текст: Лена Чарлин, iz_antverpena
Фразу «я – сам!» дети начинают употреблять с той поры, когда учатся говорить. И эти слова не стоит оставлять без внимания. Быть самостоятельным – значит уметь справляться с трудностями, проявлять инициативу, принимать решения, не зависеть от посторонних суждений. Поэтому нам, родителям, стоит радоваться, когда мы слышим, как ребенок хочет действовать без нашей помощи.
Человек маленький, а делать ему хочется все, что можно взрослым. Вызывать лифт. Самому выбирать себе одежду. Наливать всем членам семьи сок в стаканы. Оплачивать свое мороженое в магазине.
И ведь желания самые простые, выполнимые. А все-таки часто не хватает родительского терпения, и вот мы обуваем и одеваем четырехлетку, который вполне может справиться с одеждой сам. Кормим с ложки неторопливого ребенка, потому что так быстрее и чище. Убираем за него игрушки. Перебиваем желание словами «Не надо, прольешь, лучше я сама».
А ведь решение может быть простым: нужно создать условия для того, чтобы ребенок мог проявлять необходимую ему инициативу.
Как помочь малышам быть самостоятельными
- на полу возле лифта соорудить подставку, на которую ребенок может вставать и дотягиваться до кнопки вызова;
- дать ему ложку и закрыть глаза на беспорядок вокруг стола. А после освоения ложки показать, что и на вилку очень удобно накалывать сыр, овощи и мясо;
- поучиться переливать воду из емкости в емкость во время купания или показать, что это можно легко сделать с помощью воронки;
- позволить открывать ключом несложный замок входной двери;
- удобно разложить одежду в комоде, чтобы ребенок знал, на какой полке находится нижнее белье, носки, футболки, и сам мог выбирать, что сегодня надеть;
- в ванной организовать ступеньку, чтобы ребенок легко дотягивался до крана раковины и сам мог вымыть руки. Сделать так, чтобы зубная щетка, паста и мыло также находились на уровне, доступном для ребенка.
- повесить низкий крючок для детского полотенца;
- сделать так, чтобы ребенок мог легко снять с вешалки верхнюю одежду. Организовать в прихожей полку или любое удобное место, где будет лежать его уличная одежда и игрушки;
- оставлять перекусы в зоне доступа детей. Вымытые фрукты – в миске на столе, печенье в банке на низкой полке, творожок – на полке холодильника близко к краю;
- разрешать расплачиваться на кассе в магазине и складывать продукты в тележку;
- завести рюкзачок или сумку, за которую ребенок будет отвечать, собираясь на прогулку, и в которую в случае необходимости сможет положить что-то, помогая вам разделить ношу купленных продуктов;
- просить ребенка о помощи: что-то достать, подержать, принять участие в общем семейном деле. Это повышает самооценку и способствует тому, чтобы помощь близким вошла в привычку.
Чтобы ребенок мог справляться с чем-то самостоятельно в будущем, сегодня родителям необходимо объяснять и показывать, как делать те или иные вещи:
- Как отрегулировать температуру воды в кране.
- Как надеть перчатки.
- Как застегнуть молнию на кофте (к узкому язычку молнии можно пристегнуть колечко, чтобы маленькие пальцы лучше справились с задачей).
- Как по ярлычку отличить переднюю сторону футболки от спинки.
- Как знакомиться с другими детьми на площадке и спрашивать разрешения поиграть с чужой игрушкой. Родители – недипломированные, но самые важные в жизни детей учителя.
Самостоятельность школьников
Чем раньше ребенок поймет, что у него есть домашние обязанности, тем проще ему будет к школьному возрасту привыкнуть к самостоятельному выполнению домашних заданий. В три-семь лет обязанности могут заключаться в наведении порядка в комнате, поливе цветов и других посильных делах. А в школе одним из главных навыков станет самостоятельное выполнение домашних заданий. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок делал уроки не под давлением, а сам осознавал необходимость учебы.
Для этого необходима мотивация. Школьнику средних классов проще объяснить, для чего нужно хорошо учиться и тщательно готовить домашние задания. А для учеников начальной школы мотивация «для приобретения знаний» звучит размыто. Зато первоклассники очень любят поощрения в виде наклеек-звездочек, грамот, похвалы учителя, и это их очень стимулирует на то, чтобы выполнять домашнюю работу. Постепенно при последовательном подходе и мягком родительском контроле дети приучаются планировать время так, чтобы выполнение домашнего задания было в приоритете.
Важно донести до ребенка, что в случае затруднений взрослый всегда придет на помощь. Объяснит непонятную тему. Научит пользоваться словарями. Подскажет, что большое задание можно разбить на пункты и выполнять его по частям. Что диалог на английском языке выучится легче, если выписать в столбик ключевые слова каждой реплики и учить диалог по этим ключевым словам.
Чтобы развить самостоятельность ребенка-школьника, нужно научить его пользоваться будильником и понимать время, чтобы он мог планировать день, контролировать нахождение за компьютером и телевизором. Школьник может сам готовить часть своего завтрака – бутерброд или хлопья с молоком.
Нужно учиться аккуратно переходить дорогу и подробно обсуждать правила безопасности, ведь однажды обязательно настанет день, когда ребенку нужно будет впервые добраться до школы одному.
Родители обязательно должны поощрять детский энтузиазм, поддерживать чувство уверенности в себе и принятие самостоятельных решений. Бывает, что такие решения влекут за собой ошибки. Но если это не жизненно важные моменты, а бытовые мелочи, то ошибки – часть жизни, из которой дети извлекают уроки, и они тоже должны случаться. Наша задача – находиться рядом, поддерживать начинания и быть готовыми всегда прийти на помощь.
Читайте также:
Дети с сильной волей
Если ребенок не хочет: игра вместо давления
Николай Андреев: как увлечь детей наукой
Мария Сурыгина: "Это не ребёнок непослушный, это ваши методы не работают"