letidor_health (familyr_health) wrote in letidor,
letidor_health
familyr_health
letidor

Categories:

Права детей-инвалидов: Россия и Армения


текст: Дарья Шухтина

Дети должны учиться вместе! - гласит реклама, которой оклеены все скамейки города. Но это бесспорное утверждение неочевидно пока для многих организаторов обучения. В нашей стране, как и во многих странах пост-советского пространства, не оборудованы для передвижения на инвалидной коляске улицы, поликлиники (даже детские). Что уж говорить о школах и детских садах! Я решила сравнить опыт решения этих проблем в России и в Армении. Для этого я встретилась с Марией Генделевой (РООИ "Перспектива") и с Арменом Алавердяном (Общественная организация "Унисон")


В Армении

Я познакомилась с Арменом Алавердяном два года назад. Сначала я сдружилась с его женой, которая каждый день гуляла с их сыном Дэником в том же парке Еревана, что и мы. Она довольно сдержанно рассказывала о своей семейной жизни, но я это списывала на армянское воспитание. А потом в один из солнечных выходных дней она вышла вместе с мужем. Какого же было мое удивление, когда я увидела рядом с такой привлекательной Милой мужа, передвигающегося на инвалидной коляске... После она рассказала мне ужасную историю получения инвалидности, когда в один день подающий надежды скрипач оказался прикованным к кровати,  и историю их знакомства. Рассказала и реакции родственников, когда пришло время знакомить их с женихом. Но любовь победила все преграды.

Потом Армен Алавердян решил бороться за свои права и права таких же, как он: попавших в аварии, получивших травмы, или от рождения имеющих инвалидность. Так появилась Общественная организация "Унисон". Потом он создал хор "Унисон", состоящий людей, у которых трудности с передвижением. Этот хор, кстати, объездил весь мир.

Какие есть права у детей с инвалидностью в Армении?

- Дети, у которых имеются стойкие функциональные нарушения или проблемы со здоровьем, проходят экспертное обследование в соответствующем органе по месту жительства – Медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК – бывшие ВТЭК). МСЭК имеет право назначить статус «ребенок с инвалидностью» либо отказать. В последнем случае родители могут обжаловать это решение в вышестоящей инстанции или в судебном порядке. Статус «ребенок с инвалидностью» назначается до достижения ребенком 18 лет. Иными словами, бюрократические проволочки с повторными обследованиями исключаются, поскольку закон не позволяет МСЭК-ам проводить подобные обследования до достижения 18-летнего возраста. После этого, проводится повторное обследование и назначается 1-я, 2-я или 3-я группа инвалидности, или данное лицо теряет статус инвалида.

До достижения 18 лет дети с инвалидностью получают небольшую пенсию. Они имеют право на бесплатное медицинское обслуживание в рамках госзаказа, на бесплатное получение реабилитации и соответствующих средств реабилитации (инвалидная коляска, слуховой аппарат, костыли и т.д.). Кроме того, дети с инвалидностью, как и все остальные дети в Армении, имеют право на получение полноценного бесплатного среднего образования. При поступлении в вуз ребенок с инвалидностью имеет льготу: в случае получения положительных баллов на вступительных экзаменах, сумма которых достаточна для поступления на платные отделения государственных вузов, дети с инвалидностью поступают на бесплатные отделения вузов. В течение всего срока обучения они освобождены от любой оплаты, кроме того, им выплачивается ежемесячная стипендия.

Вопросы, связанные с образованием детей с инвалидностью, регулируются в Армении двумя законами: «Законом об образовании РА» и «Законом об образовании детей, имеющих особые образовательные нужды» (данный закон относится не только к детям с инвалидностью, но и к другим детям с особыми нуждами).

- Какие проблемы с их реализацией?

- На бумаге права детей с инвалидностью выглядят гораздо привлекательней, чем их реализация в жизни. Теоретически, по желанию родителя, ребенок может ходить в обычное учебное заведение (детсад или школу), в инклюзивное, в спец. заведение или учиться на дому. Существуют так называемые «Центры по оценке возможностей детей», которые дают рекомендации и направления в соответствующие детсады или школы. На основании подобных рекомендаций руководство учебного заведения составляет индивидуальную программу обучения.

Однако, на практике все гораздо сложнее. В частности, несмотря на наличие порядка 80-и инклюзивных школ, проблема физической доступности даже в этих школах не решена. Как правило, вход в такие школы снабжен пандусом, но остальные этажи здания недоступны. Отсутствуют приспособленные туалеты, классы тоже не адаптированы для маломобильных детей. Чувствуется недостаток специальной литературы, специалистов, не созданы условия для обучения детей с нарушением зрения или слуха. Самое главное, отношение администраций школ, педагогов и родителей к инклюзивному образованию, в основном, настороженное или негативное. Доступных для инвалидов-колясочников институтов вообще нет.

Есть проблемы и с реализацией права на бесплатное медицинское обслуживание. В частности, лечение в рамках госзаказа бывает сопряжено со «скрытыми» требованиями оплатить ту или иную услугу, купить лекарство и т.д. Список бесплатно предоставляемых лекарств весьма ограничен, в результате больному ребенку из необеспеченной семьи приходится довольствоваться тем, что выдается бесплатно, а не тем препаратом, который выписал врач. Качество средств реабилитации (инвалидные коляски, слуховые аппараты и пр.) зачастую низкое, и такие приспособления не соответствуют индивидуальным потребностям ребенка. В Ереване действует достаточно современный, хорошо оборудованный реабилитационный центр для детей с инвалидностью. Однако он не в состоянии принять всех детей, которым необходима реабилитация.

- Какие действия вы предпринимаете для того, чтобы права можно было реализовать проще?

Будучи правозащитной организацией, «Унисон» в меру своих возможностей борется с любыми проявлениями дискриминации в отношении детей с инвалидностью и нарушениями их прав. Родителям таких детей предоставляется бесплатная юридическая консультация. При необходимости, мы ведем переговоры с администрациями учебных и медицинских заведений, организуем семинары, круглые столы, конференции с привлечением госчиновников, общественных организаций и СМИ. «Унисон» также активно участвует в разработке новых законов, которые будут приняты в ближайшее время в связи с ратификацией Арменией Конвенции о правах инвалидов.

Периодически «Унисон» организует акции, направленные на улучшение ситуации с физической доступностью, искоренение бюрократии, слом стереотипов по отношению к детям с инвалидностью.

Особое внимание уделяется работе с родителями детей-инвалидов. Мы стараемся привить им адекватное отношение к своим детям, внушить, что такие дети могут быть достаточно самостоятельными и, во многих случаях, способными самостоятельно принимать ответственные решения. Параллельно родители получают информацию о правах детей с инвалидностью, о перспективах и возможностях реабилитации, обучения, санаторно-курортного лечения, организации досуга и т.д.

- Какие проекты вы запустили за последнее время для реализации этих прав?

- Общественная организация «Унисон» совместно с Международной благотворительной организацией «Ворлд Вижн Армения» реализовала проект, связанный с продвижением идеи инклюзивного образования в учебных заведениях (школах и детских садах). В рамках этого проекта были проведены тренинги для детей, беседы с родителями, педагогами и специалистами, целью которых было обучение этике общения с инвалидами и изменение стереотипов, в том числе с применением интерактивных и новаторских методов (кукольные представления, привлечение цирковых трупп, фотовыставки, демонстрирующие позитивный взгляд на жизнь людей с инвалидностью и т.д.). Впервые в Армении среди учащихся общеобразовательных школ был проведен конкурс сочинений и рисунков на тему инвалидности. В некоторых школах были построены пандусы, расширены двери для детей-колясочников.

С 2012 года «Унисон» совместно с международной организацией Save the Children при поддержке USAID реализует 3-годичный проект, направленный на коренное изменение ситуации с трудоустройством инвалидов. Создание новых вакансий для инвалидов, адаптация рабочих мест, реформы законодательства, – все это благотворно отразится на реализации трудового и творческого потенциала подрастающего поколения.

- Как отнесется в Армении заведующая детского сада для детей без особенностей, если к ней приведут ребенка с синдромом Дауна? Имеют ли право дети-инвалиды на посещение "обычных" детсадов?

- Теоретически дети с инвалидностью имеют право посещать обычные детсады. На практике, многое зависит от личности заведующей/заведующего детсада и от степени тяжести инвалидности ребенка (в том числе, если у него синдром Дауна). В большинстве регионов Армении маловероятно, что такого ребенка примут в обычное учебное заведение. В Ереване у родителей детей с инвалидностью больше возможностей реализовать их права - например, отдать ребенка в инклюзивный детсад, в персонале которого присутствуют соответствующие специалисты.


В России

Мария Генделева, привлекательная женщина, руководитель проектов по образованию в офисе РООИ «Перспектива», тоже имеет инвалидность и передвигается в коляске. Мария, ловко маневрируя между коллегами, доехала до своего рабочего места, предложила мне стул, и мы начали разговор о правах детей с особыми потребностями.

- Расскажите о проекте «Российские дети с инвалидностью отстаивают свои права».

- Мы проводим тренинги для таких детей, чтобы они могли знать свои права и отстаивать их, имели свое мнение, не стеснялись своей инвалидности перед учителями, сверстниками. Чтобы они не чувствовали себя «забитыми» и забытыми. Мы приглашаем тренеров, психологов, арт-терапевтов, чтобы у детей развивались качества лидеров, чтобы они знали, что перед ними все двери открыты – и пусть только в теории - они должны понять, что у них есть возможность эти сказки сделать былью!

- А какие права есть у детей с инвалидностью?

- Точно такие же, как и у всех остальных: на семью, на образование, на здравоохранение…

- И как это сейчас реализуется?

- Ну вот представьте, что к заведующей детского сада приходит мама устраивать в сад ребенка с синдромом Дауна. Заведующая, конечно же, пытается отказаться, мотивируя свой отказ тем, что в ее саду дети не готовы к присутствию среди них «особого» ребенка. А зачастую ситуация такова, что маме просто не с кем оставить ребенка – папа их бросил (это очень распространенная ситуация), а маме надо выходить на работу, чтобы хоть как-то выжить (вы же понимаете, какой размер пенсии по инвалидности выплачивает государство и какое пособие на ребенка с инвалидностью у нас в стране). И мама в ужасе и панике уходит ни с чем, а все потому, что она не знает своих прав.

У нас проводится работа не только с детьми, но и с родителями, где им объясняют, что инвалидность – это не приговор, и вовсе не следует ставить на себе и своем ребенке крест. Надо просто знать свои права и уметь их отстаивать. Мы именно этому и учим родителей и самих детей с особыми потребностями. Конечно же, тот ребенок с синдромом Дауна имеет право ходить в тот же детский сад, и даже в ту же школу! Просто иногда власть имеющие так разговаривают с такими мамами, что слово не вставишь… К сожалению, у нас это очень распространено.

Еще мы пытаемся научить детей быть отзывчивее к людям с инвалидностью: школах проводим «Уроки доброты», где в качестве ведущих выступают наши лидеры (участники проекта) и они рассказывают о своей жизни, учебе, трудностях, с которыми они сталкиваются, и о том, как они их преодолевают, о надеждах и мечтах, о том, чего бы они хотели достичь в жизни, а потом дети ищут различия между собой: у кого-то глаза голубые, у другого карие, у кого-то волосы длинные, у кого-то короткая стрижка – из этого наглядно следует, что все люди разные, а не то, что один хуже, а другой лучше или один «полноценнее», а другой, соответственно, не-…

Это очень полезный опыт для детей, и я надеюсь, что такие уроки воспитывают то, чего так не хватает нашему обществу – терпимость. И я надеюсь, что следующее поколение будет более терпимым.

- Какие-то мероприятия вы проводите с детьми?

- Да, конечно! Фестивали, конкурсы, обучающие лагеря. Вот, недавно один из наших лидеров получил гран-при на конкурсе фотографии в номинации «Спорт». И главным призом была поездка в Лондон на Олимпийские игры. Мы показываем этим детям, что, несмотря на свою особенность, можно отстаивать свои права по-разному, существует множество других способов привлечь внимание общественности к проблемам людей с инвалидностью.

Мы привлекаем фотографов, сценаристов, актеров для работы в наших лагерях, чтобы они показывали детям, как можно выражать себя. Иногда без слов. Особенно это полезно детям с нарушением речи, конечно, но и другим тоже, думаю, полезно об этом узнать и чему-то научиться. Вот, например, в нашем следующем лагере, который начнется 17-го июня в подмосковном доме отдыха «Сосновый бор», дети будут писать сценарии, рассказывать свои истории, потом создадут спектакль с помощью профессионалов на сцене, и в последствии, надеюсь, удастся поставить эти мини-спектакли на больших сценах в московских театрах с профессиональными актерами.

- А сколько детей участвуют в вашем проекте?

- В нашей программой охвачена не только Москва, еще в ней участвуют Самара, Волгоград, Калининград и Архангельск. В каждом городе были найдены около ста детей с различными инвалидностями, из них активно участвуют по 20 человек, а из них самые активные – человек 10. Вот на них мы и сосредотачиваем свои усилия. Как раз их я и называю «лидеры».

- Какие цели ставит перед собой этот проект?

- Нам важно, чтобы дети поверили в свои силы. Чтобы они поняли, что инвалидность еще не приговор. Что можно двигаться вперед, добиваться целей, общаться, учиться, работать, наравне с другими людьми. Поэтому мы и проводим фестивали, как например, международный фестиваль, который так и назывался «Поверь в свои силы», который проходил в Архангельске, где дети с ограниченными возможностями давали музыкальный концерт. Они учатся в музыкальной школе №1.

Кроме того, мы учим детей не бояться рассказывать о своей инвалидности – делать это расковано, не стесняясь своего состояния. Это пригодится им при поиске работы, поступлении в ВУЗы.

Так же мы обучаем детей работать в команде (ведь, к сожалению, у большинства из них дефицит общения со сверстниками), строить отношения с людьми, писать мини-проекты и способы их реализации. То есть готовим их к реальной жизни за пределами собственной квартиры!

- Почему-то я не вижу в Москве людей с инвалидностью на улицах, но с другой стороны это и понятно: среда не приспособлена для таких людей, к сожалению: взять хотя бы метро…

- Да, вы абсолютно правы. Должно быть гораздо больше пандусов и лифтов для людей с ограниченной подвижностью. Еще хорошо, что сделали обозначения для людей с инвалидностью по зрению. И троллейбусы сделали таким образом, что в теории заехать туда на коляске возможно при минимальной посторонней помощи. А вот взять к примеру человека, передвигающегося на коляске, в доме которого нет лифта или пандуса – он же вынужден сидеть в четырех стенах. И хорошо еще, если он не один живет.


Читайте также:
Особые дети: стереотипы, законы и папы
Владимир Контарев: "Многие родители сдаются уже на первой стадии"
Иппотерапия: лечение лошадьми


Tags: Здоровье, Право
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments