letidor_school (familyr_school) wrote in letidor,
letidor_school
familyr_school
letidor

Categories:

Основы религии в школе: кому они нужны?


текст: Ирина Кулагина
фото: gusjer 


В российских школах вводят новый предмет – "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). С 1 сентября 2012\ 2013 учебного года его в обязательном порядке станут изучать в 4-м классе во всех субъектах РФ. "Летидор" решил разобраться в содержании данного курса, а также узнать позицию учителей и родителей по поводу актуальности нового предмета, который уже вызвал массу споров в регионах, где шла апробация ОРКСЭ.


Программа начальной школы достаточно консервативна. Чтобы от учения не пострадало здоровье ребят и оставалось достаточно времени на такие нужные в этом возрасте игры, количество уроков в день не должно превышать пяти. Поэтому и содержательная часть программы мало чем отличается от того времени, когда мы с вами, родители, ходили в началку. Добавились разве что продиктованные 21-м веком иностранный язык и информатика. А теперь еще ввели предмет с длинным и некрасивым названием ОРКСЭ - "Основы религиозных культур и светской этики".

В Новосибирской области, где в числе других 18 регионов РФ с 2010 года шла апробация курса, дети и родители называют этот предмет проще – основы религий. Оно и понятно: из 34 учебных часов, положенных на курс, 1 час приходится на тематический блок "Россия — наша Родина", 2 часа на блок "Духовные традиции многонационального народа России" и 31 час - на блок "Основы религиозных культур и светской этики", в рамках которого детям объясняют, что значит быть религиозным человеком, толерантным атеистом и с каким уважением нужно относится к представителям других конфессий.

Содержание этого блока выбирают простым большинством на родительском собрании. Всего представлено 6 модулей-вариантов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, история мировых религий (для тех, кто хочет быть верующим человеком, но еще не определился с выбором) и основы светской этики (представители конфессий отрицательно относятся к этому модулю, считая его атеистичным).

Родители, которые не хотят, чтобы их детям преподавали религию, выбирают модуль этики - таковых в Новосибирской области 61%. Историю мировых религий выбрали 17%, основы православной культуры - 29%. Примерно в том же соотношении выглядит тройка лидеров и по России в целом.

Отказаться от предмета нельзя. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.01.2012 г. №84 – р. "Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/2013 уч.г. во всех субъектах РФ комплексного учебного курса "Основы религиозной культуры и светской этики" (ОРКСЭ), приказом МОиН РФ от 31 января 2012 г. № 69 и от 1 февраля 2012 г. №74 учебный предмет ОРКСЭ введен в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования обязательным предметом для изучения. Ключевая фраза здесь – "образовательный стандарт". То есть если ребенок не будет посещать занятия по ОРКСЭ, то получит "не аттестован" по начальной школе.


О чём негодуют родители

По словам Натальи Поповой, директора центра культурологического и религиоведческого образования в Новосибирске, родителям не стоит бояться этого предмета:

"Ведь главное в его названии и содержании – это культура. В новый закон об образовании, раздел "Требования к содержанию образования", ст. 14 с 2007 года введен такой пункт: формирование духовно нравственной личности. Вот этот курс данную задачу и призван выполнять. Комплект разрабатывался учёными, научными школами, они прекрасно знают этот возраст - четвероклашки. 70% учителей, которые приходят к нам в центр на переподготовку, – это учителя начальных классов, которые владеют возрастными психологическими особенностями детей. Поэтому и у нас в регионе, и в целом по России апробация прошла успешно. В чем это заключается: необходимость этого курса признали практически все, 87%, участники процесса: учителя, учащиеся и родители".

На форумах родители выражаются не столь позитивно, как в статистических опросниках. Вот лишь несколько отзывов с популярного ресурса "Родительское собрание":

"Я считаю, что вера должна быть не показной и насильно насаждающейся в массах, потому что президент сказал, а должна она быть глубоко в душе у каждого человека. Очень хотелось бы, чтобы ребёнок, будучи уже взрослым, сам пришёл к чему-то, по зову сердца ходил в церковь. Или не ходил вообще".

"Религиозное воспитание – дело семьи. Для этого у христиан всех конфессий существуют воскресные школы. Аналоги есть и у иудеев, и у мусульман".

"В нашей семье разное вероисповидание. И вообще, я не хочу, чтобы вероисповедание членов моей семьи стало достоянием общественности. Я не ношу огромный золотой крест поверх одежды, и муж не режет баранов на Невском проспекте. Ну, понятно, что это я образно говорю…. для меня этот вопрос слишком интимен, и я готова его обсуждать с очень немногими".


Помимо вопросов, ставящих под сомнение необходимость знакомства с религиями в начальной школе, больше всего возмущений вызвала замена действительно нужных часов – литературы, английского, регионоведения и выездных уроков-экскурсий - на уроки ОРКСЭ. Родителей при этом никто не спросил, хотят они этого или нет, а просто поставили перед фактом, спустили приказ "сверху". И теперь писать жалобы и выражать недовольство практически бесполезно: никакое родительское собрание не в силах отменить приказы Правительства и профильного министерства.

Далее - почему именно начальная школа, 4-й класс? Ведь многие родители изучали "Основы мировых религиозных культур" в рамках МХК или Культурологи в вузе, будучи уже состоявшимися людьми, но не в начальных классах. Этот вопрос прояснила Надежда Косовская, замдиректора по учебно-воспитательной работе Информационно-экономического лицея Новосибирска (где шла апробация):

"4-й класс – это переходный период, когда ребенок выходит в мир большой информации. Преподаватель дает теоретические знания, но нужно вести и работу с родителями. Семьям, в которых есть проблемы в семейных отношениях, в воспитании ребенка, - учебный курс помогает в этом направлении".

Тогда зачем этот курс нужен семьям, которые свои проблемы решают в семье и не выносят "сор из избы"?

Кроме того, из христианских религий в школе разрешили преподавать лишь православие. А разрешенные в РФ и распространенные во всем мире католичество, лютеранство, протестантство почему-то остались за бортом. В этом многие усматривают нарушение статьи 14 Конституции РФ, которая гласит: "Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной".

В данном случае, когда предмет с ярко выраженной религиозной окраской (как бы он ни назывался) появляется в списке обязательных, то неизбежно могут возникнут нарушения.


Конфликт светского и духовного

Поскольку отказаться нельзя, нужно аттестовываться. Всем недовольным Минобрнауки советует выбирать модуль "основы светской этики". Родители соглашаются, путая понятия "этика" и "этикет" - и ожидая, что ребенка будут учить правилам поведения в приличном обществе. Но это не так. Вот примеры тем для урока в рамках курса "основы светской этики":

"Род и семья - исток нравственных отношений", "Стыд, вина, извинение", "Добродетель и порок".

"Возмущаются те родители, которые считают, что у нас со школой и с воспитанием детей в стране все хорошо. Хотя воспитание осуществляется по остаточному принципу, - говорит протоирей Новосибирской православной епархии Борис Пивоваров. - А если родитель видит, какие проблемы есть у нас сегодня с воспитанием и какие страшные случаи в школе бывают все чаще и чаще, тогда он задумается: может, и нужно введение этого предмета".

Чтобы свести конфликты к минимуму, представителей конфессий допускают только до общения с родителями и учителями. С ребятами о религии беседуют исключительно школьные учителя. Но это породило новые конфликты, теперь уже между школой и церковью. Священнослужители не уверены, что учителя, как люди светские, могут корректно и грамотно рассказывать детям о вере.

"Есть проблемы подготовки педагогов, чтобы они действительно преподавали основы религиозных культур, а не что-нибудь другое. Поэтому 21 мая 2010 года Минобр направил письмо во все регионы с предписанием: для обеспечения свободного выбора привлекать к учебному процессу представителей конфессий, - рассказывает протоирей Борис Пивоваров. - Путин в феврале (2012 г.) сказал, что этот предмет должны преподавать священнослужители или теологи. У нас не светская, а духовная страна. Даже в гимне есть слова "Россия – священная наша держава". Если мы говорим о светском характере образования, мы отвергаем духовность. Есть священники, которые имеют степень и преподают в вузах или имеют педагогическое образование. Если их не пускать в церковь – это будет запрет на профессию, это нарушение целого ряда статей конституции".

Директор Центра культурологического и религиоведческого образования Наталья Попова признается, что на школу оказывается жесткое давление Православной церкви. Но пока пустить священников в школы невозможно из-за отсутствия законных на то оснований: "Действительно, есть стенограмма выступления Владимира Путина, где речь идет о участии священнослужителей в ведении данного урока. Но стенограмма не имеет юридической силы. Сейчас мы руководствуемся законом "Об образовании», где говорится о том, что у нас светский характер образования в муниципальных школах. Поэтому преподают учителя".

О некоторой идеологической предвзятости говорят и родители. "К нам на родительское собрание пришла завуч и сказала, - выбираем модуль "основы православной культуры". Это приказ министерства. Родители не стали проверять достоверность сказанного завучем и согласились. Больше возмущались не над содержанием курса, а над тем, что ушел дополнительный час английского", - рассказывает Жанна Заславская, дочь которой в 2010 году изучала ОРКСЭ.


Последнее слово – за родителями

Есть и еще одно мнение, возможно, самое правильное: не распыляться на конфликты, а постараться вникнуть в предмет и помочь своему ребенку понять что-то новое, сущностное об этом мире и этой жизни. Это мнение учителя. Галина Стволова, учитель русского языка и литературы, теперь еще и курса светской этики Информационно-экономического лицея Новосибирска:

"Я изначально не разделяю этику светскую и духовную. Преподавая литературу, мы говорим о вечных ценностях. Этические категории одни во всех религиях и понятны для каждого человека. Когда задаю детям какую-то работу, например, расскажите, какие добродетели ценятся в вашей семье больше всего, я делаю вывод, что молодые родители не придают этике должного значения. А ведь какие у нас темы: добро и зло, честь, совесть, стыд. Понимания этих понятий остро не хватает нашему обществу. Два года я отклика от родителей не чувствую".


Читайте также:
Бог, смерть и другие детские фантазии
Религия детям - как и когда?


Tags: Школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 73 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →