с другими, ждать своей очереди. Очень важный социальный навык.

Навыки контроля

Не секрет, что дошколята обожают предметы, с которыми можно манипулировать – это дает им неповторимое ощущение контроля. Подобные ощущения у детей этого возраста вызывают книжки-театр, раскладные книжки, штуки с переключателями, кнопками.

Концентрация

За интересной (читай: стимулирующей чувства) игрой дети могут просидеть не отрываясь до часа, если им позволить. Наличие уровней и разных заданий, как я заметила, повышает концентрацию.

Закрепление навыков

Буквы, цифры, и все, что Глен Доман называл "битами информации" легко усваиваются с помощью игры на планшете. А вот начать говорить с помощью планшета ребенок едва ли научится. Программы обучения чтению хороши скорее для закрепления навыков чтения, узнавания букв, обводки.


Оказывают ли планшеты негативное влияние на детей?

Когда любое устройство, будь это телевизор, компьютер, или телефон, планшет является попыткой надолго "занять" ребенка без очевидной пользы. Тут, как мне кажется, надо быть предельно честным с самим собой. Когда мне приходилось много работать и одновременно сидеть с больным ребенком дома, я включала его любимые мультики, отдавая себе отчет, что сейчас я его "отключаю". Потому что мне некогда и надо взять пару-тройку интервью. Сегодня смартфоны и планшеты выручают родителей в очередях, в пробках, в долгих перелетах, и в этой тенденции, по-моему, нет ничего катастрофичного, просто еще одна электронная соска.

Но наблюдения за моими дошкольниками наводят на мысль, что у бесконтрольного использования электронных устройств есть очевидные недостатки:

Сидячий образ жизни

Айпад – как и чтение книжки – статичное занятие. Дети научились лежать над айпадом, держать его в руках, лежа на спине. И, тем не менее, они долго находятся в одном положении. Движение – ключевой момент в жизни ребенка от 0 до 5, поэтому айпад лишает малыша этого времени. То есть, это перечисленные выше преимущества меняются на отсутствие движения. Если время игры на айпаде ограничивается таймером, такой проблемы не возникает.

Перестимуляция

Первые две недели пребывания айпада в классе некоторые чувствительные дети рыдали, когда у них забирали планшет. Они отказывались есть, и мне приходилось убирать устройство на несколько дней, чтобы снизить напряжение. Сейчас все привыкли к правилам: айпад - только после важных дел, не больше пяти минут. И все как-то устаканилось. Звуковые эффекты, фоновая музыка, мелькающие картинки могут запросто утомить ребенка. Кроме того, планшеты потенциально несут угрозу игровой зависимости.

Помеха живому общению

Хотя малыши и собираются в кружок, чтобы поиграть на планшете и обсудить игры, в которые играют, это не заменяет настоящего общения с людьми, в частности, родителями и другими детьми. Живое общение развивает эмпатию и  социальные навыки. Советский психолог и теоретик Выготский считал, что обучение наиболее эффективно в социальном окружении, при общении со значимыми взрослыми и другими детьми. Если смартфон и планшет стоит на пути живого общения, стоит задуматься о том, так ли он необходим.

Мой сын растет в окружении самых разных устройств с первых своих дней, потому что я точно также схожу с ума от гаджетов и покупаю их, главным образом, себе. Однако небольшой эксперимент в отдельно взятой семье и отдельно взятом детском саду показал, что планшет органично вписываются в жизнь ребенка и приносят пользу только тогда, когда iPad или Samsung Galaxy не является "бесплатной" нянькой, и время контакта с этими устройствами ограничено.


Читайте также:
iPad в руках ребенка: защита и развивающие игры
Дети в Интернете: вымышленная безопасность

Эплстором по галактике: учебники от Apple
Дружок, давай потрогаем эту сказку


Какие покладистые родители у детей из детского сада! Я бы скандал устроила, если бы в нашем саду детям планшеты подсовывали.

(Deleted comment)
у вас прекрасный, сбалансированный опыт использования электронных устройств с ребенком, у нас все немного не так: у папы есть айфон, у меня - нет, сыну 5 лет, живет то с папой, то с мамой (мы в разводе), так когда он с папой живет, (папа работает дома), то папа просто затыкает его этим айфоном на целый день, и он сидит играет в какие-то игры, которые потом ему даже снятся:)

Я бы не назвал "прекрасным, сбалансированным опытом" ситуацию в которой:
а)Хотя педиатры всего мира призывают сократить "экранное" время детей – не более 10-20 минут в день, мало кто этих педиатров слушает;
б) "Дети, увидев меня с улицы, бросаются к окнам и, барабаня ручками по стеклу, кричат: «Катя пришла!!!». Некоторые прорываются за баррикады и ... лезут с головой в сумки.

Я не не против цивилизации. Если надо "нагуглить" какую-то информацию, показать фотки или какую-либо приготовленную иллюстрацию для занятия - всегда пожалуйста. Но надо отдавать себе отчёт - разрешив играть в компьютерные игры, вы подсаживаете ребёнка как на наркотик. Надо признать, что игры в компьютере гораздо более красочные, интересные и разнообразные, чем в живую. Поэтому быстро пропадает интерес ко всему остальному. Зачем ломать голову чем себя занять если есть универсальный выход - айпад?!
Несмотря на запреты, время с компом растёт и, соответственно, уменьшается время на всё остальное. В результате мелкую моторику дети осваивают только в пределах управления мышкой, про спортивные игры я вообще молчу, общение - только в чатах социальных сетей, а жизнь - в пределах виртуального мира на экране.
Знаю не по наслышке. У меня двое таких выросло.

Какой толстый проплаченный пост! У меня аж монитор жиром заплыл.

> У меня аж монитор жиром заплыл.

Может, надо просто мыться почаще?

Бедный мой ребенок, растет себе, не зная, что такое айпад и айфон )))
Мышкой вот только в 4 года пользоваться научился, в энгри бедз ни разу в жизни не играл... мультики с планшета-телефона в очереди смотреть - да, бывало, действительно, когда 3 часа ждешь в поликлинике, что только не задействуешь, чтобы успокоить ребенка.

И хорошо что незнает. Айпады, созданы для дебилов. Дети должны познавать компьютеры всесторонне. Учась решать задачи, проблемы и вникая всуть работы компьютера, а не такая пальцем на одну кнопку.
Чем сложнее компьютер для ребёнка (лучше вообще начинать с консольного линукса), тем ему будет проще работать с каждым следуюшим девайсом.
Тут либо комп это его, либо не его. А айпады уже как отдушена, игрушка неразвивающая мозг.

Edited at 2012-06-20 06:46 am (UTC)

Безусловно планшет для детей удивительная вещь и необходимая в эру новых технологий.
Заметил по опыту близких, дети с компьютерами развиваются молниеносно.
А главное нету этой проблемы, как уже в школьном возрасте, где игры заменяют жизнь.
И развитие идет не односторонне. После знакомства с компьютером/планшетом ребенок становиться на порядок сообразительнее. Замечательно что есть такие вещи как iPad который более подходящая вещица для ребенка. Все крупное, простое и красочное(это я про приложения). И кстати приложения для детей делают отличные!
Многие сейчас родители бояться, из-за того что ребенок может физически отстать на фоне увлеченности игрушками, но это уже проблемы родителей. Поставить игрушки на планшетник и дать ребенку, забивая не него воспитание, тогда да, так вы точно изуродуете ребенка.
Я сказал свое мнение, и первый серьезный подарок племяннику на 6 лет будет груша с перчатками и ipad.

Знаете, некоторые считают, что наркотики - тоже неплохая штука. А что? Принял дозу - и наслаждаешься жизнью. ...Только вот, жизнь ли это? Или грёзы?

А планшеты разве только с ОС от надкушенного яблока бывают?
В как же ведроиды и прочие виндовсы?

другие не пробовали

чисто рекламный пост...очень хорошо оплачивается заказчиком..

Я сам против компьютеров у детей. Но комментарии одноклеточных трепачей вроде вас я люблю еще меньше.

С основным выводом соглашусь: плох не айфон, а малая доля другой активности. Но при этом я ОЧЕНЬ удивлюсь, если пост не проплачен. "Кто этих педиатров слушает"... очень мило. Ну конечно, от близорукости еще никто не умирал, так что можно и попялиться в экран больше 20 минут в двухлетнем возрасте. Ведь остаться без "многолетнего опыта пользования электронными устройствами" до первого класса - гораздо страшнее. Нет, извините, не верю, что это не реклама. В каком бишь вы садике работаете, можно узнать?

> Но при этом я ОЧЕНЬ удивлюсь, если пост не проплачен.

Тогда откройте пошире рот от удивления: пост не оплачен.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Все должно быть в меру. Любое занятие может навредить ребенку если неправильно его использовать. Проблема в том, что например дома их невозможно оторвать от компа или ноута(знаю по своим). Очень тяжело "дозировать", они хотят и главное могут просидеть за ним 3-4 часа. А детям всего 4 и 6 лет.После отведенных мною по 30 мин на каждого, ещё по полчаса уговоров(меня) и истерик.

Комп нельзя, как вы говорите - "правильно использовать" для игр. Какой нормальный ребёнок согласится взять бумагу и фломастеры после того как поиграет с разукрашкой в компьютере???

О, да ведь пост еще и в промо! С чего бы это...

тут есть два системных недостатка...

Вопервых, экран, как источник светового излучения непременно наносит серьезный вред органам зрения. В природе, единственным световым источником является солнце, остальной свет отраженный. Именно поэтому экраны электронных книг, расчитанных на многочасовое чтение, сделаны совершенно по иному принцыпу.

Вовторых, планшет, как нянька очень быстро умеет вытеснять родителя, поскольку многочисленные команды маркетологов всегда будут более профессиональными воспитателями, чем вечно занятые мама и папа. А уж какие ценности они привьют не так трудно догадаться.

Зы. Если честно, за подсаживание детей на айпад, воспитателю детского сада нужно открутить голову. Фигурально выражаясь.

Re: тут есть два системных недостатка...

Дак вот и я в начале комментов удивилась, как это директриса воспитательницу сразу не уволила, как минимум, за непрофессионализм.

про то,что пост проплачен apple - честно говоря, смешно читать. по-моему, ipad в рекламе не нуждается. считаю, что современные дети должны знакомиться с разными гаджетами. в умеренных дозах, но должны. это уже норма. как и иностранные языки.

"Доля компании Apple на рынке планшетов упала с 64 процентов до 57 процентов в течение последних трех месяцев 2011 года"
"Intel и Microsoft хотят объединить свои усилия для того, чтобы снизить эту долю хотя бы до 50% к середине 2013 года."
А доля компьютеров Apple в большинстве стран не превышает 10%. Почему вы думаете что Apple не интересно завоевать рынок страны с населением в 140 млн.? Причём, не просто завоевать - а пропихнуть планшеты как средство обучения в детсадах и школах! Прикидываете какой объём будет у такого госзаказа?!

Ну и гадость эта ваша заливная катя.

Знаменитый планшет я показала им полгода назад.
Эту совсем недешевую книжку от стивушки джобсика я выиграла на ебее случайно.
Я просто фигею от австралийских штрафов. Ну где мне, не работая, взять 300 баксов.



дык там пособия всякие. жируют, буржуины)

и это воспитатель? похоже, здесь много проплаченных постов

А вот из другой серии - сел за компьютер, чтобы написать о вреде компьютера!