Текст: Ольга Сидорушкина
Советский педагог и писатель Антон Семёнович Макаренко по праву признан одним из четырех наиболее выдающихся педагогов мира. Его авторская методика воспитания в 20-е годы прошлого столетия творила чудеса. Некоторые моменты пригодятся и современным родителям.
(5 принципов воспитания сильной личности)
Один умный человек (Дима Ефимов) говорил,
"собственно говоря, эта книга - "Республика Шкид" - есть добросовестно нарисованная картина педагогической неудачи" - сказал как раз сам Макаренко.
А про беспризорников и малолетних преступников при царизме почитайте хоть Гиляровского.
Нельзя же так.
Это должна быть работа с инструментами на разборку старого электрооборудования, например. Цех с подъемно-транспортным оборудованием - подъемники, краны, электрокары, распаечные машины. Рабочие места с хорошим освещением. Рабочая одежда - куртки, штаны, шлемы, перчатки. Ручной инструмент: плоскогубцы, отвертки, торцевые и прочие ключи. Электроинструмент: дрели, гайковерты.
Участники трудового процесса: 12-летние школьники, интересующиеся техникой и желающие освоить рабочие специальности со сдачей экзаменов и получения дипломов.
Естественно, контроль старших, опытных рабочих или мастеров.
Это то, что касается трудовой деятельности.
При этом цехе оборудовать маленький живой уголок: черепашки, пони, аквариум. Детский театр на этот возраст и киностудия.
Периодически "присылать" как бы по ошибке вместе с оборудованием на разборку, допустим, скафандры водолаза и космонавта...
"Дергать за штаны" разных специалистов, которые могли бы интересно рассказать о своей специальности.
А творчество? Сочинение рассказов, новелл, эссе. Изобразительное искусство, графика. Основы, конечно. Чтобы заинтересовать, проявить способности, наклонности.
У Макаренко возможностей было гораздо меньше и тем не менее было и промышленное производство( тех же "Леек" и "ФЭДов"), работа на земле, а в свободное время - театр.
В любое время можно сделать интересно для ребят, если за это дело возьмутся люди взрослые, но выдумщики. И будет у них свой круг интересующихся ребят.
Конечно, немало найдется "пользователей", которые в Интернете по одной и той же онлайн-игре не один раз пройдут - это проще, чем придумать схему своей игры, найти программистов и сделать свою игру, пока не сложную. Но это только пока...
То есть я за человека творческого, который может разбудить интерес у ребенка и привлечь его на свою сторону. Антон Макаренко как раз и был таким человеком.
У меня внук просто отказался от школы, второклассника выгнали из двух школ. Сейчас висит между неопределённостями
Это просто адаптация современного ребенка под требования схемы Макаренко. При всех условиях - это коллектив, который решает многие вопросы, позволяющий ребенку раскрыться среди себе подобных. Производственно-культурный центр. Интересно мнение специалистов, работающих с детьми.
Пятитомник Макаренко я прочитал от корки до корки раз пять. Есть у меня два фильма - экранизации: "Флаги на башнях" и "Педагогическая поэма". Кстати, экранизаций творчества Гайдара гораздо больше.
В моей коллекции фильмов много про школу и школьников - от "Наше призвание" до "Дожвем до понедельника", есть и книги педагогов. Был вожатым в пионерлагере, как раз с 10-12 летними. Скучно не было. Помню, девчонки-вожатые на младших группах уматывались в усмерть и падали спать без задних ног. Я следил за малышами. Интересно - некоторые спали так в тихий час, что по ним бегали, над ними дрались подушками, орали и хохотали, а им хоть бы что! Начальник лагеря с обходом, нарушителей заставляли прибираться вокруг корпуса, подметать, мыть полы. Скучная работа. Я раздавал задания: ты Петя - будешь подметальной машиной, Ваня - самосвалом, а Коля - машиной поливальной. С каким удовольствием они во все это играли!..
А вашему внуку никто серьезно не объяснил, что есть правила жизни в обществе: сначала школа, потом средне-специальное образование, институт и собственно работа на производстве или в НИИ. Не зная азов, невозможно перепрыгнуть сразу в институт или на производство. Яркий пример - гастарбайтеры. В общей массе здоровые мужики - разнорабочие с низким заработком.
С вашим внуком нужно серьезно, много разговаривать, приводить примеры - что будет. Конечно, он изложит свою версию, дальнейшей жизни.
Как пример - люди, которые не учатся, но покупают дипломы. Например, врача. Ты идешь к нему с надеждой в излечение, а он все время учебы по клубам шастал, да развлекался. Он тебя инвалидом сделает, если не уморит и кого винить?
На все возражения внука, можно привести десятки контраргументов, не оставить вашему мальчишке ни малейшей лазейки.
Пример из жизни - моей племяннице мать писала сочинения, сама она на уроках - на тройку. С грехом пополам сдала экзамены в институт и началось: нужно писать рефераты, а она никак - нет начальных знаний по русскому языку. Пришлось изучать учебники начальной школы. И все-таки - простые тексты она может написать, сложные статьи - ни в какую! Один институт пришлось бросить, поступила во второй... все равно работает не по специальности.
Союз был впереди планеты всей по многим параметрам, образованию в том числе.
Методика Макаренко