-->

Сайт для всей семьи


Previous Entry Share Next Entry
Робототехника для девочек
familyr_school wrote in letidor


текст: Ирина Кулагина

Чтобы увидеть, как собирают программируемого робота, и могу ли вместе с дочерью Алиной справиться с такой задачей, я решила посмотреть занятие в новосибирском центре Диоген. Выбрала LEGO NXT на возраст «8+». В рамках федеральной программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России» эти конструкторы поставлены во многие школы и центры дополнительного образования страны. В каких-то школах робототехника уже является частью курса информатики и самим за конструктор платить не придется (а стоит он от 15 тыс. руб). Для дошкольников и младших школьников есть конструктор попроще - LEGO WeDo. Это такой сборно-разборный крокодильчик, функционал у него только один – передвижение, самое сложное - прохождение лабиринта. Хотя для начала тоже хороший вариант.



Конечно, не обязательно LEGO выбирать в качестве образца. Идейно схож с LEGO, но разнится с ним по содержанию, немецкий Fischertechnik. По мнению специалистов, он ближе к промышленному роботу. Хотя, если говорить о встраивании в школьную программу, то у него больше преимуществ. На нем легче и нагляднее можно собирать всевозможные физические приборы, станки и прочие механизмы.

У LEGO NXT есть несколько вариантов сборки роботов для разного функционала. Это может быть робот, который транспортирует предметы из точки А в точку Б, этакий грузовоз, который сам определяет, как доехать до нужного места и где какой груз оставить. Или робот-строитель, который захватывает предметы и перетаскивает их на нужное место. Каждый может придумать что-нибудь на свой вкус. Ради эксперимента я собирала самую простую модель, похожую на мультяшного Walli. У него 4 типа датчиков, все помогают ориентироваться в пространстве, передвигаться. 5-классники Центра по работе с одаренными детьми "Диоген" собирают его за 20 минут. Мне потребовался 1 час.

Как и положено девочкам, начала я с инструкции по сборке. Первые страницы – самые простые, типа прикрепить к поперечной балке две направляющие, зафиксировать конструкцию. С такого и нужно начинать, чтоб не испугаться. Далее следовали более разветвленные конструкции, приходилось часто сверятся с инструкцией. И еще я все время терялась в ящике с детальками: так трудно было найти балку, в которой 5 дырочек, а не 7, короткую шпуньку, а не среднюю. В инструкции все дано в натуральную величину, можно свериться. Хорошо, что нет в LEGO отверток и гаечных ключей, как в алюминиевых конструкторах из моего детства, все зажимы можно защелкнуть руками. И еще укрепляло веру в себя присутствие преподавателя по курсу робототехники Центра Диоген Сергея Якушкина. 

Одно за другим устройство я ставила на место, и вот мой робот был готов. Теперь нужно было его оживить – подключить к компу и запрограммировать. Я ожидала увидеть что-то вроде MS DOS, когда на экране ты видишь только диспетчер задач и сам набиваешь закодированную команду в командной строке.



Командная среда NXT

Мы программировали на языке NXT G, это намного проще, чем iTunes для iPad. Слева в окне программы – варианты команд, справа – командное поле. Необходимую последовательность действий ты просто переносишь слева на право, формируя цепочку. Параметры каждого действия можно отрегулировать в нижней части командного поля, там для каждого параметра есть свой значок.

Несмотря на свою простоту, NXT G – это упрощенный вариант программы LabVIEW, язык программирования современной физики. Этот язык позволяет отобразить на экране монитора любой прибор, который нужен экспериментатору. Сигналы поступают с датчиков, а потом обрабатываются в компьютере по алгоритму, заложенному в программе, и результат выводится на монитор в виде всевозможных индикаторов, диаграмм.



Командная среда LabVIEW.

Мой робот разговаривал со мной, убегал от меня, разворачивался и возвращался, а я гонялась за ним по коридору, как кошка за клубком. Вот так же вы и ваш ребенок сможете построить свой собственный луноход и, играючи, приоткрыть дверь в мир большой науки.

Читайте также:
Конструкторы: от дудки до радио
Конструкторы: происхождение видов
Роботы: игра в естестевенные науки


  • 1
> В рамках федеральной программы «Робототехника:
> инженерно-технические кадры инновационной России»
> эти конструкторы поставлены во многие школы и центры
> дополнительного образования страны. В каких-то школах
> робототехника уже является частью курса информатики

Ну вот и подтвердилось то, о чем я говорил в комментариях к прошлой вашей статье. Монополизм Lego наступает на нас теми же методами, что и монополизм Microsoft:

"Спонсор этот влез в нашу систему образования, да и в остальные министерства, на самом высшем уровне. Результатом и стало то, что у нас теперь любая компьютерная задача в стране решается через жопу - то есть через Exel. Мне вот люди иногда присылают какой-нибудь список из трех пунктов: в виде экселевской таблицы на два мегабайта весом. Но это ведь ровно та же история, что будет с роботами Лего. Просто Microsoft впаривает всем бухгалтерские программы, а Лего впаривает аналог современного фабричного станка. Но в обоих случаях речь идет об инструментах для узкого применения, которыми подменяют широкие базовые знания".
http://letidor.livejournal.com/72194.html?thread=1023234#t1023234

Кстати, было бы очень интересно посмотреть, какие еще компании участвовали в конкурсе на эту школьную "Робототехнику". Я сильно подозреваю, что никаких альтернатив в тендере просто не было, потому что госзаказ был написан под одного конкретного клиента - Lego. Ай да Фурсенко, ай да маркетолог!



Edited at 2012-04-16 10:12 am (UTC)

В огороде бузина, а Киеве дядька!

>Спонсор этот влез в нашу систему образования... Результатом и стало то, что у нас теперь любая компьютерная задача в стране решается через жопу - то есть через Exel.>
У вас слово Excel написано с ошибкой. Думаю это характерно именно для тех людей, которым приходит в голову "решать любую задачу через ж..пу".

Для справки:
1. Microsoft разрабатывает операционные системы и прикладные пакеты программ, но бухгалтерских программ в его продукции нет.
2. Программы бухучёта пишутся на основе баз данных, а не Excel. (Хотя большинство поддерживает Excel как один из форматов ввода/вывода данных)
3. Круг "компьютерных задач" не ограничивается бухучётом.

Здравствуйте.
Я не совсем поняла, при чем тут "робототехника для девочек"? Доказано, что девочки собирают роботов с большими трудами, чем мальчики? Или эти роботы мальчикам не подходят чем-то?

Ну тут редакция несколько урезала мои размышления о собственном детстве. поэтому вам и не понятно. В детстве я не любила конструкторы. Просто ни родители, ни воспитатели в детсаду, ни учителя в школе не показали в нужное время мне, как в них играть. никто у меня не развил любовь к конструированию и мотивацию к этому. В школе эта «нелюбовь» вылилась в тройки по геометрии. Во взрослом состоянии – в неумение ориентироваться и представлять предметы в пространстве, в 3D что называется. Отсюда трудности с парковкой автомобиля, проблемы с перестановкой мебели и полное отсутствие дизайнерского мышления. И вообще в мое время считалось, что конструктор - это игра для мальчиков. а девочкам - куклы и посудка. А этим материалом я хотела сказать, что конструктор - это очень даже для девочек, это интересно и маме, и ребенку, даже если у ребенка и нет явной тяги к технике.
Поверьте, и сейчас не все родители задумываются над тем, чтобы девочкам конструкторы покупать. хотя во взрослом состоянии это ой как пригодиться! И мне кажется, в этом плане федеральная программа - это благо. она рассчитана на усредненного потребителя. если ваш ребенок блещет конструкторским мышлением и ас в программировании - да, не интересно ему будет на обычном занятии по сборке робота Lego. отдайте его в физматшколу, например, там предмет преподают на другом уровне. так что выбор есть, главное, с чего-то начать.

Евангелисты в школе: Lego идет путем Microsoft

Пользователь lexa сослался на вашу запись «Евангелисты в школе: Lego идет путем Microsoft» в контексте: [...] уже является частью курса информатики". Это у нас в Летидоре новая статья про Лего-роботов [...]

Может ли мама "справиться" с роботом?

- А зачем? Ответьте сначала на этот вопрос!

Если цель - собрать игрушку, которая просто будет жужать (согласно заданной заводской программе), то безусловно, прочитав инструкцию, это сможет освоить любая мама и любой 8-летний ребёнок. ...Только в этом контексте, глупо говорить ни про мир большой науки, ни даже - про часть курса информатики. Для 8-ми летнего ребёнка это не более, чем забавная игрушка.

Вот, если бы у вас появилось желание запрограммировать нечто своё, отличное от набора готовых программ - тогда можно было бы порассуждать и про информатику и про дверь в мир большой науки. ...Только это вряд-ли под силу 8-летке.

В общем, я считаю: то, что написано в статье не имеет никакого отношения к слову "робототехника".

Re: Может ли мама "справиться" с роботом?

> В общем, я считаю: то, что написано в статье не
> имеет никакого отношения к слову "робототехника".

А поздно, поздно. Там же написано в самом начале: это уже федеральная программа, это уже входит в курс информатики. Это и ответ на вопрос "зачем". Да просто дети будут домой приходить с такими заданиями, которые изначально заточены на легкую вертикальную отчетность, на примитивное модульное мышление.

Именно это я вам и пытался втолковать, когда критиковал Лего-роботов. Дело не в конструкторе, а в том, как делается у нас "образование с маркетингом".


Re: Может ли мама "справиться" с роботом?

У вас, как всегда - одни эмоции и ни каких аргументов.

Что поздно? Поздно придумали хоть какую-то федеральную программу? Согласен. Могли бы раньше. :)

На вопрос "зачем":
Для читающих по диагонали, повторю вопрос полностью: зачем ребёнку 8-лет (и его маме) разбираться с роботами и может ли это иметь хоть какое-то отношение к курсу информатики?

>как делается у нас "образование с маркетингом">
Про маркетинг я промолчу, а образование у вас не делается никак. То есть - вообще никак! И Лего здесь ни при чём. А Фурсенко - всего лишь винтик в системе. В совковой системе, где никто ничего не делает лично, а свято верят в то что обо всём позаботится кто-то "там наверху".
Лет 30 назад все стимулы пропали (идеологические), с тех пор система пущена на самотёк и благополучно деградировала до уровня Буркина Фасо. Хорошо ещё, что ещё встречаются отдельные родители, которые вбивают своим детям, что учение - это свет, а интернет предоставляет неограниченные возможности для самообучения.

Re: Может ли мама "справиться" с роботом?

Не в совковой. Уже лет 20 как в демократической :)

Re: Уже лет 20 как в демократической

Никаких признаков демократической (кроме названия) не наблюдается. Правильнее было бы назвать декоративно-монархической с полным беспределом ОПГ на местах.
А "совок" это не общественный строй, а идеология. К сожалению, это передаётся по наследству.

Re: Уже лет 20 как в демократической

> А "совок" это не общественный строй, а идеология.
> К сожалению, это передаётся по наследству.

Осталось только узнать, какая альтернативная идеология передается по наследству у вас в Прибалтике. Шведская, немецкая или уже американская?

Re: Уже лет 20 как в демократической

Вы считаете, что какая-либо идеология (кроме нацисткой) может зависеть от национальности??? Или от принадлежности к какому-либо государству?

Господи, неужели все журналисты априори неспособны вникнуть ни в один вопрос, а только извергают бессмысленный словесный понос, зацепившись за первое знакомое слово?!

Я играл в Лего с 4 лет, простейшие инженерные навыки вполне хорошо формируются.
Серия Техник только появилась тогда, не успел дорасти до нее - жалею, сто не получил эти знания раньше.
По поводу РобоСерии - правильно, пускай изучают.

А то сейчас ни машину нормальную в стране не могут сделать, ни на станке с ЧПУ работать (не говоря уже об обрабатывающих центрах) - может хоть на смену "поколению Яги" что-то вырастет, а?

Это здорово, что такие предметы появляются в школах России! Недавно узнала, что в мире, а в частности в Европе, проходят соревнования Лего Лиги. Кстати, тут несколько фотографий с такого мероприятия: public.fotki.com/kaplya-volshebstva/roboty/

  • 1
?

Log in

No account? Create an account